842

Алматы вдохновил дизайнера Эркена КАГАРОВА, и он наконец-то сделал то, о чем мечтал. Так, вместо выставки памяти отца получилась семейная, с объектами, меняющимися на глазах зрителя.

Наша Азия

Медат КАГАРОВ, Инна ВАСИЛЬЕВА и их сын Эркен Кагаров - что объединяет их с Алматы? Историю можно распутывать, как клубок. Медат родился в Алматы, учился в России, оттуда привез жену в Ташкент, где жил и работал. Эркен учился и работал в Москве, пока не переехал в Алматы. Несколько лет назад он задумал показать в Алматы работы папы-живописца. Благо в южной столице Казахстана живет много родственников, а картины родителей есть в фондах музея им. Кастеева.

- Мы подали заявку, - рассказывает Эркен, - потом началась пандемия, и мы уже забыли про эту выставку, когда раздался звонок от сотрудников музея им. Касте­ева с напоминанием. А уже в процессе подготовки родилась идея сделать такую теплую семейную выставку, для чего я создал 40 работ.

Это может звучать скучно, пока не увидишь саму экспозицию. Она начинается с ностальгии по детству, с черно-белых фотографий, сделанных в Доме художника в Ташкенте. Вот почему и сама выставка называется “Дом художника”. Она о некоем братстве, о том, как творческие люди умеют прорастать друг в друга.

Если родители Эркена традиционные живописцы, то сын, дизайнер по профессии, увлекся объектами, создающими иллюзии. Например, надпись NO, если поменять точку обзора, превращается в YES, в пустой клетке появляется силуэт птицы, проступают цифры, смыслы, образы, золотой огрызок яблока вращается на постаменте… Все это завораживает не меньше, чем теплые живопис­ные работы Медата Кагарова, вдохновленные далекой исторической родиной, Турфаном, и восточным колоритом.

- Все получилось очень быстро, - рассказывает Эркен. - За 40 дней до выставки я решил, что надо сделать 15 работ, а в итоге получилось более 40. Но они давно были у меня в голове, оставалось воплотить все это. Я дизайнер и тему иллюзий очень люблю. Мне всегда было интересно понять, как, из чего рождается изображение, движение. И мой любимый жанр - это поп-арт. Мне интерес­но не просто сделать работу, а найти какое-то решение. Я рад, что эта серия получилась именно в Алматы. У нас большая уйгурская семья, вы наверняка понимаете, что это такое, очень много родни, и не всех мы знаем в лицо.

“Дом художников” в Ташкенте - это и большая коммуна, и собственная семья, тут тоже все зависит от угла вашего внимания. Но фактически это дом, построенный в Ташкенте в 1972 году, где давали квартиры семьям молодых художников и который стал, как бы сейчас сказали, творческим кластером. Ну и попутно огромной восточной семьей, в которой идеи кочевали с этажа на этаж, праздники начинались в одной квартире, а заканчивались через несколько дней в другой. И в этой общности, неразделимости особая прелесть.

Но прийти посмотреть “Дом художника” стоит не только из-за картин, а еще и из-за черно-белых фотографий Медата. Он делал снимки не так, как практиковалось во времена пленочных фотоаппаратов: скупо и торжественно, ставя всех в ряд и добиваясь улыбки. А так, как мы сейчас, словно на бегу фиксируя детали, мгновения обычной жизни. Сама выставка становится неким целым объектом, сплетая черно-белые документальные фото, иллюзии, картины, графику и уводя в тот мир, где не важно местоположение твоего дома, главное, чтобы там были единомышленники…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть