2123

Вредно не мечтать!

Алматинка Салтанат САРЫБАЕВА сбежала из города, построила дом без углов и шьет удивительные сумочки, за которыми уже выстроилась целая очередь. Говорит, самое главное - исполнять свои мечты.

Вредно не мечтать!

Дом у Салтанат - эдакая вольная фантазия на тему юрты, но из дерева. К основному круглому помещению примыкают несколько круглых же небольших комнаток. В центре условного зала - низкий столик и разбросанные вокруг него корпешки. Шокирует минимализм: никаких шкафов, набитых барахлом, никаких стратегических запасов. А дышится здесь светло и радостно.

- Это дочка моя пожила в Америке и набралась там идей, что мечты должны исполняться, а не откладываться до лучших времен, - смеется Салтанат. - Участок земли мы купили много лет назад, когда он еще почти ничего не стоил. А не так давно решили перебраться сюда - поближе к чистому воздуху, вкусным натуральным продуктам, лошадям.

Но если послушать Салтанат, то она всю жизнь жила как хотела, причем иногда своими поступками ставила окружающих в тупик.

- Я без образования - двоечница по жизни. Все потому, что школу прогуливала и с утра до вечера пропадала в библиотеке. Учиться мне было неинтересно, а там стояла персональная табуретка и много книг, которые я читала запоем. Когда стала старше, то сбегала на репетиции ТЮЗа, меня прекрасно знали все вахтеры теат­ра и пропускали в зал. Это было мне нужно и интересно. После школы я заявила родителям, что не пойду дальше учиться, хочу работать. Загорелась идеей попасть в кино, куда-то в экспедицию, подальше, надолго. Мама пришла в ужас и пристроила меня на телевидение помощником режиссера. Так я и проработала всю жизнь там.

Потом была попытка поступить во ВГИК, чтобы стать режиссером, но оказалось, что для этого необходимо окончить сначала любой другой вуз. Попытки одолеть истфак на родине провалились, поскольку на третьем курсе случился принципиальный конфликт с преподавателем марксизма-ленинизма. Пришлось работать без дипломов.

Салтанат - натура деятельная, даже телевизор смотреть не может просто так, сложа руки. Однажды отсортировала все запасы ткани, накопившиеся в доме, и поняла, что их надо использовать. Всем же известна традиция на свадьбу и на похороны дарить гостям небольшой отрез ткани. Эти отрезы хранятся в отдельном чемодане, при случае передариваются, но практического применения у них немного.

- Я думаю, от этой традиции и пошел обычай шить корпешки. Надо же как-то пустить в дело все эти сокровища. А я еще по своей природе очень не люблю выкидывать вещи, обязательно стараюсь продлить их жизнь. Так вот, когда не стало папы, осталось много его вещей. Просто выкинуть их рука не поднималась. Ну как выбросить, например, его любимую рубашку! Из папиных галстуков я сшила себе тюбетейку, вот в ней сейчас хожу по дому, и мне очень приятно видеть, узнавать, вспоминать все эти кусочки ткани.

А потом Салтанат стала смотреть в интернете, какие картины делают умелицы из лоскутков, какое это разнообразное искусство, и решила попробовать что-то посерьезнее. Так стали появляться сумочки. Причем делает их мастерица в особой технике: на ткани создает рисунок из ниток, обрезков, затем закрывает сеточкой и простегивает. В дело идет все: и перо от курицы, подобранное во дворе, и лоскуток в виде петроглифа.

Да, надо сказать, что ее фирменные сумочки обязательно с национальным колоритом. Например, одно из произведений сделано в виде пестрой юрты. Обыч­но эти изделия раздариваются подругам, в самом редком случае отправляются на ярмарку, где быстро находят себе хозяев.

- Петроглифы - вообще моя любимая тема, я постоянный участник волонтерских экспедиций по поиску наскальных рисунков в наших краях. Это потрясающее ощущение, когда утром ты видишь на камне один рисунок, потом солнце меняет угол освещения, и проступает другой! Того же эффекта я пыталась добиться на своих сумочках. Причем раньше я думала, что все надо делать идеально, чтобы каждый шов был по линейке, нигде кривизны не было. Сейчас понимаю, что если я сделала безупречную работу, значит, она может быть поставлена на конвейер. Настоящий мастер там, где чувствуется его рука, где даже видно, как что-то пошло не так. Поэтому даже если чуть неровно шов пошел, лучше оставить это, не переделывать. В этом есть душа и рука мастера.

Салтанат часто спрашивают, почему она вдруг решила пере­ехать за город. Она просто обводит рукой пейзаж:

- Здесь я по-другому ощущаю мир, чувствую своих предков, понимаю их. А еще заметила, что в круглом помещении не хочется повышать голос и люди здесь не ругаются. Живя на земле, вообще на многие вещи смотришь иначе. И фитнес не нужен, если у тебя огород и сад есть. Вот у нас сейчас говорят, что страну надо менять, а мне кажется, если каждый обустроит свою и жизнь близких, как он мечтает, то и вся страна у нас изменится.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть