5514

Почему мы не умеем отдыхать?

В прошлое воскресенье аким Павлодарской области Булат БАКАУОВ в компании подчиненных и крупных предпринимателей подъезжал к озеру Маралды. Накануне прошел дождь, а между тем около 10 километров дороги, ведущей от трассы к озеру, - это сначала грейдер, а затем глина. Двигавшаяся перед машиной акима “девятка” увязла на проселочной дороге. Чиновники и бизнесмены стали размышлять, что надо бы помочь ее вытащить, но тут из машины вылезли четыре красавицы в купальных костюмах, лихо подтолкнули “девятку” и скрылись с глаз очарованных очевидцев.

Соленое озеро Маралды, расположенное в 60 километрах от Павлодара, известно своей целебной грязью и рапой, оставшимися с тех времен, когда на этом месте плескалось море. Каждые летние выходные, если на неделе не было дождя, сюда съезжается от 200 до 600 машин. Грязи озера излечивают от ревматизма и болей в суставах. Причем их даже не надо подогревать, как это делается в санаториях - температура воды в глубинах озера сама по себе на 10-15 градусов выше, чем на поверхности. На дне озера есть еще и залежи голубой косметической глины. Она, как и грязь, тоже теп­лая, а потому оказывает эффективное косметическое и омолаживающее действие. По субботам и воскресеньям берег заполнен черными и сизыми людьми, намазанными грязью, которые приехали оздоровиться и омолодиться, а также полежать на воде, в которой нельзя утонуть.
Уже не первое совещание аким области посвящает озеру Маралды. Он настаивает, что в Павлодаре должны висеть растяжки, рекламирующие отечественную зону отдыха, а не раскрученный курорт соседней страны - Яровое, что в 200 километрах от Павлодара.
- Не надо сезона ждать, съездите в Яровое, посмотрите, как там развивают туристический бизнес, и сделайте что-то похожее у нас, - уговаривал еще весной Булат Бакауов акима Щербактинского района Балгабая ИБРАЕВА. - Курорт Яровое начинался с палаточного городка на 30 мест, а сегодня его ежедневно посещают 15-16 тысяч туристов.
Тот, понятное дело, брал под козырек.
- Мы совместно с акиматом Щербактинского района и управлением архитектуры и градостроительства ездили в Алтайский край и готовы применить опыт российских коллег на наших соленых озерах, создав полноценное место лечебно-оздоровительного и пляжного отдыха вокруг озера Маралды, - отчитывался в мае руководитель областного управления предпринимательства, торговли и туризма Ардак ДОСАНОВ.
В то воскресенье, когда аким со свитой лицезрели четырех красавиц, вытаскивающих застрявший автомобиль, и восхищались особым кристаллическим песочком на берегу озера Маралды, я стояла на Щербактинском пограничном посту перед веселым стражем границы.
- В Яровое? - улыбался он.
- Да, а как вы догадались?
- Так там же открытие сезона. Сегодня уже две тысячи машин с павлодарскими номерами через границу проехали, и все - на озеро. Сейчас ждем двух слонов, их везут из Киргизии через Казахстан в цирк Ярового. За ними приедут дельфины в тамошний дельфинарий. Так что счастливо отдохнуть.
Стоит подчеркнуть, что Яровое - никакой не оазис в отличие, скажем, от нашего Баянаула. Более того, в советские времена это был закрытый городок, единственным градообразующим предприятием которого был химзавод, работающий на оборонную промышленность - вредное производство, которое, понятное дело, производило соответствующие сбросы. Затем завод закрыли, местным жителям негде стало зарабатывать на жизнь, и здесь решили соз­дать… шикарный курорт.
Просто поразительно, насколько озеро Большое Яровое своими очертаниями напоминает Маралдинское. И рекламируемые грязи, и концентрация соли в них практически одинаковые. Только на Маралды есть еще уникальная глина, и никогда не было вредного производства. Расстояние между этими озерами чуть больше ста километров, но какая разная судьба! Причем у Маралдинского - совершенно незаслуженная.
За сутки, что мы провели в Яровом, я заметила, что на озеро народ приходит совсем ненадолго. Оно здесь больше для интерьера. Народ тусуется в аквапарке, а еще съезжается со всех концов России и Казахстана, чтобы побывать на концертах известных певцов и артистов, поплавать с дельфинами, прогуляться по местному Арбату - набережной, полной всевозможных развлечений и заставленной милыми фигурками. У организаторов курорта настоящий турецкий подход - из ничего они сделали сенсацию.
Смогут ли это когда-нибудь павлодарцы?
- Мы сказали акиму, что берег вокруг озера Маралды благо­устроить, конечно, можно, но без бассейна паломничества сюда не будет, - рассказал мне о результатах воскресной поездки главы региона предприниматель Вячеслав РУФ. - Но если бизнесмены сами будут вкладывать в инфраструктуру, это никогда не окупится. Власти должны построить нормальную дорогу и провести воду.
В ответ на это в акимате уверяют, что бизнесмены прибедняются. Мол, водопровод тянуть не придется, достаточно пробурить скважину, запасы пресной воды находятся почти на поверхности - на глубине от 25 до 600 метров. Действительно, еще в те времена, когда акимом области был Галымжан ЖАКИЯНОВ, по его поручению были проведены исследования и доказано, что под соленым озером располагается огромное подземное пресное озеро с водой отличного качества. Его даже планировали использовать в случае техногенной катастрофы на Иртыше у соседей в Семее или Усть-Каменогорске. Тогда даже было сделано несколько скважин, но на том дело и заглохло.
Вообще, просто отчаяние берет от того, как огромный туристический потенциал Павлодарской области из года в год некому реализовывать. Прямо Бермудский треугольник у нас какой-то в плане развития туризма. Сколько уже было создано программ развития того же Баянаула - “казахстанской Швейцарии”, который должен стать визитной карточкой области на EXPO-2017, даже со­считать трудно. И что мы имеем на сегодня? Вместо экскурсий по мотивам местных легенд и исторических данных пивные ларьки и шашлычные, около которых нет ни туалетов, ни выгребных ям, ни элементарной подачи воды для мытья рук и посуды. Слив всяких нечистот идет в уникальные озера, их дно покрыто пластиковыми и стеклянными бутылками. При этом стоимость проживания в квартире с удобствами вблизи пляжа и аквапарка в Яровом в этом году две тысячи тенге, а на берегу Жасыбая - четыре. “Полицейские отметили в районе стопроцентный рост преступлений, совершенных на улице и в общественных местах”, - сообщила пресс-служба акима области в преддверии открытия нового сезона-2016 на Жасыбае. А начальник местной полицейской службы Юрий КОЛЕСНИКОВ попросил: оазису срочно требует­ся вытрезвитель, нужны деньги на приобретение трех решеток и одной железной двери. Оно и понятно - нет нормально развитого пляжного и культурного отдыха, строй вытрезвитель.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть