17619

Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!

Предпоследний день июля если не всегда, то наверняка долго будут помнить счастливчики, которым улыбнулось на халяву и от души откушать в трех ресторанах южной и северной столиц

В Астане и Алматы на этой неделе любителям ресторанной кухни предложили заплатить не по чеку, а… как захочется, так сказать, по зову души и желудка. Или, на худой конец, по справедливости. В одной из групп в социальных сетях, посвященной обсуждению питейных заведений, бросили клич: 30 июля сеть из трех ресторанов, один из которых находится в северной столице, а два - в южной, проводит акцию “Бесценный день”. И народ повалил и оторвался по полной!

Всех желающих пригласили отведать блюда из стандартного меню. При этом оговаривалось: вместо чеков посетителям принесут чистый лист бумаги, на котором они должны оставить свои отзывы и пожелания, а также заплатить ровно столько, сколько они посчитают нужным.
И хотя в “Бесценный день” наевшимся от пуза посетителям трех указанных ресторанов действительно приносили только чистые листы бумаги, кассиры питейно-закусочных заведений все равно пробивали чеки. Самые интерес­ные позже были выложены в Сеть. Так, согласно одному из них, нагрянувшие в обед в ресторан семеро гостей отведали ухи, пельмешек, шашлычок, форель и много чего еще. Запили чайком и закусили мороженым. Алкоголь заказывать не стали. Но даже без него и с учетом 40-процентной обеденной скидки чек вытянул более чем на 44 тысячи тенге. Посетителям такой обед, видимо, очень понравился. С благодарностью они начертали на бумажке: “Большое спасибо! Было очень вкусно!” - и заплатили четыре с половиной тысячи.
Еще двое гурманов заказали немного, но со вкусом, особенно налегая на черную икорку. Поела парочка на 23 тысячи, на “чеке” стыдливо пояснив: “В кармане только 2000 тенге”. И добавили: “И на этом спасибо!”. На ту же сумму - 23 тысячи тенге - и с такой же икрой отобедала еще одна группа гостей. После сытного ланча на троих гости смогли наскрести официанту... 800 тенге.
Но, наверное, лучше всех погуляли 20 друзей-приятелей. Честная компания не отказывала себе ни в чем - столы ломились от форели, запеченной на углях, салатов из семги, стейков из конины и нежной оленины. Запивали гости элитным коньяком 12-летней выдержки и великолепным игристым вином из французской Шампани. Немудрено, что их счет потянул на 312 тысяч тенге! Но оставили они в знак благодарности… 20 тысяч. “Это моя плата за ваше гостеприимство. В следующий раз думайте, когда объявляете акцию “День без цен”!” - резюмировал благодарный член этой теплой компании. Кстати, эти 20 тысяч тенге рестораторы не взяли. “Уж очень плохо от них пахло”, - написал в Интернете глава ресторанной сети Владимир ГОРОХОВ.
Итоги почти булгаковского аттракциона невиданной щедрости по проверке граждан на вшивость были опубликованы уже на следующий день. В двух ресторанах Алматы сеть Горохова заработала всего 34 процента от суммы, какую заведения получили бы в обыч­ный день, без акции, при том же потоке и аппетитах посетителей. В Астане и того хуже - там “щедрые” любители яств и питья оставили только 19 процентов от возможного.
Справедливости ради отметим: 30 июля в рестораны приходили и те гости, которые платили больше, чем выходило по чеку. Правда, и суммы там поскромнее - тысяч десять на компанию.
После публикации этих подробностей в Сети земляки обрушились с критикой на гурманов: “позорники”, “бишара”, “чайки”. Правда, некоторые участники группы провели небольшой маркетинговый анализ и пришли к выводу, что сеть ресторанов больше приобрела, чем потеряла. Одни писали: в ресторанной группе более 7 тысяч участников, большинство из них сочувствуют владельцам увеселительных заведений. И эти сочувствующие - неплохая армия потенциальных клиентов. Другие замечали, что рестораны вряд ли сильно ушли в минус, поскольку обычно в питейных заведениях накрутка на себестоимость достигает 300 процентов.
После завершения аттракциона неслыханной щедрости один из френдов Владимира Горохова в соцсети напрямую спросил его: а в чем, собственно, была выгода проводить такую акцию? На что ресторатор лаконично отрезал: “А Х Е З...”.

В этой фразе нам показалось столько экспрессии и недосказанности, что мы, облизнувшись, решили опросить Владимира Горохова.
- Для чего вы устраивали заведомо убыточную акцию?
- Целей было много, - серьезно ответствовал наш собеседник. - Во-первых, хотелось протестировать меню на актуальность, ведь самому старшему ресторану нашей сети уже 13 лет, и у базового меню такой же возраст. Во-вторых, более 80 процентов наших посетителей - это завсегдатаи. И с помощью такой хитрой акции мне захотелось влить свежую кровь, найти новых клиентов. В-третьих, мне хотелось оценить индекс продаваемости блюд, то есть понять, на какие блюда цена является большим тормозом для клиентов. В-четвертых, это был хороший тест для персонала: в тот день все три наших ресторана работали в экстремальнейших условиях, народу было очень много, наверное, в два раза больше, чем обычно, причем и в обед, и вечером.
- А чек на 313 тысяч тенге был самый большой в тот день?
- По сумме - да. Но там кушали 20 человек, и если раскидать деньги на каждого, получится не так много. У нас был чек на 123 тысячи на 5 человек, которые оставили в ресторане 3000 тенге. Ну, видимо, бедные студенты пришли...
- Сколько было людей, заплативших близко к чеку?
- Точно сказать не смогу. Мы еще будем анализировать. Но, грубо говоря, клиентов, которые почти попали, чуть-чуть недоплатили или переплатили, не более 10 процентов.
То, что мы уйдем в минус, для меня было совершенно очевидно. Конечно, было бы приятнее, если бы убыток оказался на верхней планке моих границ, но он оказался ближе к нижнему пределу.
- То есть дело совсем не в том, что вы мало заработали в тот день?
- Конечно, нет! Есть те, кто обвиняет меня в саморекламе, упрекает, что я себе имя делаю. Но я 13 лет на рынке, зачем мне заморачиваться?!
- Какие ощущения после акции? В людях не разочаровались?
- Окончательные итоги подводить рано. Но один железный вывод я уже сделал: у жителей обеих столиц отменный аппетит! Мне уже немало лет, и я все больше убеждаюсь, что хороших людей у нас очень и очень много! Да и те, кто недоплачивал в тот день, не плохие, а... абсолютно нормальные люди. Просто, как сказал классик, их испортил квартирный вопрос!

Виктор БУРДИН, фото из социальных сетей, Алматы


Вместо P.S. Для непосвященных. В заголовке использована реплика одного из героев знаменитого советского кинофильма “Джентльмены удачи”.

Поделиться
Класснуть