770

Встань в электронный угол!

С буллингом в школах Алматы начали бороться по-новому: расклеили в классах, коридорах и уборных распечатанные QR-коды. Назвали эту идею красиво - электронный “уголок доверия”.

Встань в электронный угол!

Неясно только, что в ней нового? Пройдя по ссылке, отвечая на наводящие вопросы, ученики все равно оказываются (виртуально, конечно!) на “приеме” у школьного психолога! И тут важно, чтобы специалист осознавал всю глубину возложенной на него ответственности - экстренно реагировал на обращения, не ратовал за сохранение репутации школы ценой здоровья ученика.

Впрочем, плюсы у новой методы тоже есть: это стопроцентно анонимно. Человеческий фактор, когда страшная тайна может “вырваться” у взрослого человека, исключен.

Алматинская школа-гимназия №209 сегодня вроде флагмана этих перемен. Здесь прошел городской мастер-класс школьных педагогов-психологов. Направлены эти усилия на профилактику возможного буллинга.

Новые знания взрослые привнесут в свою работу с детьми на специальных занятиях. К тому же листки с кьюаром доверия развешаны здесь в каждом классном кабинете. А если там не получается незаметно перейти по ссылке, тревожный опросник можно найти и в более укромных уголках.

В школьной администрации отказались от устаревшего формата с деревянным ящиком доверия, стоявшим посреди коридора. Опустить туда незаметно листок было просто невозможно, и он все время пустовал. А вот кьюар пользуется спросом - в месяц туда обращаются около 15 человек.

- Пишут даже родители. И не только о буллинге. Иногда так удается отработать какой-то важный момент взаимоотношений в классе, с педагогами, - отмечает директор школы-гимназии №209 Болат МУНБАЕВ. - Я бы даже ввел возможность поговорить со школьным психологом не только учащимся, но и их родителям. Дети у нас охвачены этой помощью не в полной мере. Правда, психологов в штате должно быть из расчета один специалист на 200 человек. Мешает и недоверие некоторых родителей - не все подписывают соглашение на работу психолога с их детьми, это мешает охватить всех учащихся.

Но не секрет, что сегодня на людей наваливается много стрессов. А нехватка информации, куда можно обратиться за консультацией, да даже банальный стереотип “раз ходишь к психологу, значит, с тобой что-то не так”, мешает. И раз уж все идет из семьи, а школа - объект социальный, можно было бы это совместить ко всеобщему благу.

Министерство здравоохранения страны приводит цифры: больше 17 процентов казах­станских детей время от времени сталкиваются с травлей в школе и социальных сетях.

Казахстан планирует применить у себя финскую модель ­антибуллинговой “терапии” для общеобразовательных учреждений. Это многоступенчатая работа, которую проводит государство вместе с родителями и даже учениками. Условно выглядит это как единая платформа, где можно работать и с детьми, и с педагогами и даже родителей обучать.

Никто не хочет увидеть своего ребенка в роли жертвы школьной травли, но мало приятного узнать и о том, что твой любимый ребенок отравляет кому-то жизнь. Курировать внедрение программы, чтобы не были искажены ее принципы, будут разработчики. А среди казахстанцев обучат тех, кто будет внедрять ее на местах.

Сегодня профилактикой и выявлением буллинга занимаются в наших школах все кто может.

- Мое наблюдение: больше всего помощи в этом вопросе от техперсонала. Школьники не станут безобразничать при завучах, учителях, но техничку они не замечают. Я прошу их информировать меня обо всем, что происходит. И однажды нам удалось так спасти девочку. Она написала на листке: “Не хочу жить”. И в урну выбросила. Мы очень аккуратно поработали с ней, с родителями. Оказывается, имела место травля, - рассказывает Болат Мунбаев. - Работали и с мальчиком, который всех обижал, задирался. Причиной были семейные неприятности - ребенок узнал, что неродной, плюс отчим бросил. Родители требовали перевода ребенка в другой класс, школу. Но это ведь не решение проблемы. Деликатно работая с мальчиком, нам удалось добиться его социализации в классе.

В Казахстане, к слову, сейчас нет единого алгоритма, как вести эту работу, несмотря на то что еще в 2022 году в школы страны был спущен протокол по работе с проблемой буллинга. Там расписаны и порядок действий при выявлении неуставных отношений в школе, и зона ответственности каждого должностного лица в школьной администрации, а также чем эти лица рискуют при бездействии. Работает ли он? Едва ли. Чаще директора школ стараются сделать все, чтобы не выносить сор из избы.

Юлия ЗЕНГ, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть