2339

Василий КОНОПЛЕВ, педагог: Истории памятников Пушкину - это детектив

Литератор и педагог из Петропавловска Василий КОНОПЛЕВ путешествует по миру и фотографирует памятники Александру Пушкину для своей коллекции. Самые интерес­ные снимки пушкинист оформил в виде выставки “В граните, гипсе, мраморе и бронзе”.

Василий Коноплев с ранних лет увлекается творчеством Пушкина и уже долгое время коллекционирует все, что связано с именем великого поэта, - книги, фантики, сувениры, спичечные коробки, значки. А с недавних пор он заинтересовался памятниками. Многие монументы фотографирует сам или собирает снимки через Интернет в переписке с пользователями Сети.
- Бывает, увижу в Интернете фото выпускников рядом с неизвестным бюстом Пушкина и начинаю искать телефон школы, расспрашивать директора, и так в коллекции появляется новая фотография, - рассказывает педагог.
Пересчитать людей, увлеченных подобной темой, хватит пальцев одной руки. Все они находятся в переписке друг с другом, обмениваются находками, делятся удачными снимками, новой информацией. Но только Василий Коноплев смог организовать в Петропавловске выставку. Здесь представлены фотографии памятников Пушкину-лицеисту, Пушкину и его бабушке, Пушкину и няне.
Коноплев утверждает, что подобной экспозиции еще никто в мире не выставлял. И как истинно бескорыстный педагог (а он является почетным работником образования РК) свои экскурсии Василий Георгиевич проводит бесплатно, ведь основные посетители его выставки - это школьники и любители творчества Пушкина.
На экскурсиях литератор демонстрирует детский портрет Александ­ра Сергеевича как доказательство того, что Пушкин вовсе не имел внешность арапа.
- Приписывание африканской внешности Пушкину ошибочно, - утверждает Василий Коноплев. - Лицо великого гения было “бледней крахмального воротничка”. Такая цитата есть в записях современников великого поэта. В младенчестве Пушкин был рыжим и не особо кучерявым. Хоть он и был потомком арапов. Фотографий тогда не было. Однако сохранилась живописная миниатюра, на которой изображен маленький Саша с натуры в начале девятнадцатого века художником по имени Ксавье де Местр.

Василий Коноплев рассказывает об одной из последних своих находок - бронзовой статуе Пушкина в итальянском городе Сенаго в пригороде Милана. Североказахстанец увидел творение своими глазами и установил, что статуя изготовлена по эскизам известного скульптора Михаила Аникушина. Однако обстоятельства появления монумента пушкинисту пришлось расследовать, как детектив.
- Снимки этого памятника мелькали в Сети с комментариями “вроде Пушкин”, - поясняет коллекционер. - На медной табличке вообще выбито МАНИКУШИН. Рядом стоит еще один памятник, как я потом выяснил, - Чехову. И под ним тоже написано Маникушин, и все думали, что это два брата Маникушины. Как мне удалось узнать, эти скульптуры установили в память о великом русском скульпторе Михаиле Аникушине, который бывал в Италии и даже создал скульптуру великого миланского кардинала Карло Борромео. Именно в Сенаго отдыхал и работал Михаил Константинович, и теперь его творческому наследию во дворце кардинала отведен небольшой зал. Как память русской культуре и великому русскому ваятелю итальянцы воссоздали из небольших моделей три его скульптуры - Пушкина, Чехова и Борромео. И на всех изображено факсимиле подписи русского художника как автора -
М. АНИКУШИН.
- Когда я занимаюсь поиском памятников, много времени уходит и на восстановление истории памятника, кто был у власти, когда и на какие средства производилась установка, кто был скульптором, - рассказывает Василий Коноплев. - Иду в администрации населенных пунктов: если это охраняемый памятник, то на него заведено дело. А бывает и так, что власти ничего не знают, так как для них скульптура не представляет исторической и художественной ценности.
Американский памятник Пушкину, сфотографированный североказахстанским коллекционером в городе Джексоне, установлен в 1941 году в парке рядом с собором Св. Владимира, скульп­тор - Н.В. Димитриев.
- Дело в том, что там жила диаспора русских эмигрантов первой послереволюционной волны, - поясняет исследователь. - И они, когда Германия напала на СССР, вот так поддерживали соотечественников и возвышали русскую культуру.
Сегодня официально известно о существовании более 800 монументов, однако Василий Коноплев утверждает, что в действительности пушкинских скульптур, бюстов и мемориальных досок установлено в мире не менее тысячи. Об этом он пишет в своей книге-эссе “Есть сердце, где живу я”.
- Памятники, как люди, имеют свои судьбы, - уверен Василий Коноплев, - они рождаются, живут и… умирают. По разным причинам: от старости - памятники из гипса, от катаклизмов, в том числе природных, а самое худшее - от социальных. Они повторяют людские судьбы. Так, в 1941 году, когда фашисты подступили к Ленинграду и взяли его в блокаду, оккупанты безвинный монумент в пригороде превратили в мишень и расстреляли медного Пушкина. Памятник повторил судьбу самого поэта! После войны на нем пришлось заделать почти полторы сотни отверстий, его лечили, как и людей. Жуткая история. Другой памятник в Приднестровье, в городе Бендеры, тоже расстреляли уже современные националисты. На спине отверстия от пуль так и не залатали - как память о человеческой злобе.
По наблюдениям североказахстанского литератора, памятники Пушкину чаще всего стоят так, что к ним можно подойти, потрогать. Они не возвышаются на высоких постаментах, а стоят прямо на земле. Не всем памятникам выпала такая честь - близость к народу.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото из архива Василия КОНОПЛЕВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть