4090

Там, где купол неба синий

В минувшую субботу алматинские журналисты испытали на себе чувство свободного падения. На базе войсковой части десантно-штурмовых войск акулы пера и микрофона учились укладывать парашюты, действовать в случае нераскрытия купола и совершили прыжки с 30-метровой тренировочной вышки.
“Три секунды - ангел, три минуты - орел, а остальное время - ломовая лошадь”, - шутят о своей службе десантники. Но в каждой шутке есть только доля шутки, и в этом мы убедились на собственном опыте.
Когда мы прибыли на базу, то первым делом прошли инструктаж по технике безопасности.

- Внимательно слушайте инструкторов, - посоветовал нам заместитель командующего десантно-штурмовыми войсками по воздушно-десантной подготовке полковник Виктор ЖИТНИК (на снимке). - От этого будут зависеть ваши ощущения и здоровье.
Нам рассказали о парашютных системах. В эллинге, где военнослужащие-десантники укладывают парашюты, продемонстрировали устройство систем Д-6 серии 4, “Беркут-2” “Мальва-Аксиома”, на которых совершают прыжки разведчики подразделений специального назначения. Кроме того, показали учебно-тренировочный парашют Д-1 5У, имеющийся на вооружении в десантно-штурмовых войсках.
- У десантников есть такая поговорка: “Укладывая парашют, ты укладываешь свою жизнь”, - говорит один из инструкторов. - Поэтому на укладку отводится 24 часа.
Затем мы отправились на тренажеры воздушно-десантного комплекса.
- Прежде чем выйти в небо, ребята до седьмого пота отрабатывают на тренажерах различные упражнения, - рассказывает Виктор Житник. - На воздушно-десантном комплексе мы доводим до автоматизма все действия: размещение в вертолете или самолете, отделение, группировка, выдергивание кольца, стабилизация, принятие решения в воздухе при различных ситуациях, раскрытие запасного парашюта. В воздухе мелочей нет.
После инструктажа журналисты приступили к практическим занятиям. На макете вертолета Ми-8 отрабатывали действия парашютиста при десантировании из вертушки. На учебной точке “протаскивание” испытали на себе методы гашения купола после приземления. Затем на стапелях подвесных систем учились элементам действий парашютиста в воздухе, приземлению на естественные преграды (здания, деревья, вода и линии электропередачи).
- Колени прижаты, согнуты. В положении группировки правая рука - на кольце основного парашюта, левая - на запаске, подбородок прижат. Отсчет времени: 521, 522, 523 - кольцо! - 525, 526 - купол! - объясняет инструктор.
Журналисты повторяют за ним, проделывая в точности все движения.
- Перед первым прыжком солдаты две недели отрабатывают все упражнения, - поясняет подполковник Абдурахим ЮЛДАШЕВ. - На каждом снаряде тренируются по 5-6 часов ежедневно. Все действия должны быть доведены до автоматизма. Важное место отводится технике приземления. Главное - правильно поставить ноги, а иначе можно получить травмы. И смотрите всегда на горизонт, а не под ноги.
По словам десантников, самый первый прыжок - это вообще непонятно что. Второй, третий - вот где становится страшно. И этот страх надо перебороть. У каждого свой психологический порог, который надо перешагнуть.
В этом мы убедились при прыжке с 30-метровой парашютной вышки. Далеко не каждый сможет шагнуть с высоты 10-этажного дома. Но среди журналистов желающих оказалось немало.
- Ой, мамочка! - кричит кто-то из коллег, делая шаг в пустоту.
- Ноги, ноги согни! - подсказывают инструкторы с земли.
- Все забывают про положение ног, - констатирует Виктор Николаевич. - Эта ошибка может привести к серьезным последствиям. Поэтому наши солдаты на специальном тренажере укрепляют голеностоп и отрабатывают упражнения, чтобы ноги были плотно прижаты.
- А почему отсчет времени идет от 521?
- Когда человек произносит один, два, три, то автоматически начинает быстро считать, а 521, 522, 523 соответствуют 3-5 секундам, которые необходимы для раскрытия купола.
- А правда ли, что если солдат не хочет прыгать, то его выбрасывают силой?
- Это мифы, которые придумывают дембеля. Никого мы не выбрасываем, потому что несем ответственность за жизнь солдата. Вдруг в воздухе ему плохо станет?
В моей практике были случаи, когда офицеры, имеющие не по одному прыжку, отказывались прыгать. Конечно, сейчас они уже не десантники, но в армии служат. Перед прыжком курсанты проходят два часа психологической подготовки.
Кстати, господин полковник похвалил журналистов за смелость, потому что практически все прыгнули с вышки. Как и положено после всего курса, нам вручили сертификаты о том, что мы прошли курс наземной отработки элементов прыжка с парашютом Д-6.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть