5086

Расплата за проезд

Один  день  из  жизни акима Семея Ермака Салимова, который колесил по городу в общественном транспорте

Мэр решил ответить тем семейчанам, кто поспешил обвинить его в том, что он нарушил собственное обещание допустить повышение стоимости проезда только после улучшения качества обслуживания пассажиров (см. “Трудно не хамить?”, “Кто его заставит? Он же - частник!”, “Время” от 25.5 и 12.7.2017 г.). 

С 1 августа стоимость проезда в общественном транспорте Семея возрастет, как ожидается, с 60 до 80 тенге, а жалоб пассажиров на перевозчиков меньше не становится.
- Наш сегодняшний рейд посвящен тому, как улучшить качество перевозок, - ввел в курс дела Ермак Бидахметович журналистов, приглашая пройти с ним на ближайшую автобусную остановку.
С этого момента и до конца рейда к нам прикованы ошарашенные взгляды пассажиров. Как только наша орава взобралась в первый попавшийся автобус (он следовал по маршруту № 41), по салону пронесся шепоток: “Это же аким! Салимов!” И пока наши попутчики вытягивали шею, чтобы получше рассмотреть Ермака Бидахметовича, кондуктор впала в оцепенение - видимо, подсчитывала упущенную выгоду. Акима сопровождали полтора десятка человек: кроме журналистов представители разных отделов акимата, а также центра управления пассажирским транспортом (ЦУПТ) и специальный гость - заместитель директора ТОО “Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций” Байболат БАЙМАХАНБЕТ.
- Нет, мы не безбилетники! - явно обрадовал кондуктора новый руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Сериккали ЖУМАНОВ (на снимке), рассчитываясь за всех.

К слову, он не раз за время рейда демонстрировал перед объективами длинную ленту проездных билетов…
Ермак Салимов и Байболат Баймаханбет отлично вписались в схему “хороший и плохой полицейский”. Если первый миролюбиво беседовал с кондуктором, то второй так и норовил застать того врасплох.
- У вас что, остановки не объявляют?
- Сейчас же водитель по микрофону объявил.
- Я уже понял, как в Семее объявляют остановки, - ехидничал гость. - Где-то - водитель, где-то - кондуктор. Захотят - объявят, не захотят - промолчат. А надо включать аудиозапись. На каждой остановке! На государственном и русском языках.
Вот Баймаханбет бросает придирчивый взгляд на кондуктора:
- Почему не в униформе? Водитель и кондуктор должны быть в униформе!
Растерявшаяся женщина отводит глаза. Пассажиры знают: “униформа” для кондукторов в Семее летом - видавшие виды майки и шорты…
Специалисты ТОО “Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций” во главе с Байболатом Баймаханбетом прибыли в Семей по приглашению местных властей еще в конце апреля, чтобы разработать новую маршрутную сеть общественного транспорта с учетом интересов жителей отдаленных микрорайонов. Для этого 60 нанятых счетчиков должны были подсчитывать количество пассажиров, проехавших за день по тому или иному маршруту. Но в большинство автобусов их не пустили! Среди них и маршрут № 41, кондуктора которого с пристрастием допрашивал Баймаханбет.
- Всего в Семее шесть перевозчиков, - поясняет он, - из них четыре мелких. Они пустили наших счетчиков. А вот два крупных (ТОО “Семавтопарк” и ТОО “Азия Combi”, они обеспечивают 70 процентов маршрутов. - М. Г.) не пустили, ссылаясь на то, что автобусы частные. Хотя уполномоченным органом является акимат, маршруты акиматовские. Так перевозчики на нас еще пожаловались в прокуратуру! Мол, мы ущемляем их права незаконными проверками. Но в том-то и дело, что мы их не проверяем, а изучаем пассажиропоток, чтобы разработать маршрутную сеть!
Свою правоту Байболат Баймаханбет доказал. Но реализация проекта, на который из городского бюджета выделено 35 млн. тенге, затягивается.

Тем временем автобус № 41 привез нас с центральной площади города на левый берег. Оттуда бежим вслед за акимом в автобус маршрута № 11. Здесь руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автодорог Сериккали Жуманов рассказывает журналистам еще об одной попытке властей улучшить качество перевозок. Долгое время семейчане жаловались на то, что вечером автобусов практически не дождаться. Официально общественный транспорт заканчивает работу в 21.00, но водители массово сходят с линий уже после 19.00! И вот теперь по многочисленным просьбам горожан работа большинства городских маршрутов наконец-то продлевается. Во всяком случае, планы такие.
- Пять самых протяженных маршрутов будут работать до 22.30. Остальные - до 21.30-22.00, - обе­щает Сериккали Жуманов.
- Итоги рейда показали, что далеко не все водители автобусов знают, что им уже завтра выходить на маршрут по новому графику, - сказал чуть позже Ермак Салимов. - Это удручает. Будем выяснять причину этих пробелов в знаниях водителей: то ли это недоработка отдела пассажирского транспорта, то ли руководители предприятий не довели до сведения своих работников новые графики движения.
Но семейчане лишь посмеиваются: мол, как автобусы не ходили до “старого” времени, так и не будут до “нового”. А на бумажке что угодно можно написать...
Конечная остановка маршрута № 11 - железнодорожный вокзал. Здесь внимание Байболата Баймаханбета привлекает китайский микроавтобус - “муравей”, как его прозвали в народе. Лобовое стекло испещрено трещинами, фара разбита.
- Вы понимаете, что в таком виде автобус не должны были на линию выпускать? - наседает эксперт на водителя. - Вас же хоть сейчас полиция может оштрафовать!
- А что тут такого? - невозмутимо парирует шофер. - Подумаешь, камень отлетел. С кем не бывает…
А сколько таких автобусов колесят по дорогам Семея - измызганных, грязных, с фанерками вместо стекол, битых-перебитых, давно отслуживших свой срок!..

В ноябре прошлого года аким города рассказал нашей газете, что после подписания предварительного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития, согласившимся профинансировать проект модернизации общественного транспорта двух крупных городов Восточного Казахстана, Семей мог рассчитывать на кредитную линию в 4,5 млрд. тенге. На эти деньги городской акимат совместно с ЦУПТ планировал приобрести у местного завода автобусной сборки СемАЗ 80 современных машин, чтобы сдавать их в аренду перевозчикам. С тех пор успело пролететь уже больше полугода, а планы пока так и остаются планами. В этот раз Ермак Салимов поведал журналистам, что нашлись предприниматели, которые в ближайшее время за свой счет приобретут у СемАЗа девять комфортабельных автобусов. Причем это не один из шести действующих перевозчиков, а претендент, готовый составить им конкуренцию. Заметим, что один маршрут в Семее в среднем обслуживают шесть-восемь автобусов. А всего в городе около 50 маршрутов.
На самую многолюдную остановку “Центральный рынок” мы добрались к шести часам вечера. Решив переговорить с женщинами, ожидавшими свой автобус, Ермак Бидахметович нарвался на бурю возмущения. По их словам, они уже час караулят популярный маршрут № 35, который обслуживает ТОО “Азия Combi”.
- Очень плохо автобус ходит! Всегда переполненный! В выходные вообще нереально дождаться! Едем из поселка Восточного на рынок, чтобы подешевле купить овощи и фрукты. А назад приходится возвращаться на такси! - чуть не плачет пенсионерка.
И, разумеется, все, кого выслушал аким на остановке, решительно против повышения стоимости проезда.
Наконец подходит 35-й... В тесноте и духоте возвращаемся на центральную площадь, всю дорогу выслушивая жалобы от пассажиров на работу этого маршрута. Стоит мне сказать, что с завтрашнего дня 35-й будет ходить до 21.45, меня поднимают на смех: “Да если уже после шести вечера его не дождаться, как он до десяти вечера будет ходить?!”.
Теоретически, если регулярность маршрута менее 70 процентов от плана-заявки, договор с перевозчиком можно расторгнуть через суд. Что и сделал недавно городской акимат, разорвав договор с ТОО “Семавтопарк” на обслуживание сразу трех маршрутов - № 37, 45 и 5. По словам Ермака Салимова, временно эти маршруты обслуживают некие “ребята с дороги”. Их попросили помочь городу, пообещав, что в будущем они смогут участвовать в конкурсе на обслуживание этих маршрутов. Однако пассажиры отмечают, что стало намного хуже. Если раньше автобусы маршрутов № 37 и 45 ездили, хоть и редко, то сейчас их не видят вообще…
Самое печальное, что все остальные многочисленные нарушения просто сходят перевозчикам с рук, констатирует Ермак Салимов.
- У всех водителей спрашиваем: “Медосмотр проходите?” - “Проходим!” - “Сколько раз?” - “Один раз”. А должны два: до смены и после смены. Нарушение! А предъявить мы им сейчас ничего не можем. Потому что перевозчики отказываются подписывать с ЦУПТ договор на обслуживание, который предусматривает штрафные санкции. Мы собираемся через суд добиться от них подписания этого договора. Тогда мы сможем их штрафовать, - поделился своими планами аким.
Вот только рядовые пассажиры не верят, что перевозчики, за долгие годы избалованные тотальной вседозволенностью, способны исправиться.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

ОТ РЕДАКЦИИ Уникальной ситуации с работой общественного транспорта Семея наш собственный корреспондент посвятил добрый десяток своих материалов, если не больше: тамошние перевозчики в прямом смысле слова диктуют местным властям свои условия! Доходит до того, что власть предержащие не в силах создать в 350-тысячном городе на Иртыше хотя бы один муниципальный автобусный парк, уже не говоря о том, чтобы ввести свои порядки на рынке общественных перевозок. А крайними в этой затянувшейся тяжбе, как всегда, оказываются пассажиры, которым приходится расплачиваться своими деньгами, нервами и потерянным временем.
К слову, осенью прошлого года наша газета целенаправленно посвятила проблемам городского общественного транспорта, в том числе и Семея, целую серию публикаций. Тогда мы ставили вопрос ребром: неужели социальный транспорт так трудно сделать визитной карточкой каждого областного центра и крупного города? У нас ведь с разных трибун твердят о необходимости поднять туристическую привлекательность нашей страны! Да и жители этих городов - разве они хуже туристов?

Поделиться
Класснуть