29937

Слушай, дорогой, совсем этот ГАИ тебя не уважает!

Сколько в реальности стоят коммунальные услуги? Проводились ли в стране масштабные исследования по качеству бензина на автозаправочных станциях? Почему общественность не доверяет официальной статистике? На эти и другие вопросы читателей на “прямой линии” ответил председатель наблюдательного совета общественного объединения “Казпотребнадзор” Талгат АБДИЖАППАРОВ (на снимке).

Жандос АМАНКУЛОВ, Астана:
Недавно на вашем сайте были опубликованы итоги опроса автолюбителей о взятках дорожной полиции. Участие в опросе приняли всего 1439 автовладельцев, а вы сделали вывод, что 90 процентов автолюбителей Казахстана “разводили” свои нарушения на дороге, выдав таким образом полторы тысячи респондентов за почти 4-миллионную армию водителей в общем. Почему вы так поступаете?
- Мы проводили опрос среди автолюбителей, являющихся активными пользователями Интернета. Поэтому эта цифра применима прежде всего к опрошенным казахстанским водителям. И мы не делали выводы о том, что полученные цифры в полной мере отражают реальную картину. Однако журналисты и комментаторы многих интернет-ресурсов обыграли наши данные по-своему и “примерили” результаты опроса ко всем водителям Казахстана. У любого социологического опроса есть погрешность. В данном случае погрешность относительно высока (около 5 процентов) из-за того, что в опросе участвовали только водители из числа активных пользователей Интернета, то есть в основном молодежь.
Наши социологи предвидели эту проблему, однако провести исследование иным способом не представлялось возможным. Во-первых, проблематично “вылавливать” водителей на улице для того, чтобы задать несколько вопросов. Во-вторых, как показывает практика, при личном контакте очень мало граждан готовы откровенно обсуждать свой коррупционный опыт. Тем не менее охваченное опросом количество граждан, в соответствии с методами и подходами социологии, вполне достаточно для отражения общей тенденции.

Вопрос редакции газеты “Время”:
Какую силу имеют исследования общественных организаций в сфере товаров и услуг?
- Все зависит от остроты проблемы, качества анализа, обоснованности критики и рекомендаций. За последние полгода “Казпотребнадзор” провел около 20 исследований в данной сфере. Надо признать, что некоторые из них позволили лишь поднять проблему, но не принесли каких-либо практических результатов. Однако есть и дела, которые принесли реальную пользу людям. Например, после того, как мы через СМИ рассказали казахстанцам, что по закону можно выписывать доверенности от руки, а не платить около 3000 тенге нотариусу и не переплачивать за перерегистрацию авто в дорожной полиции, ситуация в этой сфере значительно изменилась. И хотя мы в этом плане “не открыли Америку”, тысячи казахстанцев узнали, на чем можно экономить.

Александр, Алматы:
Проводились ли в Казахстане масштабные исследования по качеству бензина на автозаправках?
- Претензии со стороны автовладельцев к качеству бензина вполне справедливы, поскольку нефтепродукты должны соответствовать государственным стандартам и существуют обязательные требования к проверке их качества. Однако лабораторные исследования образцов - удовольствие достаточно дорогое. Разумеется, большинство автовладельцев не в состоянии самостоятельно их оплачивать.
Мы намерены добиться от уполномоченных контролирующих госорганов привлечения к мониторингу рынка нефтепродуктов представителей НПО и независимых экспертов, а также размещения в СМИ результатов проверок с детальным анализом нарушений на различных автозаправочных станциях. Но разовых акций недостаточно, поэтому независимые исследования нужно проводить регулярно. В скором времени “Казпотребнадзор” планирует составить рейтинг качества бензина на АЗС. Сначала охватим Алматы, а затем и другие регионы страны.

Жанна, Алматы:
В октябре 2012 года “Казпотребнадзор” призвал правительство к заключению меморандумов о совместной работе. Какой ответ вы получили от премьер-министра?
- Никакого официального ответа от правительства на наше обращение, увы, не последовало. Кроме того, мы отдельно обратились к девяти министерствам и агентствам с предложениями заключить меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в интересах налогоплательщиков и потребителей. При этом мы разработали и выслали им проекты меморандумов о сотрудничестве. Однако всего лишь три госоргана прислали нам официальные ответы, правда, больше похожие на отписки. К слову, проигнорировавшие наши письма ведомства тем самым нарушили законодательство о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц. В частности, это МВД, Минобразования и науки, Минздрав, Минтруда и соцзащиты населения, агентства по делам госслужбы и по регулированию естественных монополий (АРЕМ).
Однако даже при столь инертном отношении власти к диалогу с общественностью кое-какие успехи у нас все же есть. Например, после опубликования результатов опроса по коррупции на дорогах Казахстана к подписанию меморандума о сотрудничестве интерес проявила финансовая полиция. Уже идут переговоры с Агентством по защите конкуренции, готовится встреча с руководством АРЕМ, причем инициирована она самим агентством. На днях состоялась встреча президента “Казпотребнадзора” с главой МВД Казахстана Калмуханбетом КАСЫМОВЫМ.

Андрей ПОЛЕЖАЕВ, Алматы:
Пыталась ли ваша организация исследовать достоверность данных официальной статистики? На данные Агентства по статистике без слез не взглянешь, особенно когда речь идет о социальных показателях, таких как прожиточный минимум, средняя зарплата по стране и так далее.
- Нас самих эти данные ужасают. Например, при составлении рейтинга цен на хлеб в областных центрах мы сравнили официальные данные с фактической ценой. В большинстве случаев были зафиксированы серьезные несовпадения: реальная цена и вес формового хлеба почти во всех городах отличались от данных официальной статистики.
Официальные статпоказатели социальной сферы не выдерживают никакой критики. В состав минимальной потребительской корзины до сих пор не включены затраты на коммунальные услуги, да и ее набор абсолютно неадекватен. Получается, граждане должны питаться в основном хлебом и крупами! Доля непродовольственных товаров в структуре минимальной потребительской корзины составляет всего 40 процентов, чего явно недостаточно. В результате стоимость этой корзины составляет всего 18 600 тенге. Сейчас в наших планах добиться пересмотра этих показателей хотя бы до российского уровня - 6131 рубль, или примерно 30 тысяч тенге. Ведь складывается парадоксальная ситуация: цены в России практически такие же, как у нас, а вот кушать нашим гражданам положено почти в два раза меньше.
Одновременно необходимо пересматривать в сторону увеличения, хотя бы до 25-30 тысяч тенге, и размер минимальной заработной платы. Благодаря этому увеличатся доходы самой бедной части населения, снизится объем “серых” зарплат, возрастут поступления в госбюджет в виде подоходного налога. Эти доходы помогут государству частично компенсировать выросшие затраты бюджета от увеличения продовольственной корзины. Необходимо сказать о том, что нивелировать затраты бюджета правительство также может, соразмерно подняв экспортную пошлину на нефть, учитывая мировую конъюнктуру цен.

Алла ЖУКОВА, пенсионерка, Алматинская область:
Тарифы растут как на дрожжах. Скоро нам воздух начнут продавать! Насколько справедливы цены на коммунальные услуги и сколько в идеале они должны стоить, по вашему мнению?
- Увы, но на сегодняшний день монополисты не обязаны информировать широкую общественность о политике образования тарифов. В связи с этим объективность текущих цен на комуслуги определить практически невозможно. Когда мы составляли рейтинг цен в сфере ЖКХ, то выяснили парадоксальные факты. Например, самое дорогое отопление по стране зафиксировано в... относительно теплом Алматы! Разве это можно объяснить с позиции здравой логики? Конечно, нет! Мнение нашей организации таково: раз монополисты скрывают от нас политику образования текущих тарифов, значит, им есть что скрывать. Следовательно, большинство тарифов завышено.

Андрей КОВАЛЬЧУК, Карагандинская область:
В ноябре 2012 года балхашское КГП “СУ Жылу Транс” ввело сборы за заполнение отопительной системы водой в размере 26 тенге за 1 квадратный метр общей площади квартиры (в среднем 1000-2000 тенге с квартиры), объясняя, что данный платеж является разовым и будет взиматься каждый год в начале отопительного сезона. Насколько законны данные сборы?
- По сути, такие сборы незаконны. Во-первых, потому что трубы должны быть заполнены водой всегда, вне зависимости от времени года. Во-вторых, если бы это было законно, то подобная практика была бы и в других городах. Но ведь этого нет. В-третьих, если даже предположить, что монополист прав, то откуда взялась цена в 26 тенге за квадратный метр? Для заполнения труб надо намного меньше воды, чем требует с вас монополист.
Но в любом случае, прежде чем давать правовую оценку действиям монополиста, нужно посмотреть типовой договор между КСК или другим органом управления объектом кондоминиума с поставщиком услуги. Возможно, пункт об оплате за заполнение системы водой значится именно в этом документе.
Тогда вам прямая дорога в местную прокуратуру, где должны установить законность включения этого требования в договор. Не поленитесь и обратитесь на блог председателя АРЕМ. В конечном счете по поводу отмены злополучного требования потребители вправе обратиться в суд.     Причем эффект от ваших усилий будет гораздо выше, если вы предадите огласке свое разбирательство с монополистом.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Контактный телефон ОО “Казпотребнадзор” в Алматы: 354-26-56

Из досье

“Казпотребнадзор” - неправительственное, некоммерческое и неполитическое объединение граждан республики, созданное в 2010 году.
Основными целями организации являются формирование в обществе высокой налоговой культуры и культуры потребления, борьба с коррупцией, достоверное информирование населения о потребительских рынках, а также защита прав потребителей и совершенствование общественного контроля за государственными и коммерческими услугами.

Поделиться
Класснуть