3426

Пришёл, увидел, обалдел

     Ерлан СЫЗДЫК - профессиональный гид, организатор и составитель маршрутов. По окончании самого горячего сезона он поделился наболевшим и посетовал, что при всех новациях внутреннего туризма никто не спрашивает самих гидов, что нужно туристам. Ерлан - настоящий кочевник. Он практически все время в разъездах, но и дома не отдыхает, а делает видео о пройденных маршрутах, показывает объекты внутреннего туризма с самой лучшей стороны. Хотя он прекрасно знает, что портит наш внутренний туризм.

Беда первая. Классическая
- Туалеты. С ними проблема на очень многих объектах. Я даже могу сказать точнее: на частной территории всегда находится возможность построить клозет и содержать его в приличном состоянии, а вот на государственной это настоящее испытание для цивилизованного человека (это странно, тем более что развитие туристской инфраструктуры идет по программе “Нурлы жол”. - К. Е.). Я специально спрашивал, сколько стоит обслуживание септика. Примерно 150 тысяч в месяц. Но там есть вода, причем горячая, там чисто. Да, берут плату от 10 до 50 тенге. Но и на тех святынях, которые не в частном управлении, всегда есть сейф для пожерт­вований, которые идут на развитие инфраструктуры. Причем каждый паломник по традиции оставляет хоть немного денег. Почему на государственной территории нельзя сделать приличный туалет?

- Насколько я понимаю, туалет в сакральном месте выполняет еще одну важную для туристов функцию - на святых местах очень часто посетители совершают обряды, но делать это надо в чистом виде, совершив омовение…
- Совершенно верно. И совершать его надо в соответствующем чистом месте, а не холодной водой среди вони. Это очень важная проблема для внутреннего туризма. Я уверен, что ее можно решить. И для этого необходимо только желание управляющих структур.

Проблема роста
- В настоящий момент очень большую часть внутреннего туризма занимают школьные экскурсии. Причем количество таких туристов будет неуклонно расти, опережая поток взрослых. Но здесь есть свои специфические требования - дешевизна и совсем необязательно люксовое качество. Надо уже сейчас принимать решения. Например, в этом году с изменением статуса Туркестана мы столкнулись с дефицитом гостиниц.

Я не говорю о том, что поднялись цены. Если пять лет назад трехдневная поездка школьника стоила 25 тысяч тенге, то в этом году она уже примерно 37. А ведь все привыкли считать, что это очень дешевый регион. Нужно думать о школьниках, возможно, делать специальные хос­телы с дос­тупной ценой. Сейчас обсуждается возможность запустить туристический поезд в Туркестан. То есть люди приезжают, в вагонах же ночуют и в вагоне-ресторане едят. Это был бы прорыв для нас.

 

Не только дороги
- Я слышал, что в Семее собираются запускать сборку специализированных туристических автобусов. Это здорово. Но почему никто с нами, практиками, не поговорит о том, какими они должны быть? Нам ведь работать, и мы могли бы дать много дельных замечаний. Например, из-за жары туристические автобусы, как правило, обклеивают тонирующей пленкой, но она не позволяет фотографировать из салона. На это жалуются туристы. Лучше поставить мощные кондиционеры, а окна оставить прозрачными. И таких деталей много. Нужны небольшие автобусы на 12-15 человек. Нужен какой-то дополнительный сервис - возможность предложить кофе, воду. Например, иностранцы любят по пути пить кофе. Я специально купил столик и на остановках наливаю обычный кофе из пакетиков. Надо учиться создавать условия.

Ручная работа
- Но самое главное - это собственно туристические объекты, в том числе и городища, открытые археологами. Понятно, что туристу мало показать развалины, поэтому зачастую после археологов в таких местах работают реставраторы, воссоздают части города, элементы, иногда целые дома. Но, видимо, отечественные специалисты не умеют этого делать. Наши предки в качестве строительного материала использовали глину, обрабатывали ее особым способом, а вот то, что делают реставраторы, разрушается в первый же сезон. Говорят, что это глина и ничего не поделаешь.

Но, наверное, есть какие-то технологии! Пусть едут, учатся. В Чуйс­кой долине есть город Баласагун, на его территории даже снимали несколько исторических фильмов. Но сейчас он, вернее, воссозданные реставраторами объекты, в таком состоянии, что я не могу туда возить туристов. А иностранцы вообще спрашивают, зачем в городищах возводится новодел, который явно не соответствует историческому оригиналу. Может быть, лучше оставить так, как есть, законсервировать и снабдить схемами, рисунками, макетами? Мы, неравнодушные к истории люди, добились, чтобы некоторые городища закрывали от дождей и осадков крышей. Но и эти спасительные навесы умудряются строить с огромными щелями, неправильными скатами. В результате за сезон-два происходят необратимые разрушения оригинальных строений.

Я это видел и в городище Шымкента, древнем Таразе, Яссы - уникальном городе сарматов. Более того, какие-то уникальные вещи археологи исследуют и не заботятся о сохранении. В городище Сауран нашли пекарню и уникальный тандыр ХVI века с узорами на стенках, чтобы лепешки красивые получались. В этом году приезжаю с экскурсией - тандыра нет, одни черепки. Архео­логи говорят, что объект описали и изучили, теперь надо исследовать более глубокие слои под ним. Но неужели этот предмет нельзя сохранить, сделать так, чтобы можно было его показывать туристам? Я же не археологические статьи показываю туристам, а предметы древности! В том же Сауране улицы древнего города посыпали щебенкой, чтобы туристам было удобнее ходить, но все впечатление от древности стирается. Иностранные гости меня спрашивают: почему вы так странно реставрируете? зачем так делаете? А мне нечего ответить.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Ерланом СЫЗДЫКОМ, Алматы


Поделиться
Класснуть