6319

Не ставьте нас на счётчик!

На вопросы читателей отвечают председатель ассоциации КСК Алматы Шамиль МЕНДЫГАЛИЕВ (на левом снимке) и начальник юридического отдела ассоциации Аркадий РУБЦОВ (на правом снимке).

Петр СОЛОВЬЕВ:
Должны ли оплачивать кредит за купленный или отремонтированный лифт в рамках модернизации дома жильцы первых и вторых этажей? Ведь мы никогда им не пользуемся. И есть ли у пенсионеров какие-то льготы при выплате этих кредитов?
- Средства на модернизацию лифтового оборудования по государственной программе “Модернизация ЖКХ, 2011-2020 годы” выделяются из госбюджета с рассрочкой их возврата в течение 7-10 лет.
Так как на ремонт лифтов требуется весьма крупная сумма - около трех миллионов тенге, чиновники считают, что за него должны расплачиваться все собственники квартир многоэтажного дома, в том числе и проживающие на первых и вторых этажах. Никаких льгот при этом нет, хотя для малоимущих граждан и пенсионеров государство оказывает жилищную помощь - это небольшая сумма, около 2000 тенге. Но для того чтобы получить эти деньги, требуется собрать определенный пакет документов.
У нашей ассоциации есть особое мнение по поводу ремонта лифтов, и мы его не раз высказывали. Если лифт - это собственность жильцов, тогда, по логике, им должны вернуть и дис­петчерские помещения, которые до перестройки находились в благоустроенных однокомнатных квартирах, расположенных в домах. В Алматы в 1997 году ТОО “АлматыЛифт” по заниженным ценам скупило 59 таких квартир. Понятно, что никто сейчас не собирается передавать их жителям этих многоэтажек. Хотя от продажи только одной такой квартиры можно выручить средства, которых хватило бы на ремонт и замену более десятка лифтов. Однако никто не хочет даже вспоминать об этих “однушках”.


А.А., пенсионер:
Наш дом обслуживает КСК “Алатау”. В наших квитанциях на оплату коммунальных услуг есть строка “Техническое обслуживание отопления”, за что мы ежемесячно отдаем 9,89 тенге за квадратный метр. В городе, насколько мне известно, только мы оплачиваем эту услугу. Имеет ли наше КСК право на такую привилегию?
- На самом деле такая строка есть в квитанциях почти всех алматинцев, проживающих в много­этажных домах. Большинство общедомовых коммуникаций отопления по договорам с КСК обслуживает холдинг “Алматы Жылу”. И он установил тариф даже выше, чем 9,89 тенге за квадрат. Эта сумма может быть меньше лишь там, где за системами отопления следят сантехники, работающие непосредственно в КСК. Жители могут провести общее собрание и большинством голосов принять решение о том, чтобы техническим обслуживанием системы отопления вашего дома занималась другая организация, которая брала бы за это более низкую плату за свои услуги.


Аман БАЙНИМИРОВ:
Плата за пользование лифтом рассчитывается в зависимости от квадратных метров жилья: чем просторнее квартира, тем больше платит ее владелец. При этом совсем не учитывается, сколько человек прописаны на этих квадратных метрах и, соответственно, как часто они пользуются лифтом. Эти правила давно пора пересмотреть! Делаете ли вы что-то в этом направлении?
- Мы не один раз поднимали этот вопрос перед городским акиматом, правительством, ведомствами, непосредственно курирующими сферу ЖКХ. Многие справедливо считают, что на лифтах ездят не квадратные метры жилья, а конкретные люди. И логичнее было бы взимать плату за перевезенное количество человек. Однако поставщики услуг считают, что потребители могут их обмануть: допустим, в квартире зарегистрированы два человека, а фактически там живут пять, значит, и лифтом пользуется такое число пассажиров. Тогда мы предложили устанавливать в лифтах специальные автоматы, напоминающие те, что используются в метро. При их помощи платить за проезд можно специальной карточкой или жетоном. Но пока к этому предложению не прислушались. Приходите к нам в ассоциацию, попробуем вместе еще раз поднять этот вопрос, может быть, что-то из этого и получится.

Галина СОЛОВЬЕВА:
Почему в оплату за отопление включена не только жилая площадь квартиры, но и коридор, хотя там нет батарей? В декабре и январе в нашем городе стояла по-весеннему теплая погода, но сумма оплаты за тепло росла с каждым месяцем. Где логика?
- Действительно, в коридорах, кладовках батарей нет (если, конечно, жильцы сами не провели туда теплосеть), но ведь тепло от отопительных приборов, установленных в жилых комнатах, расходится по всей квартире. Поэтому с нас взимают плату за отопление с учетом общей площади квартиры. Что же касается оплаты за него в фактически теплые зимние месяцы, то монополисты утверждают: мол, все эти расчеты делаются заранее и утверждаются городским департаментом АРЕМ. А по завершении зимнего периода нам обещают делать перерасчет за недопоставленное тепло. Конечно, с таким подходом большинство потребителей не согласны, поэтому собственникам жилья рекомендуют в доме установить прибор учета тепла и по его фактическим показаниям производить оплату. На наш взгляд, это дополнительный способ заставить людей устанавливать общедомовые счетчики.

Михриниса КАДЫРБАЕВА:
Я живу в шестиподъездном доме, который давно требует капитального ремонта. Часть жильцов согласна создать кондоминиум, отремонтировать дом, но есть люди, которые не хотят в него вступать, и из-за этого дело не может сдвинуться с мертвой точки. Есть ли какие-то юридические методы воздействия на таких несознательных граждан или же нам придется бесконечно их уговаривать и убеждать?
- Придется убеждать, потому что согласно законодательству все проблемы многоквартирных жилых домов решаются на общем собрании жильцов только большинством голосов. Если на собрании нет кворума, уполномоченные лица могут провести письменный опрос всех жильцов. Если же вы оказались в числе меньшинства, то не сможете решить финансовые вопросы, связанные с ремонтом дома. Вы обязаны подчиниться остальным, и никаких юридических путей воздействия здесь нет. Есть еще один вариант, но он скорее из области фантастики: если найдете компанию, которая окажет вам спонсорскую помощь.


Robopak1988, вопрос задан на сайте газеты “Время”:
Собрание жильцов приняло решение перекрыть крышу дома за счет собственных средств. Но сдали деньги только 30 процентов. И крышу тоже заменили на треть. Остальные отказываются платить даже частями. Можно ли через суд обязать этих жильцов заплатить?
- Если решение о ремонте крыши действительно было принято большинством голосов на общем собрании и при этом правильно оформлены документы (протокол общего собрания, листы голосования проведенного письменного опроса), то правда на вашей стороне, и тех собственников квартир, которые не сдали деньги на ремонт, можно обязать сделать это через суд. Мы нередко ведем подобные дела в судах Алматы и выигрываем. Обращайтесь в нашу ассоциацию, мы обязательно поможем.


Buh13, вопрос задан на сайте газеты “Время”:
Я вовремя оплачиваю коммунальные услуги, это подтверждают квитанции. Но вдруг всплывает непонятный долг, и я вынужден отпрашиваться с работы и с кучей квитанций идти к поставщикам, чтобы доказать свою правоту. Действует ли принцип презумпции невиновности в отношениях владельцев квартир и поставщиков услуг?
- Презумпция невиновности в нашей стране действует только в рамках уголовных дел. А вот в общественно-гражданских отношениях, к каким можно отнести и вашу ситуацию, существует негласная презумпция виновности сторон, которой и пользуется услугодатель. В случае наличия непонятного долга вы вправе обратиться к поставщику услуг с заявлением о его списании и истребовать расчет суммы задолженности. Иногда подобные дела доходят даже до суда, потому что добиться очевидного в конторах, собирающих деньги с населения, подчас невозможно.


Нина РЫБАЛЬЧЕНКО:
В конце концов ответьте точно и определенно: кто должен устанавливать общедомовые счетчики тепловой энергии - поставщики услуг или сами жители?
- По моему мнению, любые приборы учета в многоквартирных жилых домах должен устанавливать, обслуживать и поверять поставщик услуг, а не ничего не понимающий в этом потребитель. Тем не менее сейчас ситуация складывается так, что жильцов вынуждают устанавливать эти приборы за свой счет, говоря, что в противном случае они будут на порядок больше платить за тепло. При этом большинство жителей Алматы не хотят этого делать. В такой ситуации Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) поставило вопрос об установке этих приборов за счет субъекта естественных монополий, то есть поставщика тепла и горячей воды. Сейчас его прорабатывают алматинский департамент АРЕМ и ТОО “Алматинские тепловые сети”. Так что можно надеяться, что уже в скором будущем этот вопрос будет решен положительно для жильцов. Приборы учета тепла будет устанавливать и содержать монополист.


Wasilisa, вопрос задан на сайте газеты “Время”:
В нашем доме председатель КСК самоуправно наглухо заварила мусоропроводы, и ими нельзя пользоваться. А во дворе вблизи детской площадки и станции подкачки питьевой воды образовалась свалка. Кто ответит за это безобразие? Правомерны ли действия председателя КСК?
- Сейчас мусоропроводы заварены почти во всех многоэтажных домах Алматы. И, по всей видимости, они не будут открыты вообще. Так как все идет к тому, что вскоре жители будут обязаны сортировать бытовой мусор по видам (бумага, полиэтилен, стекло, пластмасса, пищевые продукты и т.п.) и складывать его в раздельные контейнеры. Такие площадки уже организованы в некоторых дворах нашего города.
По поводу образовавшейся свалки: ответственность за благо­устройство и санитарное состояние мусорных стоянок с контейнерами возложена на мусоровывозящие организации. Обращайтесь с жалобой к ним, они обязаны привести все в порядок.
Что же касается неправомерных, на ваш взгляд, действий председателя КСК, то вы имеете право обратиться к ней с заявлением и попросить предоставить информацию о причинах подобных мер. Если ответ вас не удовлетворит, вы можете обжаловать его в суде.


Алекс,вопрос пришел на электронную почту:
У многих в квартирах стоят счетчики за водопотребление, электричество. Мы платим по ним за комуслуги и сами несем ответственность за снятие показаний. Для чего тогда каждый месяц счетчики проверяют контролеры? Не проще ли делать это хотя бы раз в квартал?
- Мы считаем, что ваше замечание совершенно справедливо. Более того, нам кажется, что все три поставщика - холодной, горячей воды и электроэнергии - могли бы содержать только одну команду контролеров. Мы предлагали такой вариант, но нам ответили, что это противоречит законодательству. Так что, судя по всему, правила останутся прежними.


Тамара ОТОПРИГОРА:
Могут ли руководители КСК и вашей ассоциации влиять на тарифы коммунальных услуг?
- Руководителями КСК являются такие же обычные люди, как и большинство алматинцев. Поэтому этот вопрос можно с таким же успехом задать любому рядовому жильцу. Но отметим: если раньше департамент АРЕМ организовывал публичные слушания по пересмотру тарифов на коммунальные услуги и приглашал на них представителей различных общественных организаций по защите прав потребителей, предпринимателей, КСК, то теперь, к большому сожалению, чиновники этого ведомства этого не делают. Иногда только нашу ассоциацию приглашают на подобные мероприятия. Разве можно повлиять на изменение тарифов при таких обстоятельствах?


На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА  и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть