28936

Плановый наезд

Истории про пытки в полицейских кабинетах уже никого особо не удивляют. Однако случай с жителем села Молодежного Карагандинской области Асетом МУХТАРОВЫМ заставил задуматься: а не наговаривает ли парень на людей в погонах, чтобы самому уйти от ответственности?

Сейчас Карагандинский областной департамент финансовой полиции расследует уголовное дело против пятерых сотрудников полиции села Молодежного: Асылбека РАХМЕТОВА, Леонида ПАДЮКА, Берика ОСПАНОВА, Абая ХИШИНА и Ержана ОМАРОВА, которых подозревают в применении пыток в отношении сельчанина Асета Мухтарова. Согласно заявлению пострадавшего, полицейские в служебном кабинете уложили его на стол и пихали ему в задний проход деревянную ножку от табурета. Таким изощренным способом они якобы добивались от парня признания в совершении ДТП, в котором серьезно пострадал человек.
Между прочим, имелись большие основания подозревать именно Мухтарова, ведь принадлежащие ему “Жигули” наехали на военнослужащего из Талдыкоргана Артема ЧЕЧЕНЕШКИНА. Гостивший в Молодежном у родителей лейтенант после того ДТП едва выбрался с того света. Тогда, в мае 2011 года, он долгие дни не приходил в сознание и потому не мог рассказать, как все произошло и как он оказался под колесами машины. Полицейским пришлось собирать доказательную базу по крупицам.
В ночь на 22 мая Артем шел по тротуару, когда на него налетел ВАЗ-2106. Пострадавшего обнаружили через несколько минут после происшествия случайно проезжавшие мимо друзья. Один из них на руках принес Чеченешкина в местную больницу. Тот был еще в сознании, но от травматического шока не мог говорить, лишь знаками дал понять, что его сбил автомобиль. Врачи, судя по характеру травм, эту версию подтвердили. Офицер получил открытый перелом черепа, открытый оскольчатый перелом обеих костей правой голени, закрытые переломы правого бедра и плеча.
Утром полицейские наткнулись на окраине села на светло-серые “Жигули” с разбитым лобовым стеклом, помятыми капотом и крышей. Вскоре было установлено, что обнаруженные на месте ДТП ободки для фар и кусочки пластиковых обвесов принадлежат тем “Жигулям”. Стражи порядка вычислили владельца машины и поехали к нему домой.

Асет Мухтаров им заявил, что машину у него угнали. Поэтому, мол, он понятия не имеет о приключившемся ночью наезде. Полицейские повезли Мухтарова в больницу на освидетельствование. Медики раздели его догола и не увидели на теле никаких травм, кроме свежих царапин на правой кисти, о чем, к слову, имеется официальное заключение. Анализ крови показал, что Асет находился в состоянии легкого алкогольного опьянения. Но он и сам не отрицал, что накануне пил с приятелями. Его отпустили восвояси.
А через два дня молодой человек предъявляет заключение медиков, в котором описаны кровоподтеки на его руках, ногах и груди, а также говорится о наличии травматического разрыва слизистой прямой кишки. На основании этой бумаги он обратился с заявлением в прокуратуру.
Дважды Асету отказывали в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях полицейских состава преступления. Но в начале 2012 года в управлении спецпрокуроров Карагандинской области посчитали, что сотрудники Молодежного ОП превысили свои полномочия. И финпол возбудил против них уголовное дело. В апреле Мухтаров пообщался с карагандинскими журналистами, рассказав им о своих мучениях. Его история была опубликована в нескольких изданиях. На своей страничке в соцсети “Мой мир” он даже разместил ссылку на эту новость.

Тем временем сотрудники Молодежного ОП и семья Чеченешкиных пытались доказать, что за рулем “Жигулей” сидел именно Мухтаров. Свидетелей ДТП не было. Сослуживцы Артема, узнав о трагедии, пригнали в село реанимобиль и отвезли его в военный госпиталь Астаны. Там молодого офицера поставили на ноги. Впрочем, он до сих пор ходит с металлическими пластинами и спицами в костях.
Как только Чеченешкин нашел в себе силы общаться со следователем, он дал показания против Мухтарова.
- Он вел машину, - сообщил Артем. - Помню, я шел по тротуару, когда заметил, что она вильнула с дороги и поехала прямо на меня. Я пытался отскочить влево, но не успел. Попал на капот, ударился головой и телом о лобовое стекло, потом упал на землю. Я был в сознании, поэтому помню, как ко мне подошел Асет. Он наклонился посмотреть на меня. А затем быстро вернулся в машину и уехал.
Две судебно-биологические экс­пертизы обнаружили в левом кармане спортивных брюк Мухтарова и на его кроссовках мелкие частицы лобового стекла, идентичные тем, что нашли при исследовании одежды Чеченешкина.
Казалось бы, какие еще нужны доказательства? Но Мухтаров упорно валит вину на неизвестных угонщиков. И все так же выставляет полицейских извращенными насильниками.
В период расследования этого дела в стране объявили очередную амнистию, и на ее основании следователь М. БАЙТАСОВ своим постановлением от 16 июля 2012 года прекратил уголовное дело в отношении Асета.
- Мы собираемся обжаловать этот документ, потому что он принят с нарушениями, - говорит мама Артема Вера ЧЕЧЕНЕШКИНА. - Получается, что Мухтаров признает вину лишь косвенно, а фактически ее отрицает. При таких обстоятельствах мы лишены права подать гражданский иск в суд с требованием о материальной и моральной компенсации с его стороны. Он остается полностью безнаказанным.
Сотрудники Молодежного ОП, которые подозреваются в применении пыток, тоже имеют большие претензии к односельчанину.
- Мухтаров на нас откровенно клевещет, - говорит один из полицейских Асылбек Рахметов. - Мы в шоке были, когда он нас в таких вещах обвинил! Я и Леонид Падюк вообще даже в том кабинете не были. Мы Мухтарова просто из дома в отдел привезли на допрос. А теперь вот оправдываться вынуждены в том, чего не совершали. Допустим, у него есть справка о травмах. Но ведь прежде было освидетельствование у медиков, которые никаких побоев не увидели! Мы предполагаем, что он специально придумал такой план - нанес себе повреждения, чтобы уйти от ответственности. Мы с ребятами, если расследование против нас благополучно завершится, обязательно будем предпринимать меры, чтобы наказать Мухтарова за клевету.
Асет Мухтаров, с которым автору этих строк удалось поговорить по телефону, своей позиции не изменил.

- Вы по-прежнему настаиваете на том, что полицейские вас пытали?
- Да. Если у человека есть погоны, есть власть, то он может делать что хочет. Я в этом убедился. И вообще, думаете, мне приятно об этом говорить? - неожиданно бросил трубку Асет.

Между тем Артем Чеченешкин вернулся на службу и уже успел получить звание старшего лейтенанта. Вспоминать о полученных полтора года назад травмах не любит и жалуется на то, что расследование его психологически измотало.
- Главное, сейчас я жив и здоров, продолжаю служить, - говорит Артем Чеченешкин. - Дальше, думаю, все хорошо будет. Репутацию в селе Асет уже сам себе испортил. Что это за человек, всем теперь ясно. Я его не прощаю! Пусть его “наверху” простят.

Ирина МОСКОВКА, moskovka@time.kz, Караганда

Поделиться
Класснуть