1405

Бесплатно и с ветерком

Алматинцы с инвалидностью вот уже больше месяца бесплатно ездят на “Яндекс.Такси”. Оплату за поездки берет на себя городской акимат. Именно он и предложил запустить такую услугу. Минтруда и соцзащиты населения инициативу поддержало. Как изменилась мобильность горожан с инвалидностью и что будет с этим проектом дальше? Он - пилотный, должен завершиться к сентябрю.

Бесплатно и с ветерком

Бесплатные поездки по городу для алматинцев с инвалидностью не в новинку. Они уже более 10 лет ездят на инватакси. Причем спрос на них увеличивается год от года. Например, в 2021 году спецавто заказывали 1462 человека, в 2022-м - 1488 клиентов, а сегодня такие машины необходимы 2000 горожан с инвалидностью.

Акимат постоянно увеличивает финансирование этих услуг, сегодня заказчиков развозят около ста таких авто. Все они на балансе общественных объединений, каждое обслуживает свою категорию клиентов с инвалидностью. Но перевозчики не могут полностью закрыть все потребности. Бронировать машину приходится за сутки до поездки, это не всегда удобно. Вот и решили в качестве эксперимента подключить к логис­тике компанию-агрегатора. Откликнулся “Яндекс”.

- Заказывать машину можно два раза в день в любую точку города. Куда возможно ездить? Перечень объектов внушительный: место работы, учебные заведения, местные представительные и исполнительные органы, суд, нотариус, медицинские учреждения, аэропорты, ж/д и автовокзалы, реабилитационные центры, организации, которые оказывают специальные соцуслуги, объекты социнфраструктуры, - уточнил руководитель отдела равных возможностей управления занятости и соцпрограмм города Алматы Аманат СУЛТАНГАЗИЕВ.

Участниками могут стать взрос­лые и дети с инвалидностью, передвигающиеся на кресле-коляске, или с нарушением зрения. Именно этим алматинцам больше всех и не хватало инватакси.

Чтобы включиться в проект, нужно обратиться в общественное объединение, то есть к своему перевозчику, и дать письменное согласие на участие.

Там человека авторизуют, а дальше - “дело техники”, как говорит Ильяс ФАТКУЛИН. Он активно заказывал инватакси, а теперь пересел на “Яндекс”. У алматинца первая группа инвалидности, полная потеря зрения. Но это не сделало его домоседом. Наоборот, его активности можно позавидовать. Он и параспортом занимается, и двумя организациями руководит, еще и очередное высшее образование получает. Скоро станет дипломированным клиническим психологом. Сплошное движение! Пока ждем такси, Ильяс рассказывает, как вся эта система работает.

- Считаю, что это шикарный пилот акимата и “Яндекс.Такси”, очень нужный. Раньше приходилось заказывать инватакси через диспетчерскую службу за сутки, но у меня часто могут измениться планы, и бесплатная поездка сгорала, приходилось ехать общественным транспортом или вызывать такси уже за свой счет. А теперь я заказываю легковое авто сам в любое время. Приложение полностью доступно для меня. То есть я его открываю, веду пальцем по тексту на экране, и он озвучивается, по­этому я сам могу вызвать машину, - рассказывает Ильяс Фаткулин.

Можно позвонить и операторам “Яндекс.Такси” или же диспетчерам инватакси, они помогут заказать поездку. А еще, добавляет алматинец, в приложении можно делать разные пометки. Допус­тим, “Буду с креслом-коляской”, “Общаюсь только текстом”, “Не говорю, но слышу”. Видя такие подсказки, водитель поможет клиенту. Или же можно взять с собой сопровождающего! Ну и важно выбрать во вкладке “Способ оплаты” корпоративную оплату “Инва”.

Пока услугами в таком формате пользуются 150 алматинцев с инвалидностью. Торопитесь, проект закончится к сентябрю! А что же дальше? В акимате подведут итоги, предоставят аналитику в Минтруда и соцзащиты населения.

- Мы ожидаем внесения изменений в действующий закон о госзакупках, а также в правила оказания услуг инватакси. Ожидаем, что можно будет запустить услугу в конкурентную среду. То есть чтобы ее могли оказывать не только общественные объединения, но и другие частные перевозчики, также и всевозможные агрегаторы такси: есть “Яндекс”, Indriver, Aparu. Для этого необходимо вывести эту услугу из сферы госзакупок, считаем целесообразным передачу этой услуги на портал соцуслуг. Там уже услугополучатель будет сам выбирать перевозчика. Таким образом спрос на эту услугу будет удовлетворен в полной мере, - уверен Аманат Султангазиев.

Елена БАХАРЕВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть