2299

Построить вольеры и... воспитать людей

2016 год в Алматинском зоопарке был тяжелым: не утихали скандалы, к власти рвались “меценаты”, всплывали все новые и новые неприятные факты. Полгода назад наконец-то война закончилась назначением нового директора. Что здесь происходит сейчас? 

Даже на первый взгляд заметно обилие строительных площадок: тапиру Мартину готовят новый вольер, чтобы не стыдно было выписать невесту, красавцам павлинам оборудуют зимний домик, появились новые скамейки, исчез с территории веревочный парк, занимавший площадь одного из прудов. А вокруг самого старого в городе дерева сооружают специальную площадку, чтобы обезопасить великана и дать возможность людям сфотографироваться с ним. Возле террариума за невысокой стеклянной оградой появился кусочек настоящей песчаной пустыни, по которой носятся сурикаты и рассекают черепахи. Рядом за частой сеткой греется на солнце крокодил. Чей-то ребенок направляется к нему с длинным прутом, чтобы потыкать в животину - к счастью, мы его вовремя перехватили. Вообще, если бы не двуногие посетители, то предупреждающих табличек и заборов могло бы быть гораздо меньше.
- Мы решили быть максимально открытыми независимо от того, хорошая складывается ситуация в зоопарке или нет, - говорит директор алматинского зоопарка Ержан ЕРКИНБАЕВ (на снимке). - Это и была главная ошибка прежней администрации - проблем было не столь много, как об этом писали и говорили. Да, коллекция алматинского зоопарка старая, многие животные находятся в преклонном возрасте - татешки, апашки, агашки. Хотя внезапные и нелепые потери бывают и в европейских зоопарках, и среди молодых животных. Например, недавно, как раз когда я посещал Берлинский зоопарк, там от банальной инфекции умер белый медвежонок. Главное, не пытаться утаить проблему.

За последние полгода по заверению администрации неожиданных смертей не было: потеряли при родах лошадь Пржевальского, но она была результатом имбридинга, то есть смешения родственной крови, что и стало причиной патологии плода. От старости умер единственный кенгуру.
Приобретений тоже пока немного. Разве что активно подбираются пары существующим животным. Например, для шимпанзе Томирис из Казанского зоопарка доставили шимпанзе Пашу. Объединять молодых пока не рискуют, хотя и дразнят за глаза женихом и невестой. Дело в том, что наша-то девушка общительная, игривая, рисует на досуге, а жених, как и положено самцу, несколько агрессивен. Главная забава у него - лежать на полке или зашнуровывать и расшнуровывать кроссовок, который ему выдали вместо игрушки. Кстати, недавно сотрудники зоопарка обратились к алматинцам с просьбой принести ненужные игрушки для животных.
- Почему вы не пополняете коллекцию зоопарка?
- Потому что, прежде чем привезти пингвинов, барсов или невесту тапиру, надо обеспечить им условия. Тем более что по обмену привозят животных из современных европейских зоопарков, то есть уже привыкших к иному содержанию. Заточить их, как в тюрьмы, в постройки тридцатых годов прошлого века я считаю негуманно.

- Кстати, после накала страстей по поводу зоопарка все чаще стали раздаваться реплики о том, что это концлагерь для животных. Что зверей надо отпустить на волю, а сотрудников уволить…
- Это совсем дилетантское мнение. Во-первых, выпускать животных из зоопарков в дикую природу запрещено, во-вторых, они там просто не выживут. К тому же именно зоопарки спасают некоторые виды от исчезновения. Другое дело, что зоопарк должен улучшаться. Действительно, больно смотреть, как медведь ходит по раскаленному металлу клетки в жару. Бороться надо не с крупными зоопарками, а с небольшими частными, вот что становится проблемой. Сейчас появилась мода держать дома диких животных, а ведь они требуют особого ухода и зачастую просто опасны. В итоге питомцы таких зоопарков обычно и попадают к нам. Так появились лев и леопард, причем леопарда хозяева хотели избавить от клыков, чтобы обезопасить домашних. Вот это настоящее варварство. Сейчас мы заметили рекламу фотосъемок с львенком и пытаемся найти хозяев этого объявления и животного.

- По какому принципу вы решаете, кому обновлять жилище? И стоило ли делать такой царский вольер белому медведю преклонного возраста?
- Алькор - единственный белый медведь в нашей коллекции, кроме того, он все свои 28 лет прожил на голом бетоне. Мы решили, что ему в первую очередь нужен хороший дом, и рады, что нашелся алматинец, который смог обеспечить медведю и бассейн с холодной водой, и комнату с кондиционером. Правда, туда Алькор пока не заходит, он целыми днями кувыркается на зеленой траве, которую раньше мог только видеть. На очереди гималайские и тянь-шаньские медведи. Наде­емся изменить их условия содержания в ближайшие месяц-полтора. Пока это все делается за счет друзей-спонсоров. Когда будет готова проектно-сметная документация по модернизации зоопарка, тогда мы сможем рассчитывать на бюджет города.
- В соцсетях критикуется и большое количество развлечений в зоопарке: батуты, карусели и т. д. А вы как относитесь к ним?
- Я отчасти согласен с мнением, что в зоопарке не нужны карусели и батуты. Но сейчас они размещены на месте бывшей свалки, и, пригласив инвестора, мы быстро и без затрат решили вопрос с очисткой территории. Главное, чтобы аттракционы не мешали животным и были качественными. Кстати, многие родители довольны, что могут совместить поход в зоопарк с удовольствами обычного парка. Но я надеюсь, что через два-три года мы уберем все приметы диснейленда.

- Ну и еще… Какие глобальные цели вы себе ставите?
- Сделать так, чтобы люди вели себя в зоопарке как люди, а не как дикие животные. Чтобы смотреть на животных было максимально удобно, мы избавляемся от заборов, решеток, заменяем их рвами. Но если зверь не может преодолеть ров, то посетители легко это делают! Практически ежедневно мы вытаскиваем их из загонов… Люди хотят сфотографироваться поближе или покормить животное, не зная, что для них соль и сахар, чипсы и сладкая вата зачастую являются ядом. К тому же это дикие и опасные животные. Шимпанзе кажется душкой, но он способен оторвать любую конечность человеку. Были случаи: Алькор оторвал руку девочке, а тигрица Рада убила посетительницу. Так что это не гипотетические возможности, а реальные факты. Еще мы хотели убрать сетку над крокодилами, но поняли, что делать этого нельзя - посетители бросают в них камни, чтобы убедиться, что крокодил живой. Зимой у нас чуть не до драки дошло: отец семейства пытался разбудить белого медведя, кидая в него снежки.
Кстати, зоопарк еще и единственное место, где могут выходить любое животное. Например, мы в ветчасти застали найденыша - барсука Борьку. Его люди обнаружили слепым полуживым детенышем в горах и принесли в зоопарк. Сейчас Борька уже переходит от соски к вареной курочке, любит покусывать за ноги служителей зоопарка и подставляет мягонькое пузо, чтобы его почесали.

А тем временем…
10 июля на свой страничке в Инстаграме директор зоопарка Ержан ЕРКИНБАЕВ написал: “Вчера взрослый мужик подошел к вольеру медведей и с размаху кинул камнем по голове спящему гималайскому мишке. Это он так своих внуков развлекал. Что с такими делать?” Поступок пенсионера возмутил алматинцев. Зоопарку предлагают вводить патрули для охраны животных от посетителей и беспощадно наказывать за подобное поведение.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть