8298

Отхожая бомба

Накопитель канализационных вод Алматы - озеро Сорбулак - достиг взрывоопасной отметки

Чиновники вняли призывам казахстанских экологов, много лет кричавших о проблеме озера Сорбулак. По результатам научно-исследовательской работы сделан вывод, что накопитель сточных вод Алматы действительно может “взорваться” и смыть несколько населенных пунктов, расположенных вниз по течению. В зоне возможного затопления - более 50 тысяч человек.

В начале этого года Министерство охраны окружающей среды, основываясь на заключении государственной экспертизы, сообщило о том, что Сорбулак заполнен до краев и вот-вот может произойти прорыв одной из его плотин. Заметим: документ, подкрепленный данными научно-исследовательской работы, утвержден правительством!
Аргументы ученых: уровень сточных вод в хранилище достиг отметки 619,61 метра в объеме 847,6 миллиона кубических метров при конт­рольной отметке 620,5 метра и объеме 900 миллионов кубов. То есть уже накоплена критическая масса. Когда начнут таять огромные глыбы льда, сковавшие алматинские тротуары и дворы, Сорбулак, куда попадают талые воды, нужно будет закрывать. Тогда сточные воды пойдут по отводным каналам прямо в реку Или. Если, конечно, специалисты успеют открыть (!) разделительные механизмы. Но и в нынешнем состоянии сохраняется угроза прорыва Сорбулака. Все, что для этого нужно, - неделя обильных осадков, землетрясение или ураган. Звучит, наверное, фантастически. Впрочем, жители Алматы уже привыкли к любым проделкам природы. То ураганный ветер повалит тысячи деревьев в горах, то тропический ливень полностью остановит движение транспорта. Да и количество отходов жизнедеятельности алматинцев не уменьшается, а растет вместе с населением города. А все это попадает в итоге в Сорбулак.

- В свое время автомагистраль Алматы - Астана отгородили от водоема двумя обычными дамбами, - рассказывает Болат БЕКНИЯЗ, генеральный директор АО “Евразийский центр воды” (ЕЦВ), которое как раз и проводило научные исследования на озере. - Сделано это было в качестве профилактических мер, чтобы уберечь дорогу от подтопления. И я хочу подчеркнуть: это именно дамбы, а не плотины. По сути, там просто насыпали местный грунт, внутри нет никакого ядра. Но со временем почему-то все стали называть эти сооружения плотинами - то есть специальными объектами, которые связаны с другими водонапорными объектами озера. Это в корне неверно! Мы изучили обе дамбы и пришли к выводу, что они нуждаются в срочной реконструкции.
Специалисты ЕЦВ пробурили 21 скважину и сделали забор грунта насыпных сооружений. На глубине от четырех метров влажность грунта превышает 30 процентов. То есть нижняя часть дамб водонасыщена. Чтобы ее окончательно размыло, требуется лишь небольшой толчок со стороны природы или человека.
- Первое, что необходимо сделать, - снизить уровень воды в озере, - продолжает Болат Бекнияз. - Разрушить дамбу может не только землетрясение, но и ливень. Накопитель может заполниться очень быстро, вода перельется на трассу, потечет в населенные пункты. Да, есть механизм, когда воду сбрасывают в Или по обводным каналам. Насколько я знаю, специалисты “Горводоканала” постоянно находятся в том районе, чтобы оперативно отреагировать на форс-мажорные обстоятельства. Не понимаю только, зачем их ждать?! Лучше уже сейчас снизить уровень воды, не подвергая никого опасности.
По данным МООС, ущерб от прорыва Сорбулака будет весьма значительным - намного большим, чем в поселке Кызылагаш в марте 2010 года. Тогда, напомним, дамба местного водохранилища не выдержала давления дождевых и паводковых вод, в результате смыло целый населенный пункт. Погибли 45 человек. На восстановление поселка было потрачено 7 миллиардов тенге. При этом Кызылагашское водо­хранилище было в 20 раз меньше Сорбулака: сейчас в зоне возможного затопления находятся порядка 50 тысяч человек!

В реконструкции нуждаются не только две дамбы, которые все называют плотинами, но и Сорбулакский отводной канал длиной 45 км, гидросооружения на 38-м километре канала и правобережный Сорбулакский канал. Общая стоимость аварийных работ предварительно оценивается в 10 миллиардов тенге. Но реализация программы начнется... только в 2014 году!
- Не надо быть специалистом, чтобы понять простую вещь: Сор­булак - это бомба замедленного действия, - утверждает ветеран МЧС, полковник Мурат ЖУМАТАЕВ. - Канализационная система города и накопитель были рассчитаны на население в 800 тысяч человек. Сейчас в Алматы проживают более 2 миллионов. И я знаю, что система справляется с большим трудом. У меня в практике был случай, когда на асфальтовом заводе рабочие заблокировали работу коллектора. Мы прибыли на место ЧП, где за считаные минуты канализационные воды затопили все вокруг: и жилые дома, и улицы. Чтобы устранить аварию, нам приш­лось перекрыть коллектор выше. В результате говно, извините меня за это слово, полезло на соседние улицы. Все коллекторы вокруг тут же забились. Мы тогда поразились, с какой скоростью уходят вниз канализационные воды...
Нечто подобное - только в разы страшнее - может случиться и с накопителем. Эколог Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ, много лет посвятивший проблеме Сорбулака, уверен, что если реконструкция озера не нач­нется в самое ближайшее время, Казахстан получит самую страшную техногенную катастрофу в своей истории.
 - Есть расчеты, как быстро вода накроет Балхашский район Алматинской области и местные поселки, - говорит лидер движения “Табигат”. - Скорость составит не менее 100 километров в час. Объем - миллиард кубов. У людей, проживающих в этой местности, не будет никакого шанса на спасение. А все нечистоты хлынут в озеро Балхаш.
Неоднократный кандидат в президенты предлагает свой вариант решения проблемы: построить еще один канал, чтобы сбрасывать воду в Куртинское водохранилище, и уже там возвести новые очистные сооружения.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Яна ЗЕНКИСА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее