1533

На страже искусства

В Алматы появился общественный фонд по защите памятников монументального искусства. Его инициаторы решили теперь выступать единым фронтом.

На страже искусства

Ситуация парадоксальная, но в Алматы регулярно спасают то, что греет души горожан и является очень узнаваемым в облике города: знаковые фонтаны, мозаики, исторические остановки... На этот раз сплотились самые активные защитники вокруг Анары ФОРРЕСТЕР - дочки художника Владимира ТВЕРДОХЛЕБОВА, автора фонтана “Зодиак”, что находится возле Академии наук, и многих других работ, украшающих различные здания.

Анара ФОРРЕСТЕР.

Владимир Сергеевич совсем недавно ушел из жизни, и сорок дней семья решила отметить не традиционным тоем, а выставкой, посвященной памяти художника-монументалиста и презентацией своей инициативы. Всех желающих призвали активно включаться, волонтерить, предлагать идеи... Планы у фонда большие: по-прежнему надо будет защищать произведения искусства, придется поднимать вопрос об их реставрации, издавать каталоги, популяризировать монументальное творчество художников Казахстана. В будущем подумывают открыть школу искусств и вообще войти в образовательную сферу.

Для экспозиции Анара приготовила живописные работы отца и эскизы его знаменитых гобеленов. Оказывается, Владимир Сергеевич хотя и работал для городов, общественных пространств, но больше всего любил писать уединенные места, те, где почти нет людей. Вот только посмотреть эту редкую подборку можно было ограниченное время - два дня, да и то со скандалом.

Дело в том, что Дом ученых, вернее, оформление его интерь­еров, стало одной из знаковых работ Твердохлебова. Художник делал гобелены, потрясающий витраж для стены летнего сада, портрет Ленина в жанре флорентийской мозаики. Так вот с гобеленами приключилась история. Они попросту исчезли, а спустя несколько лет нашлись в плачевном состоянии.

Анара не стала молчать о таком безобразном отношении к работам художника, но администрация Дома ученых восприняла гневные посты в соцсетях как вынесение сора из избы. Поэтому передачи ненужных и испорченных гобеленов семье для реставрации не произошло. Более того, случилась серия пренеприятных инцидентов во время организации этой выставки. Что, впрочем, только укрепило Анару в ее решении - надо защищать хрупкую нетленку.

- Даже этот пример вызывает вопросы, - переживает дочь художника. - Монументальное искусство зачастую находится в зданиях, куда невозможно попасть. То есть казахстанцы не могут просто прийти и посмотреть знаменитые работы художников. Почему так? Почему нет бюджета для реставрации монументальных работ? Да и сами мастера, занимающиеся этим, практически исчезли. Проблем много, мы будем их решать.

Сейчас Анара живет в Англии и говорит, что в этой стране были такие же проблемы, как и у нас, но затем появились определенные правила, и судьбу арт-объектов как уличных, так и относящихся к частным домовладениям решает местное сообщество. И жителям приходится учитывать это мнение при переделке даже личного жилья.

- В Казахстане произведения искусства в общественных пространствах ничем не защищены. Единственная охранная грамота - это списки охраняемых зданий местного и республиканского значения. Но и они могут меняться достаточно легко. В этом вопросе нет прозрачности. А главное, нет материальных фондов, реставрационных. Все в этом вопросе должно быть открытым, это общественное, а значит - наше общее достояние. Надо только продумать механизмы его защиты и сохранения.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть