2363

Мощь танка не в броне

Вместо лыж гусеницы, а вместо винтовки - пушка. Клубы пыли из-под машин и грохот выстрелов. Казахстанская команда готовится к танковому биатлону Армейских международных игр. Мы побывали на тренировке танковых экипажей на полигоне “Майлино”  в Восточно-Казахстанской области.

Отечественная команда участвует в танковом биатлоне с 2013 года и в этот раз выйдет на старт в шестой раз. Дважды наши танкисты завоевывали серебро и один раз бронзу. В этом году они нацелены на золото.

- Изначально у нас было семь экипажей, из которых мы отобрали четыре: три основных и один запасной. Именно эти ребята будут биться на полигоне “Алабино” в Подмосковье, - рассказывает заместитель
командующего по боевой подготовке РгК “Астана” полковник Юрий АСКАРОВ. - 60 процентов команды - бойцы, которые уже принимали участие в танковом биатлоне, а 40 процентов - новички. Подготовка проходит с середины мая. С каждым годом усиливается накал борьбы, растет число стран-участниц, выступающих на своей боевой технике. Если в первом танковом биатлоне участвовали всего четыре команды, то в этот раз были заявлены аж 24 страны. И это неудивительно: танковый биатлон - прекрас­ная проверка технических возможностей машин и мастерства экипажей.
Состязание проходит в три этапа: индивидуальная гонка, в которой участвуют все команды, эстафета - полуфинал, где выступают только 12 лучших команд, и финальная битва между четырьмя экипажами.
Участники в основном соревнуются на танках Т-72Б, которые предоставляют хозяева Игр. Исключения составляют китайцы, предпочитающие машины собственного производства  Т-96, индийские экипажи, которые соревнуются на экспортной модификации Т-9,0, и команда Белоруссии, выступающая на модифицированном танке Т-72 БМЭ.
- Красный, по маршруту соревнований вперед! - раздается команда, и первый танк срывается с места, оставляя позади себя завесу пыли.

На полигоне “Майлино” воссозданы точная копия маршрутов, полосы препятствий и огневых рубежей танкового биатлона, существующих на полигоне “Алабино” в Подмосковье.
В индивидуальной гонке принимают участие по три экипажа от национальной команды. Машины стартуют раздельно, с интервалом в одну-две минуты. Танкистам необходимо преодолеть маршрут - это три круга длиной 3-5 километров каждый. На дистанции их ждет 12 препятствий, таких как косогор, колейный мост, водная преграда, эскарп, гребенка, проход в минно-взрывном заграждении и т. п. Механик-водитель должен не только ехать на танке на максимальной скорости, но и технично преодолевать препятствия, не подвергая опасности себя и членов экипажа. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд. В одном состязании команда из Кувейта воткнула ствол машины в землю из-за неправильного расчета скорости на препятствии, в итоге один из бойцов экипажа получил травму позвоночника.
Стартовавший танк мастерски преодолевает змейку, после чего машина резко останавливается у ящика со снарядами, три бойца спрыгивают с башни. Мгновение - и тяжелая взрывчатка отправляется в зарядный механизм. Кстати, один боеприпас весит 19 килограммов, а осколочный - 33. Но парни закидывают их словно пушинку.
- Огонь!
Скорость снаряда 1715 метров в секунду. К слову, он пробивает 140-миллиметровую броню на расстоянии два километра.
- Пыль не мешает стрелять? - интересуется кто-то из коллег у полковника Юрия Аскарова.
- Нет. Мы специально не поливаем трассу. В прошлом году, к примеру, на “Алабино” не подготовили трассу, и многие команды встали именно из-за пыли. Наши экипажи должны уметь выступать в любых погодных условиях.
И вот уже сорокатонная махина летит мимо трибун. На колейном мосту танк совершает небольшой прыжок, и от резвости с виду неуклюжих боевых машин дух захватывает.

- Сейчас мы не работаем на время, а отрабатываем технику: преодоление препятствий, посадка в танк и так далее, - говорит старший сержант Рустам МОЛДАШЕВ. - В спешке можно и травму получить, а сейчас нам это ни к чему. На Армейские игры еду в четвертый раз. На первый биатлон попал, потому что хорошо бегал, быстро загружал снаряды. Во время тренировок я не особенно волновался, но когда мы вышли на старт на полигоне “Алабино”, то ощутил мандраж. Полные трибуны людей, рядом урчат танки соперников, на тебя смотрят твое руководство, твои товарищи, и нужно не подвести. Один из сложных этапов - стрельба. Я стреляю из пушки и из спаренного пулемета. В индивидуальной гонке должен поразить четыре мишени и в эстафете - шесть. Не попал - команда едет на штрафной круг. Танковый биатлон - это не просто спорт, а настоящая прикладная дисциплина, здесь оттачиваются и навыки меткой стрельбы, и навыки быстрого перемещения, и тактика, а главное, вырабатывается четкая и слаженная работа команды. Экипаж должен быть подготовлен физически, психологически, морально и работать как единый организм. Мощь танка не в броне, а в экипаже!

На первом танковом биатлоне казахстанскую команду соперники поначалу не воспринимали всерьез, но наши парни доказали обратное. Героем тех соревнований стал наш механик-водитель Марат ТУСУПОВ, которого окрестили казахстанским Шумахером и сорвиголовой. Из своего танка он выжал буквально все, показав лучшее промежуточное время. Когда Марат на скорости около 100 километров в час преодолевал минное поле, генералитет на вышке аплодировал ему стоя.
Для наводчика-оператора Айдара ТАЛАПОВА нынешний танковый биатлон в Подмосковье дебютный. Он два раза пытался попасть в команду, чтобы поехать на Армейские игры.
- На Игры едут лучшие, и я счастлив, что в их числе, - признается Айдар. - Быть танкистом мечтал с детства. Участие в танковом биатлоне - это большая честь и возможность показать себя. Я наводчик-оператор, и от меня зависит точное попадание в мишень пушкой ПКТ. Промажем - будет штраф и потеря времени.
Сделав три круга, танк останавливается. Экипаж докладывает об окончании заезда. Позже бойцов ждет разбор полетов, ведь даже малейшая ошибка может стоить победы.
Армейские игры стартуют 28 июля и финишируют 11 августа. Они пройдут на территории шести государств: России, Азербайджана, Белоруссии, Ирана, Казахстана и Китая. Участники будут состязаться в 27 дисциплинах.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Алексея МАЛЬЧЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть