3432

Каменный век какой-то!

Доказательства того, что на месте села Быструха Восточно-Казахстанской области была стоянка древнего человека, бережно хранятся в местном школьном музее. Научный интерес представляют не только орудия и предметы быта из камня и роговика, но и останки пещерных животных: медведя, бизона и мамонта.

Село Быструха, что в 50 километрах от Усть-Каменогорска, известно как кержацкое. Или старообрядческое. Местные жители не обижаются. Даже школьную команду КВН они так и назвали - “Быструшинские кержачки”.
Правда, от старообрядчества здесь мало что осталось - разве что традиция не сбривать бороду, которую некоторые мужчины продолжают соблюдать. И, конечно, старые бревенчатые дома, построенные по-особенному.
Школу, куда я направилась по приглашению учителя истории Виктора ШИРКОВА, удалось отыс­кать без труда. Сельчане вопреки расхожему мнению о неприветливости кержаков охотно объяс­няли нам, как найти дорогу.
- А вот и наш музей! - открывая ключом неприметную, выкрашенную голубой масляной краской дверь, приглашает Виктор Павлович.
С порога бросаются в глаза стеллажи с пронумерованными камнями замысловатой формы и полка с более интересными для обывателя экспонатами: рога и зубы бизона, берцовая кость мамонта… Однако наш экскурсовод ведет в последний отдел музея, оставляя археологию на десерт.
В отделе “История школы” хранится досье на каждый выпускной класс начиная с 1975 года. Правда, выпускников здесь немного - в прошлом году было всего семеро.
- Чтобы дети не слонялись без дела, их нужно чем-то занять. Вот я и заставлял их собирать марки, монеты, - с улыбкой рассказывает Виктор Ширков, демонстрируя альбомы юных коллекционеров.
Следующий отдел музея - “История села”, основанного старообрядцами в 1790 году. Среди многочисленной кухонной утвари, льняной вышитой одежды XIX века наиболее ценный экспонат - кержацкий молельник. Он хранится под стеклом. Книга с потрепанными страницами и в кожаном переплете написана на старославянском языке. Впрочем, есть здесь и другой бумажный экземпляр, которому тоже не один десяток лет, - документ о третьем разделе Польши от 1793 года. Его музею подарил док­тор исторических наук, профессор из Усть-Каменогорска Александр АЛЕКСЕЕНКО.
Но чаще экспонаты, по словам Виктора Павловича, ему отдают односельчане.
- На месте Быструхи находится один из метеоритных кратеров, - выдает очередную порцию ошеломляющей информации учитель истории, ведя гостей в отдел “Археология”. - Около 410 миллионов лет назад здесь было море, но 303 миллиона лет назад сюда врезался метеорит, естественно, напрочь изменив рельеф. Все морские животные погибли, а мы сейчас находим их отпечатки.
Например, на камне, который хранится в музее, остался довольно четкий отпечаток трилобита - морского членистоногого. Кроме того, имеются окаменелые останки мшанок, морских лилий и другой вымершей живности.
Однако самым первым экспонатом музея стал камень, служивший в быту древнему человеку.
- Однажды мне приснился сон, что я найду камень именно такой формы. Это было в 1990-х годах. Через месяц я его обнаружил на берегу реки Убинки. Возможно, это был знак свыше, - делится Виктор Ширков. - Я понял, что здесь была стоянка древнего человека.
Виктор Павлович стал углубленно изучать палеонтологию и геологию и уже без труда мог отыскать среди галечника новый артефакт, научив этому и школьников.
- Никакие раскопки не нужны - все находится буквально под ногами, - говорит историк. - Вот, к примеру, нож древнего человека из роговика, или алевролита. Это вещество, которое образуется в районе падения метеорита. Оно твердое, как камень, и в то же время податливое, как пластилин.
Есть в музее предмет и из самого метеорита. При соприкосновении с чем-либо он звенит как хрустальный фужер.
- Его мы тоже нашли на берегу, но я не мог определить, что это - орудие или какой-то предмет быта, - рассказывает Виктор Павлович. - Где-то в 2006 году приехали ко мне ребята - доценты Алтайского государственного университета. Они как раз собирали материалы по археологии. Я им показал свою находку, россияне сразу определили, что это ледоруб. Оказывается, они на берегу Катуни нашли такой же - один в один.
А вот резцов, скребков, каменных наконечников копий, дротиков в музее уже не счесть. И все они принадлежат к разным историческим периодам - об этом можно судить по степени обработки материала изготовления. Есть и каменный обух - предвестник топора. Выбиваются из общей массы разве что экземпляры с надписью “каменные игрушки”.
- Человек охотился на медведя и верил, что душа убитого им зверя может отомстить в будущем. По­этому с помощью колдунов, шаманов душу запирали в таких камнях, которые древние люди носили с собой, - пояснил учитель.
К слову, музей даром что школьный - здесь аккуратно ведется необходимая документация. В специальном журнале фиксируются все находки. Обязательно пишется, где и кем найден артефакт, какова степень его сохранности.
- Находки, свидетельствующие о том, что здесь была стоянка древнего человека, преимущественно были в районе деревни. А вот останки пещерных животных - за несколько десятков километров от села, - продолжает наш собеседник. - Вот, к примеру, череп пещерного медведя. Когда мне его принесли, я даже не знал, что передо мной, поскольку череп сильно деформировался. Пришлось искать палеонтологов-практиков, которых даже в Усть-Каменогорске нет. Откликнулись ребята из Риддера, они меня многому научили и снабдили необходимой литературой.
Кстати, в этом году музей пополнился еще и окаменелой лапой медведя.
По соседству с останками косолапого хранятся зубы травоядных животных, челюсть и рога бизона. Отдельную полку выделили для останков мамонта - здесь находятся внушительных размеров кости, бивни и зубы этих гигантов.
- Мне привозят экспонаты для музея даже из соседних деревень - Зимовья, Малоубинки. Как-то дети принесли довольно большой камень очень правильной круглой формы. Они с горящими глазами стали мне говорить, что это окаменелое яйцо динозавра. Чем черт не шутит? Отправили в Усть-Каменогорск, чтобы нам его аккуратно распилили. Версия не подтвердилась, да и ладно. Я рад, что мне удалось увлечь молодежь. Вы бы видели, с каким энтузиазмом они по берегу ползают в поисках новых артефактов!
Учитель истории собирается и в дальнейшем продолжать поис­ковую и экспедиционную работу по сбору материалов для музея. Исключительно на голом энтузиазме...

Елена СУПРУНОВА, фото автора и из архива Виктора ШИРКОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть