2600

Один раз увидеть

В Восточно-Казахстанской области практически в каждом районе есть достопримечательности, которые стоит посетить. Для романтиков это памятник любви - мазар “Енлик - Кебек” в Абайском районе, а для любителей природы - настоящие марсианские пейзажи в Курчумском!

Вдоль дороги между Семеем и поселком Караул в Абайском районе внимание всех, кто проезжает мимо, обращает на себя высокий памятник. На нем высечена надпись “Енлик - Кебек”.
- История девушки Енлик и джигита Кебека в какой-то степени равнозначна истории любви Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты, Козы-Корпеша и Баян-сулу, - рассказывает ведущий специалист Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, краевед Борис ЩЕРБАКОВ. - За старика из рода найманов сосватали девушку Енлик.
- Она его не любила, но деваться ей было некуда - традиции есть традиции, калым уже был заплачен. Юноша Кебек из рода тобыкты однажды охотился, была непогода, он увидел юрту и зашел туда на ночлег. Так было принято, иначе человек замерзнет в бескрайней степи. В этой юрте жила Енлик. Надо полагать, она была своенравной и смелой. Как пишет поэт Шакарим КУДАЙБЕРДИЕВ, Енлик прилегла к Кебеку, и они всю ночь проговорили. Девушка рассказала о своей беде, молодые люди сговорились бежать накануне ее свадьбы. В назначенный час джигит приехал на лошадях, и они ускакали в неизвестном направлении.
В разных источниках сообщается, что влюбленные жили в пещере в горах Шынгыстау.
- В урочище Жидебай от хребта Шынгыстау отходят две горы, на вершине одной из них есть пещера. Ее трудно заметить, даже проходя мимо: это грот метров пятнадцать в длину и два с половиной метра в высоту, - говорит специалист. - Там по преданию беглецы и жили, хотя в пещере разве только от дождя можно укрыться. Скорее всего, рядом была установлена юрта, а кто-то из родных периодически доставлял им еду.
Как бы то ни было, Енлик и Кебек прожили там довольно долго, у них родился мальчик.
- Побег Енлик найманы восприняли как оскорбление. В то время бием был брат Кунанбая - Кенгирбай. Он был жестокий, суровый. Найманы заявили ему, что начнется вражда, - рассказывает крае­вед. - Кенгирбай посоветовался со своими старейшинами и дал согласие, чтобы молодых нашли и наказали. Их схватили, ребенка бросили на скалы. Девушку и парня привязали за голову к хвостам лошадей и тащили по степи. По моим подсчетам, это около 30 километров. Вот такая жестокая расправа. Уже мертвых их скинули в яму.
- Что случилось с ребенком? Есть версия, что его спасли и он остался жив...
- Когда я был в Семее, представители рода найманов рассказывали, что ребенка спасли и вырастили, - говорит Борис Щербаков. - Но Мухтар АУЭЗОВ, который встречался с очевидцами тех событий, с болью пишет, что брошенное дитя еще долго кричало в ночи. Возможно, младенец умер от переохлаждения или его съели волки.
В 1960 году советская молодежь решила увековечить имена молодых людей, которые не побоялись пойти против сложившихся устоев.
- В складчину были собраны средства на памятник, - поясняет Борис Васильевич. - Вот это действительно сакральное место - ему поклоняются, этому великому чувству, которое неподвластно ни богатству, ни власти, ни времени. Обелиск всегда ухожен, но у наших людей есть одна очень плохая привычка привязывать ленточки в таком количестве, что увешанные ими кусты начинают просто погибать.
Сейчас понятие “сакральное место” расширили, оно утратило свое истинное значение, считает Борис Щербаков. К таковым, по его мнению, нельзя отнести другую достопримечательность востока страны - урочище Киин-Кериш. Это просто памятник природы, хотя и удивительный. Тем не менее это урочище тоже находится в списке объектов сакральной географии Казахстана, сообщают в областном управлении культуры, архивов и документации.
Практически у каждого третьего восточноказахстанца есть фото на фоне необычных “марсианских” пейзажей. Все подписывают снимки по-разному: “кусочек Марса в ВКО”, “город духов”, “пылающие утесы”. Во всех случаях речь идет об одном и том же месте - урочище Киин-Кериш в Курчумском районе.
Тем, кто хорошо знает окрестности, это место трудно пропустить - летом на подъезде к “городу духов” привычный глазу зеленый пейзаж обрывается, и взору открывается пустынный каньон из разноцветной глины, преимущественно красной. Причем “марсианские” холмы находятся в низине, будто в воронке.
Площадь Киин-Кериша около 300 гектаров. Каньон образовался в условиях жаркого тропического климата мезозоя, когда на земле еще жили динозавры.
По информации туристического информационного центра управления туризма и внешних связей Восточно-Казахстанской области, в глинистых отложениях древних водоемов сохранились панцири черепах-триониксов, костные останки саламандр, крокодилов.
Сейчас там обитают разве что суслики и скорпионы.
Также в отложениях Киин-Кериша ученые находили следы субтропической растительности: пальм, магнолий.
В общем, это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. Тем более что неподалеку находится еще одна достопримечательность - озеро Зайсан.

Елена СУПРУНОВА, фото с интернет-ресурсов, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть