3737

Почему происходят трагедии, когда люди массово гибнут во время пожара? К примеру, в 2004 году при возгорании в парагвайском торговом центре охрана во избежание мародерства заблокировала двери, из-за чего погибли почти 400 человек. В 2009 году жертвами пожара в пермском ночном клубе “Хромая лошадь” стали 156 человек. В Казахстане в том же 2009 году заживо сгорели 36 пациентов и два сотрудника областного наркодиспансера в Талдыкоргане, которые не смогли выбраться наружу из-за решеток на окнах. 6 ноября 2016 года во время пожара в здании, пристроенном к бизнес-центру Almaty towers, погибли шесть человек. Как рассказал позже журналистам один из выживших рабочих, аварийный выход был заперт снаружи, но дирекция Almaty towers этот факт опровергает. Так это или не так, разберется следствие, которое на сегодняшний день еще не окончено. Однако повод задуматься есть, поэтому мы решили посетить несколько общественных мест Алматы и проверить, насколько легко можно их покинуть в случае какой-либо чрезвычайной ситуации. Сопровождать наших корреспондентов в этом рейде согласилась специалист в области безо­пас­ности и охраны труда, ассоциированный профессор КазНИИТУ имени К. Сатпаева Владлена ШЕВЦОВА (на снимке). 

- Поликлиника №1. Трехэтажное здание с одним главным входом-выходом и двумя аварийными, один из которых заперт на ключ. Планы эвакуации имеются, однако при каком-либо происшествии они лишь введут людей в заблуждение: на схеме этот выход обозначен, а фактически его там нет - выломать железную дверь в случае ЧС пациенты не смогут.
- Гостиница “Отрар”. Планы эвакуации есть на этажах, где расположены номера, а вот на первом этаже никаких указателей нет. Зато имеются пожарные лестницы снаружи здания. На главном входе автоматические двери - есть опасность их блокировки в случае повреждения проводки или отключения питания.
- ЦОН Медеуского района. На входе автоматические двери, причем из двух проходов открыт только один, а второй заблокирован - возможна давка. Через аварийные выходы попадаешь не на улицу, а в соседнее здание Алматинского областного департамента статистики.
- Школа №12. Зайти внутрь нашей “делегации” не удалось - охрана чужих не пускает. Обходим здание снаружи и обнаруживаем, что все дополнительные выходы открыты, так что сложностей с эвакуацией быть не должно.
- КазНУ имени аль-Фараби. Большинство дополнительных выходов в учебных корпусах заперты на ключ. Главные входы в здания оборудованы турникетами, и даже если они при ЧС будут открыты, проходы слишком узкие - избежать давки будет сложно.
- Торгово-развлекательный центр Dostyk Plaza и расположенный в нем кинотеатр Cinemax. Аварийные выходы как в кинотеатре, так и в самом ТРЦ открыты, выйти можно без проблем.
- Бизнес-центр “Квартал”. Есть пожарная сигнализация и планы эвакуации. Однако на этажах двери, ведущие на одну из трех лестниц, заперты на ключ. Проемы в коридорах настолько узкие, что пройти через них одновременно не смогут даже два человека. Не все аварийные выходы ведут на улицу, перед этим нужно пройти, к примеру, через магазин, который может быть закрыт.
- Супермаркет SMALL на ул. Зенкова, уг. пр. Жибек жолы. Аварийные выходы имеются, но проходы заставлены ящиками с товарами. Планов эвакуации и указателей мы не нашли.
- Торговые центры “Алма” и “Азия”. Планы эвакуации есть, но, чтобы их найти, нужно очень хорошо поискать. Аварийные выходы, ведущие на Зеленый базар, закрыты, так как базар в этот день не работает. А между тем ЧС может случиться в любое время. Огромное количество стеллажей с товарами, проходы между которыми довольно узкие . В целом - настоящий лабиринт, выбраться из которого будет непросто.
- Рынок “Тастак”. Входов-выходов много, однако никаких указателей и планов эвакуации нет. Проходы между рядами в некоторых местах очень узкие да еще и заставлены товаром, в том числе легковоспламеняющимся (одежда, искусственные елки, лакокрасочные изделия и т.д.). Прямо на территории рынка, среди рядов, расположена шашлычная, где готовят мясо на открытом огне.

- В основном общественные здания грешат отсутствием планов и указателей направлений эвакуации, которые должны быть на каждом этаже, - говорит по окончании рейда Владлена Шевцова. - Многие аварийные выходы заперты на ключ, хотя должны запираться либо на щеколду, либо с помощью легких навесных замков, чтобы их можно было без труда открыть. Кроме того, должны быть широкие проходы, чтобы люди смогли через них пройти. Однако они или очень узкие сами по себе, или заставлены товаром. Вообще существуют определенные нормативы: эвакуационные пути и время эвакуации рассчитываются по формулам в зависимости от степени огнестойкости здания и класса его пожаро- и взрывоопасности. Если в здании хранятся легковоспламеняющиеся или взрывоопасные вещества, то стены не должны быть декорированы легкоплавкими материалами. Должны быть противопожарные стены, отсеки и т.д. - это все учитывается на этапе проектирования. Время эвакуации у каждого здания свое - зависит от количества людей. При этом мы видим, что нарушений много. И насколько я могу судить, государственные учреждения допускают меньше нарушений, а вот частники соблюдением правил себя не утруждают.
- А что вообще должен делать работодатель для безопас­ности своих сотрудников и посетителей?
- На каждом предприятии численностью более 50 человек должна быть служба безопасности и охраны труда. В ее функ­ции входит внутренний контроль за безопасностью работников: своевременный инструктаж (не реже чем раз в полгода), а также обучение сотрудников (рядовые сотрудники - раз в год, руководящие работники - раз в три года в специализированных организациях). К сожалению, многие не следуют этим правилам вообще либо это происходит формально - расписываются в журналах, и все. Если предприятие численностью меньше 50 человек, то может быть либо штатная единица по безопасности и охране труда, либо привлечение на договорной основе специалиста со стороны.
- Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение правил пожарной безопасности, СНиПов и т.д.?
- Существует несколько видов ответственности. Во-первых, дисциплинарная. Во-вторых, административная, которая налагается на должностных лиц и субъекты предпринимательства. В-третьих, гражданско-правовая: работодатели обязаны ежегодно страховать каждого сотрудника от несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью. В этом случае, если человек пострадал, идут страховые выплаты. Помимо этого существует материальная ответственность - это уже когда идет порча имущества. Самая тяжелая ответственность - это уголовная. В случае вреда здоровью средней тяжести или тяжкого, а также в случае смерти одного или более лиц предусмотрено наказание от штрафа до лишения свободы. Так что проще не доводить до такого, а с самого начала работать как положено.
- Ответственность - это хорошо, но ведь повлиять на руководителей предприятий мы, рядовые граждане, вряд ли сможем. Что же делать?
- Самим заботиться о своей безопасности. Входя в здание, нужно сразу подумать о том, какие там есть опасные места, например, где возможно обрушение стекла. Надо сразу продумать пути отхода - как вы будете покидать здание в случае ЧС. Я понимаю, что мы стараемся не думать о негативном, но все-таки лучше быть заранее готовым ко всему.

Комментарий в тему

Юрий ИЛЬИН, заместитель министра внут­ренних дел:
- В настоящее время действует мораторий на проверки всех объектов малого и среднего бизнеса. Нет моратория только на плановые проверки объектов повышенной опасности. Сейчас мы проводим анализ - хотим понять, приведет ли защита малого и среднего бизнеса от проверок к увеличению количества чрезвычайных ситуаций. К сожалению, мы наблюдаем такую картину: многие предприниматели уходят от проверок путем перерегистрации своих предприятий. Потому что, если предприятие открывается или перерегистрируется, мы в течение трех лет не имеем права его проверять без определенных условий - требования прокуратуры или заявлений граж­дан. Этот уход от проверок приводит и к гибели людей, и к материальным убыткам.
- То есть фактически сейчас вся надежда на сознательность самого предпринимателя?
- Видимо, настало время, когда бизнесмен должен сам думать о безопасности своего объекта. За государством, конечно, осталась функция конт­роля - по требованиям прокуратуры или по жалобам граждан. А объекты невысокой степени риска могут самостоятельно выбрать аудит независимых компаний, которые аккредитуются в комитете по чрезвычайным ситуациям, или пригласить инспектора, чтобы он проверил состояние предприятия.
- А в целом количество ЧС сократилось или возросло?
- По анализу, который складывается к концу года, количество ЧС, в частности пожаров и случаев гибели людей, уменьшается.
- Как часто вы проводите учения? И принимает ли в них участие население?
- Тренировки по аварийным ситуациям должны проводиться не реже одного раза в полгода. А граждане - и это тоже законодательно закреплено - должны принимать участие в учениях и тренировках. Но, к сожалению, на практике у нас население - сторонний наблюдатель. Активны только пенсионеры и школьники.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть