6429

Ерлан ХАСЕНБЕКОВ, директор АИРИ: Пенсионной реформе есть альтернатива

Что происходит с казах­станской экономикой? Почему правительство решило увеличить дефицит респуб­ликанского бюджета этого года? Действительно ли, как утверждают чиновники, повышение пенсионного возраста женщин - единственное спасение финансовой системы страны от краха? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлан ХАСЕНБЕКОВ (на снимке).


Akademik, вопрос с сайта газеты “Время”:
Зачем правительство собирается занять миллиард долларов на внешних рынках под проценты, если можно взять эту же сумму в Нацфонде, но уже без процентов? Быть может, активы Нацфонда уже израсходованы на другие цели и в нем нет ни гроша?
- По оценкам, на апрель текущего года в Нацфонде аккумулировано 62,38 млрд. долларов. Эти данные находятся в открытом доступе, это легко проверить.
То, что государство прибегает к заимствованиям на внешних рынках, в том числе на рынке суверенных евробондов, вполне обычная международная прак­тика. Последний выпуск евробондов Казахстан погасил еще в 2007 году, после этого привлекались в основном льготные займы международных финансовых институтов для реализации программ развития.
Заем в миллиард долларов - сумма достаточно умеренная, процентные выплаты также ожидаются на вполне приемлемом уровне. Здесь стоит учитывать, что Казахстан имеет очень низкие показатели госдолга - 5,94 млрд. долларов на конец 2012 года при уровне ВВП, по предварительной оценке, в 201 млрд. долларов. Это на порядок ниже уровня долговой нагрузки большинства развитых стран, в том числе США и членов ЕС. Напомню, что по международным критериям приемлемым считается показатель госдолга до 50-60 процентов от ВВП. У Нацфонда несколько иные функции - его концепция не преду­сматривает использования аккумулированных средств для регулярного фондирования государства и кредитования экономики. Средства фонда могут быть потенциально использованы только в случае проявления в экономике острых кризисных тенденций, свидетелями которых мы были в 2008-2010 годах. Поэтому использование средств Национального фонда при наличии альтернативных возможностей крайне нежелательно.


Марина ЖАРКОВА, Астана:
Коммерческие банки кредитуют население по драконовским ставкам, объяс­няя это тем, что сами они занимают средства за рубежом под высокие проценты. Почему бы не вкладывать деньги Нацфонда в экономику страны, в те же банки второго уровня под небольшие проценты, чтобы и населению было легче кредитоваться, и денежки Нацфонда работали?
- В среднем около 9 млрд. долларов США в год из Нацфонда путем ежегодного гарантированного трансферта приходят в экономику через госбюджет. В частности, на 2013-2015 годы гарантированные трансферты из этого фонда запланированы в размере 3 трлн. 756 млрд. тенге, или около 25 млрд. долларов США. Более того, в свое время из Нацфонда привлекались и целевые трансферты. Например, в период кризиса в конце 2008 года были использованы 608 млрд. тенге в рамках одобренного правительством плана стабилизации и поддержки крупнейших банков страны, а также агропромышленного сектора и рынка недвижимости. Так что деньги Нацфонда уже давно работают на экономику. Другой вопрос - насколько эффективно? Ответить на этот вопрос может Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.


Тогусбек НАРТАНОВ, Алматы:
Является ли причиной коррупции в Казахстане отсутствие закона о лоббировании? Почему его до сих пор не приняли?
- В условиях существующего уровня коррупции одним нормативно-правовым актом, регулирующим сферу лоббирования, не обойтись. Регулирование лоббистской деятельности у нас пытаются внедрить давно. С 1999 по 2010 год правительством вносились в парламент разные варианты проектов законов о лоббировании. Все эти варианты депутаты отклоняли в силу разных причин. По сей день тема института лоббизма является горячо обсуждаемой на политической арене. Существуют два диаметрально противоположных мнения. Противники закона считают, что цивилизованный лоббизм является узаконенной формой коррупции и его принятие ставит в неравные условия участников политического процесса. Сторонники закона, напротив, утверждают, что многие действующие в стране площадки для взаимодействия с властными структурами нелегитимны. В связи с чем протекционизм корпоративных интересов создает коррупционное поле. То есть если сейчас интересы лоббируются в закрытом режиме на самых разных уровнях государственной власти и управления, то принятие закона придало бы процессу взаимодействия власти и общества цивилизованный характер. Мол, диалог велся бы по прописанным прозрачным правилам игры, утверждают сторонники закона.


Вопрос редакции газеты “Время”:
Действительно ли, как утверждают чиновники, повышение пенсионного возраста женщин - единственное спасение финансовой системы страны от краха, а ее будущих пенсионерок - от разорения?
- Нет, не единственный. Но очень действенный и простой в исполнении. Подобные решения ранее принимались в Италии, Греции, Великобритании (вступят в силу с 2020 года), Германии, Южной Корее, что придает уверенности и нашим инициаторам. Правда, во Франции поправки в законодательство о поэтапном увеличении пенсионного возраста с 60 до 62 лет с 2017 года были частично отменены декретом президента страны Франсуа ОЛЛАНДА в отношении граждан, начавших работать с 18 лет.
Демографическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что наблюдается процесс старения населения, в связи с чем возникает необходимость увеличить налоговую нагрузку на работающих граждан страны. Нельзя забывать и про катастрофический провал рождаемости в 90-х годах, в результате чего на рынке труда образовалась гигантская дыра длиною в 10 лет, которую надо чем-то закрывать. Молодые люди, рожденные в 90-х, через 10-15 лет должны будут стать ударной силой экономики. Но их будет почти на четверть меньше, чем в предыдущих поколениях, фактически почти на 1,5 млн. человек. Как возместить эти потери? Повышение пенсионного возраста действительно частично смягчит давление на финансовую систему в эти 10 лет.
Однако существует целый ряд вопросов, касающихся низкого уровня занятости и доходов женщин старше 50 лет, качества мед­обслуживания пожилых людей и, самое главное, негативного отношения общества к этим реформам и абсолютной неготовности населения их воспринимать.
Конечно, возникающие в стране проблемы необходимо решать не за счет слабейших. Лучший вариант преодоления этих проб­лем - устойчивый экономический рост и прозрачный, эффективно работающий госбюджет. Если эти условия будут обеспечены, то и повышения пенсионного возраста женщин не потребуется.


Инна СОБОЛЕВА, Алматы:
Что происходит с казахстанской экономикой? Почему правительство решило увеличить дефицит республиканского бюджета этого года, который составит почти триллион тенге, а его доходная часть резко снижается?
- В экономике Казахстана сейчас определенно замедлился рост. Темп увеличения ВВП снизился до 5 процентов в 2012 году. А индекс физического объема (уровень производства) в прошлом году и вовсе снизился по сравнению с 2011-м. Основной причиной послужили снижение цены на нефть и технические проблемы в нашем нефтяном секторе, а также спад в сельском хозяйстве. Крупнейшие мировые агентства прогнозируют рост экономики Казахстана в 2013 году на уровне не более 5 процентов, а некоторые уже снизили и эти прогнозы. Главной причиной торможения называют ожидаемое замедление темпов роста экономики соседней России.
Все это приводит у нас к снижению госдоходов, формируемых за счет налоговых поступлений, и, как следствие, к росту ненефтяного бюджетного дефицита. Но мы имеем значительный запас в виде золотовалютных резервов Нацбанка и Национальный фонд. Поэтому в этом году вряд ли почувствуем какие-либо значительные негативные изменения в экономике.
Между тем, судя по всему, рецессия в мировой экономике приобретает долгосрочный характер. По оценке большинства экспертов, на восстановление экономик США и ЕС как ключевых драйверов производства и потребления в мире понадобится еще 5-7 лет. Поэтому в случае дальнейшего снижения цены на нефть правительство Казахстана во избежание роста бюджетного дефицита будет вынуждено либо повышать налоги, либо производить эмиссию ценных бумаг, либо секвестрировать госбюджет. Либо делать понемногу все сразу.
Что касается увеличения дефицита республиканского бюджета, то это вынужденная мера, иначе правительству придется резко снижать или вовсе приостановить финансирование множества среднесрочных отраслевых и инфраструктурных программ развития. Но главной проблемой является то, что придется сокращать затраты на образование, здравоохранение и социальные статьи, составляющие в совокупности наибольшую часть расходов государственного и республиканского бюджетов. Это, естественно, обострит социальные проблемы в стране.


Nuric, вопрос с сайта газеты “Время”:
Не кажется ли вам, что для экономии бюджета надо не население гнобить, а перестать проводить ежемесячно бестолковые саммиты, форумы, конференции и прочие мероприятия, включая ЭКСПО-2017, цель которых - бешбармачные понты с нулевой эффективностью?
- Действительно, проведение большинства упомянутых мероприятий не принесло Казахстану немедленных и очевидных экономических выгод. Допуская, что страна получила определенные политические дивиденды в виде повышения уровня узнаваемости в мире, мы полагаем, что этого эффекта можно было бы достичь менее затратными способами.
Конечно, в текущих сложных экономических условиях многим может показаться, что Казахстан только выиграет от отмены планируемых масштабных мероприятий либо их переноса на более позднее время. Однако это будет означать, что все те средства, которые уже были потрачены на предыдущие мероприятия, были напрасными. Ведь имиджу нашей республики будет нанесен действительно непоправимый ущерб. А вот если во главу угла ставить вопрос рационального подхода к затратам на предстоящие мероприятия... Смогли же, к примеру, россияне расходы на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года снизить с 654 млрд. рублей до 250 млрд. рублей - более чем в два с половиной раза! Подобный подход оказался бы крайне полезен и в Казахстане.


Юрий ЧЕРКАССКИЙ, Алматы:
Казахстан пытается стать не сырьевым, а индустриально развитым государством, идет процесс вступления страны в ВТО. Какую нишу в секторе мирового производства мы могли бы занять? Проводили ли вы такой анализ?
- Вообще членство в ВТО несет как преимущества, так и недостатки. Компании, занимающиеся добычей и экспортом природного сырья, могут пользоваться сниженными тарифными барьерами. Для покупателей увеличивается выбор из более широкого ассортимента товаров по сниженным в связи с конкуренцией ценам. В то же время мелкие производители, особенно в сельском хозяйстве, могут испытать значительные трудности со сбытом продукции, а то и вовсе прекратить свою деятельность.
Скажу прямо: сегодня у нас нет конкретных товарных ниш, которые твердо и однозначно могли бы стать казахстанским отличительным знаком и флагманом экс­порта. В преддверии вступления в ВТО этот вопрос обсуждается многими исследовательскими организациями, в том числе и АИРИ. Анализируется много отраслей - от сельского хозяйства и химической промышленности до космических технологий и фармацевтики. Главная задача - быть реалистами, найти и реализовать свои конкурентные преимущества. По нашему мнению, необходимо углублять специализацию в тех отраслях, где удалось создать определенный задел, где у нас имеются необходимые компетенции и ресурсная база, под ней я подразумеваю прежде всего инфраструктуру и человеческий капитал. То есть, другими словами, те отрасли, где мы можем укрупнить цепочку добавленной стоимости с оглядкой на существующую мировую конъюнктуру.

Жания КАРАКОЗОВА, Астана:
Каковы, на ваш взгляд, предварительные итоги членства Казахстана в Таможенном союзе? Какими будут для нас последствия вступления в ТС Киргизии?
- Участие Казахстана в Таможенном союзе является одним из ведущих приоритетов для страны в расчете на долгосрочную перспективу. Другой реальной стратегической альтернативы экономической интеграции, осуществляющейся продуманно, нет.
Углубление интеграции в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) представляет для отечественного бизнеса дополнительные возможности для роста, учитывая расширенный недискриминационный доступ к рынкам России и Белоруссии. Уже можно говорить об определенных результатах. К примеру, в рамках таможенной тройки за последние три года значительно вырос взаимный оборот товаров и услуг, установлены единые правила игры в торгово-экономической сфере, достигнута более высокая степень диверсификации по товарным позициям, снижены основные протекционистские ограничения и т. д. Кроме того, появляется значительное число интересных для бизнеса совместных возможностей, в том числе и с точки зрения реализации проектов стратегического характера.
Но промежуточные результаты, конечно, не оправдали первоначальных ожиданий. Например, по-прежнему не в полной мере нашими партнерами открыты рынки для казахстанской продукции и услуг. В 2012 году казахстанский экспорт в Россию значительно снизился, а российский импорт к нам, напротив, вырос. И это связано не столько со слабой конкурентоспособностью наших производителей, сколько с использованием нашим партнером по ТС договорных лазеек, при помощи которых в рамках нетарифного регулирования устанавливаются различные барьеры.
Членство же Киргизии в Таможенном союзе достаточно проб­лематично. С одной стороны, участники объединения заинтересованы в этом, с другой - учитываются и потенциальные риски. А они вполне реальны. Например, актуален вопрос сдерживания “черных” и “серых” поставок товаров в страны ТС из Китая через Киргизию. Кроме того, есть опасения, что Киргизия не в полной мере готова к выполнению возможных обязательств при стремлении Бишкека получить односторонние экономические и финансовые преференции со стороны действующих участников объединения.


Арман, Алматы:
Можете ли вы назвать хотя бы один состоявшийся эффективный и перспективный инвестиционный проект в Казахстане (не имеет значения, частный он или государственный)?
- Такие примеры есть. Навскидку взять хотя бы введенное в строй в середине 1990-х костанайское предприятие по выпуску молочной продукции ДЕП, производственные мощности которого позволяют перерабатывать 150 тонн молока в сутки и выпускать 250 наименований. Учитывая общий товарный рынок в рамках Таможенного союза, у завода ДЕП есть хорошие перспективы завоевать и российского потребителя.
Не менее удачным инвестпроектом я считаю внедрение онлайн-продажи билетов Ticketon.kz, реализованный в 2012 году с помощью базы сообщества стартапов, инвесторов и менторов StartUp.kz. К сегодняшнему дню Ticketon.kz продал онлайн уже более 40 тысяч билетов в кино, театр и на концерты, привлек на свой 49-процентный пакет в компании инвестиции в размере 280 тыс. долларов. И уже планирует экспансию в Азербайджан и Киргизию.
Есть и другие эффективные инвестпроекты, имеющие хорошую перспективу, но я намеренно привел примеры некрупных проектов, не имеющих ничего общего с минерально-сырьевой сферой, ведь развивать их гораздо сложнее.


На “прямой линии” дежурила Александра АЛЁХОВА, фото предоставлено АИРИ, Алматы

29.05.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее