1993

Шоковая терапия

Почему казахстанские фотографы не хотят участвовать в престижном конкурсе World Press Photo?

     В Алматы в Центральном государственном музее проходит международная фотовыставка World Press Photo. На экспозиции представлены работы победителей, которые поражают, шокируют, удивляют и умиляют.

Премию World Press Photo, основанную более 60 лет назад в Нидерландах, можно назвать своего рода “Оскаром” для фоторепортеров. В этом году жюри рассмотрело рекордное число работ - более 73 тысяч снимков от 4,5 тысячи фотографов из 125 стран мира.

- Среди участников было два мас­тера из Казахстана, - рассказала куратор выставки И Вен СЬЯ. - К сожалению, мы не можем сообщить их имена, потому что они держатся в секрете. Оценка работ происходит в два тура и занимает три недели. Сначала судьи-экс­перты отбирают лучшие работы, после чего к составу судей добавляются новые члены, которые и являются финальным жюри.
На экспозиции представлены самые разные фотографии: девочки-смертницы, тела беженцев народа рохинджа, дети-жокеи, акции протеста в Венесуэле, борьба за Мосул в Ираке, проблемы экологии и взаимоотношения человека с животными.
На входе в музей посетителей встречает белый носорог с завязанными глазами, которого везут из Южной Африки в Ботсвану, где выпустят на свободу. Этот кадр сделал Нейл АЛДРИДЖ из ЮАР. Жизнь этих животных в постоянной опасности. Порошок из рогов белого носорога высоко ценится во Вьетнаме и Китае за его лечебные свойства. Рог может стоить от 20 000 до 50 000 евро за кило­грамм. Браконьерство выросло с 13 носорогов в год в 2007 году до 1215 особей в 2014-м. И хотя с тех пор цифры снизились, потери по-прежнему большие.

- Мы выбрали фотографию носорога, потому что считаем ее очень символичной. Она называется “В ожидании свободы”, - отметила заместитель посла Королевства Нидерландов в Казахстане Нора ДЕССИНГ. - Фотография победила в категории “Окружающая среда”. Общество не может оптимально развиваться без свободы выражения мнений, свободного потока информации и критики. Фотография - отличный инструмент для привлечения внимания к социальным вопросам, проблемам, на которые авторы снимков обращают внимание. Их работы позволяют людям на многие проблемы посмотреть другими глазами.
В этом году в число победителей и призеров вошли 42 человека. В номинации “Фотография года” было аж шесть номинантов. Победа досталась Роналдо ШЕМИДТУ из Венесуэлы, который запечатлел горящего парня.

- Автору удалось поймать кадр, когда пламя от взорвавшегося мотоцикла перекинулось на одного из парней, принимающего участие в антиправительственных манифес­тациях, - рассказывает И Вен Сья. - Фотограф снял его в смертонос­ных объятиях пламени. Молодой человек получил ожоги, но, к счастью, выжил. В этом году у нас добавилось несколько новых номинаций, посвященных проблемам экологии. Вопросы охраны окружающей среды в наши дни становятся как никогда актуальными независимо от того, где вы живете. Согласно исследованиям Всемирного банка на Земле образуется 3,5 миллиона тонн твердых отходов в день, что в 10 раз больше, чем 100 лет назад. Мусорные свалки и полигоны растут катастрофически быстро. К 2050 году в Мировом океане будет плавать так много пластика, что он превысит общий вес рыбы.
Немало работ экспозиции затрагивают вопросы насилия и дискриминации прав женщин. Адам ФЕРГЮСОН сфотографировал девушек в возрасте от 14 до 20 лет, которых украла организация “Боко харам” и превратила в живые бомбы. Анна БОЯЗИС рассказала историю девушек, которые учатся плавать в Занзибаре (Африка).

- Там очень консервативное исламское общество, - продолжает экскурсию куратор. - Женщинам не положено носить купальники. Девушки сами придумывают себе одежду и используют максимум приспособлений, чтобы плавать. Эта фотография говорит о правах женщин. Кстати, из 42 фотографов-победителей пять - женщины!
В этом году выставка проходит в Астане, Караганде, Алматы и Шымкенте. Впервые в этом году организаторы проведут мастер-классы с участием победителя World Press Photo в 2017 и 2018 годах Валерия МЕЛЬНИКОВА.
- Первый раз наши фотографы послали свои работы на этот конкурс в 1972 году, - вспоминает известный фотограф, профессор искусствоведения кафед­ры “Киноискусство” Валерий КОРЕНЧУК (на снимке).

- Тогда участвовать могли фотокорреспонденты газет и журналов. Пришлось пойти на хитрость и взять в одном из местных изданий удостоверения внештатных фото­графов. Нас было трое - Виталий БЕЛЬКОВ, Август ДУБРОВСКИЙ и я. Наши работы ничего не заняли, но попали в каталог. Кстати, пять лет назад менеджер конкурса увидел у меня этот каталог и просто умолял отдать его. Оказывается, в 1975 году в штаб-квартире был пожар и весь архив сгорел. Взамен он прислал книгу “Зеркало World Press Photo”.
- Почему отечественные фотографы мало принимают участие в конкурсе?
- Потому что у нас не стреляют. И слава богу. Начиная с 1983 года сменилась организационная команда конкурса и поменялась направленность тем. Раньше для участников самое главное было показать свет, мир, добро. Сейчас организаторы считают, что мир может спасти шоковая терапия, и теперь в каталогах на фотографиях ручьем кровь, насилие, смерть.
Выставка продлится до 13 декаб­ря.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть