2541

По ту сторону ВИЧ

В Алматы проходит социальная выставка “Открытые лица”. Ее герои - люди, живущие с вирусом иммунодефицита человека и не скрывающие этого. Они откровенно рассказывают свои жизненные истории.

15 лиц - конкретных судеб с их принципами и правилами жизни с ВИЧ. Они хотят разбить вдребезги стереотипное отношение социума к таким, как они. Хотя бы в трех странах региона - Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане. Автор фотографий Алексей ЩЕГЛОВ работал совместно с общественным фондом “Аман-са­улык”, чтобы показать, что эти люди ничем, кроме диагноза, не отличаются от остальных, от нас с вами. “Я здесь. Я рядом. Примите меня таким, какой есть!” Об этом они просят. Порой кричат. Этого они очень сильно хотят.
Сколько ВИЧ-инфицированных казахстанцев живет с открытыми лицами? Человек 20, наверное. Из 17 500. Это много или мало? Если рассуждать глобально, конечно же, нет. Но если смотреть на вещи с разных сторон и с учетом наших реалий - не так уж и мало. Потому что лет пять назад таких людей были единицы - пальцев одной руки хватало, чтобы подсчитать.
Их пусть и медленно, но неуклонно становится больше. Вот и на этой выставке мы познакомились с одной из тех, кто впервые решился открыто рассказать о себе. Наталья. Фамилию просит не называть, хотя лица и не скрывает. С ВИЧ живет уже 11 лет. Заразилась от мужа, который принимал наркотики. Его давно нет в ее жизни, а вот злосчастный вирус остался навсегда. Почему она приняла участие в этом проекте?
- Просто поняла, что не хочу больше бояться, - признается женщина. - Я больше не буду переживать из-за того, что кто-то из друзей или знакомых, узнав о моем диагнозе, отвернется. Я к этому уже готова. Но у меня есть дочь, ей почти 15. Как мой выбор отразится на ней? Она, конечно, обо всем знает, но окружающие... Этот страх, конечно, есть, но и его нужно преодолеть, чтобы ситуация менялась.

А вот Оксана ИБРАГИМОВА (на снимке) открыла лицо еще в 2012 году - через пять лет после того, как узнала, что у нее ВИЧ. И это тоже было осознанное решение.
- Я поняла: пока мы не нач­нем говорить о себе открыто, показывая, что мы такие же люди, как и все, ничего не изменится. Ведь когда ты что-то скрываешь, сразу появляются подозрения, что есть какая-то опасность, - говорит она.
Близкие всегда были рядом и, когда Оксана решила, что не хочет больше прятаться от окружающих, поддержали ее. Просто ли это было? Нет, конечно. У родной сестры Оксаны маленькие детишки, ее любимые племянники.
- Я привожу их в детский сад, там родители других детей, воспитатели. И некоторые из них знают, что у меня ВИЧ-инфекция - у нас с сестрой немало общих знакомых, я активно пишу в соцсетях, выступаю в СМИ. После того как открыла свой статус, ни разу не сталкивалась с проявлениями негатива в свой адрес. Да, люди иногда подходят, спрашивают, правда ли, что я инфицирована. Я все объясняю, говорю, что не опасна для окружающих. Но они никогда не настроены враждебно. Хотя до тех пор, пока я не приняла решения открыть лицо, боялась и иногда, например в больницах, от врачей слышала нелицеприятные вещи в свой адрес.
Оксана не только не скрывает свой ВИЧ-статус - она рассказывает о своем прошлом: да, была зависимой - 10 лет принимала нар­котики, заразилась через иглу, опустилась до самого дна. Ее история - это живой пример того, что всегда и все можно изменить. В том числе и личную жизнь.

- Шесть лет я жила в дискордантной паре (это когда один из партнеров инфицирован ВИЧ, а второй здоров. - О. А.), - рассказывает Оксана. - И партнер нормально все воспринимал, мы использовали презервативы при интимной близости, регулярно обращались к врачам, сдавали все необходимые анализы. И расстались совсем не потому, что я ВИЧ-инфицированная. Просто прошла та любовь... А потом я встретила другого человека. Конечно, девушкам с таким диагнозом сложно устроить личную жизнь. Они пытаются найти пару только среди таких же людей, хотя мы и говорим, что это неправильно. Если человек любит, он поймет все, а в нынешних условиях можно жить, не боясь заразиться, рожать здоровых детей.
Кстати, о детях. Одна из героинь выставки Елена БИЛОКОНЬ - мама трех подростков. Они появились на свет уже после того, как женщина узнала, что заражена ВИЧ. Дети здоровые, активные. Такие же, как и все. Лена всегда об этом рассказывает, убеждая тех, кто все еще сомневается: ВИЧ не приговор, возможность родить здорового ребенка есть, главное - вовремя начать принимать специальную терапию.
И еще. Тем, кто до сих пор не понял, зачем все это нужно нам, здоровым, далеким от всех этих проблем. ВИЧ касается каждого. Вспомните детей, которых заразили в больницах Шымкента, а вирус от них передался их матерям. Или женщин, умных и красивых, которых этой проблемой однажды “наградили” любимые мужья или молодые люди.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы


Поделиться
Класснуть