2700

Дымовая завеса

В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Северо-Казах­станской области начался процесс по уголовному делу о самом крупном хищении государственных средств в регионе за все последние годы. Работники ГУ “Отдел по сбору местных налогов” акимата Петропавловска обвиняются в том, что с 2003 года забирали себе часть денег от продажи разовых талонов на рынках города. Сколько было украдено вообще - никому не известно, но, согласно 450 томам уголовного дела, только в период с 2007 по 2011 год до государственного кармана не дошел 1 миллиард 25 миллионов 530 тысяч 221 тенге.

Впрочем, судя по всему, на скамье подсудимых оказалась только мелкая рыбешка, а вот получатели львиной доли похищенного, похоже, могут остаться безнаказанными.
Изначально в создании и руководстве организованной преступной группой по хищению денег обвиняли начальника департамента экономики и бюджетного планирования акимата Северо-Казахстанской области Еркына ЖУЛАНОВА, возглавлявшего ранее отдел по сбору налогов и скончавшегося впоследствии от сердечного приступа. А из нескольких десятков подозреваемых в совершении этого преступления работников акимата на скамью подсудимых попали только семь человек. Двое из них, бывший начальник отдела администрирования рынков Алим ШАЙМЕРДЕНОВ и старший контролер Алмат РАХИМЖАНОВ, до сих пор пребывают в следственном изоляторе, а еще два кассира и три инспектора отдела находятся под подпиской о невыезде. Согласно исковому заявлению, поданному однофамильцем главного подсудимого и представителем акимата Петропавловска Куанышем ШАЙМЕРДЕНОВЫМ, именно этим семерым и предстоит возмещать весь ущерб в сумме миллиарда с хвостиком тенге. Все остальные оказались ни при чем, были освобождены от уголовной ответственности и перешли в разряд свидетелей в связи с признанием вины, раскаянием и частичным возмещением ущерба в сумме 50 тысяч тенге каждый. Впрочем, таинственные покровители, которые, надо думать, получали львиную долю похищенного, в материалах уголовного дела нескольких строк все же удо­стоились. Как некие “неустановленные должностные лица государственных органов СКО”, получавшие деньги за “оказание общего покровительства преступной деятельности ОПГ”.
Между тем находящиеся под подпиской о невыезде два кассира и три инспектора еще до начала судебного процесса обратились с открытым письмом во всевозможные инстанции. В своем послании они заявляют, что были всего лишь мелкими винтиками в системе, действующими исключительно по распоряжению начальства. И задают резонный вопрос: “Как ранее на протяжении многих лет могли оставаться незамеченными эти же преступления, при том, что каждый год ежеквартально в нашем управлении проводились финансовые проверки всеми контролирующими органами, начиная с налогового комитета, комитета финансового контроля, органов прокуратуры, КНБ, ДВД и того же ДБЭКП?”.
Мало того, нынешние подсудимые в своем обращении уверяют, что хищения денег из налоговых сборов на рынках Петропавловска шли полным ходом… и после возбуждения уголовного дела, и даже после того, как расследование было закончено, на протяжении всего 2012 года - вплоть до ликвидации управления по сбору местных налогов! В доказательство своих слов они приводят целый ворох служебных записок, которые они писали на протяжении всего этого времени на имя занимавшего с 2009 года должность начальника ГУ “Отдел по сбору местных налогов акимата г. Петропавловска” Серика БАЖЕНОВА.

Бывший кассир Гульмира КАТИЕНОВА до сих пор не считает себя в чем-либо виновной:
- Там был специальный человек, которому инспектора и сдавали эти левые деньги, а мы-то принимали деньги в обычную кассу, оформляли их и сдавали, как положено, инкассаторам! Наше соучастие состоит в том, что мы закрывали глаза на эту черную кассу, но что мы могли сделать в той ситуации?! Естественно, мы предполагали, что если черная касса регулярно пополняется, а все проверки при этом регулярно ничего не выявляют, то деньги эти идут таким большим людям, которые на любые проверки были в состоянии повлиять! По распоряжению начальства нам не давали пересчитывать корешки талонов разовых сборов, а велели принимать деньги по факту: сколько сдали, столько и оформили. Серик Баженов возглавлял наше управление с 2009 года, присутствовал при проведении всех проверок. Сначала он был подозреваемым, потом в отношении него выделили дело в отдельное производство, а потом и совсем закрыли дело. А ведь мы его постоянно ставили в известность о нарушениях, о том, что происходит, есть наши служебные записки, с которыми мы к нему обращались. Я думаю, что следствие намеренно укрывает главных фигурантов, а рядовых исполнителей, наоборот, делает во всем виноватыми, под молотки пускает, как говорится.
Приключения и невероятная везучесть начальника отдела Серика Баженова действительно заслуживают пристального внимания. Протокол допроса от 26 декабря 2011 года в качестве подозреваемого этого видного члена партии “Нур Отан” следователем финансовой полиции Дмитрием ЛИ читается как песня:
“После моего назначения (на долж­ность начальника отдела. - В. М.) мне позвонил Жуланов Е.К. и попросил приехать к нему на работу в департамент экономики и бюджетного планирования, расположенный в акимате области. В служебном кабинете Жуланова находился также Шаймерденов А.Т. При разговоре Жуланов в форме угрозы пояснил мне, что я назначен на должность руководителя ГУ и мне нужно расти по карьере. При этом я не должен был вмешиваться в деятельность Шаймерденова и специалистов, занимавшихся сбором налогов, а именно, чтобы с моей стороны не исходили проверки по полному поступлению денежных средств в бюджет области.
Так как Жуланов Е.К. являлся авторитетной фигурой в области и имел общение как с руководством акимата области, так и с руководством правоохранительных органов, я дал на это согласие и хотел просто расти по карьерной лестнице”.

Следователь Ли задает Баженову очень интересные вопросы: “Почему вы, зная о наличии второй неофициальной кассы, то есть о наличии хищений денежных средств, собранных от выдачи разовых талонов, продолжали действовать против ваших должностных обязанностей как руководителя учреждения, почему не пресекли данный факт или даже не попытались сделать это?”.
И получает не менее интересные ответы от Баженова: “Зная о наличии неофициальной кассы, я действовал против своих должностных обязанностей и не пресекал данные факты потому, что, как я ранее говорил, после моего назначения на долж­ность начальника учреждения Жуланов Е.К. вы­звал меня к себе и дал понять: если я не буду проводить никаких проверок и не буду мешать их действиям, связанным с изложенными фактами, то буду работать в данной должности и в последующем могу подняться по карьере - на более перспективную долж­ность. Кроме того, я боялся, что история, произошедшая с Алибековым, то есть его увольнение, может повториться со мной. Работая в долж­ности начальника учреждения, я думал, что скоро уйду на другую должность, и поэтому не препятствовал Жуланову и Шаймерденову, которые были влиятельными людьми и имели большие связи, и при их желании я мог бы остаться без работы на долгое время”.

После такого исчерпывающего объяснения следователь Дмитрий Ли никакого соучастия в преступлении в действиях Серика Баженова более не видел. Надо сказать, к расследованию уголовных дел следователь Ли, человек сложной полицейской судьбы, вообще подходит очень нестандарт­но, из-за чего уже побывал героем публикаций в нашей газете.
Как выяснилось, следователь Ли благополучно перебрался в финансовую полицию и уже там дорос до звания майора. Вот только подсудимые по нынешнему уголовному делу о хищениях сейчас уверяют, что в материалах полно похожих между собой, как братья-близнецы, показаний различных людей, в которых меняются только фамилии...
Между тем карьерные планы бывшего начальника ГУ “Отдел по сбору местных налогов акимата г. Петропавловска” Серика Баженова тоже сбылись. В начале нынешнего года он пересел в кресло и.о. акима Бесколького сельского округа. Так что бывший кассир Гульмира Катиенова может сетовать на него сколько угодно:
- Я и в марте 2012 года, когда уже следствие вовсю шло, писала служебки о хищениях, но Баженов мне сразу сказал: сиди и помалкивай. Потом мы обращались со своими служебками и в Генпрокуратуру, и в агентство финпола, что хищения продолжаются, но все продолжало идти своим чередом. То есть после 2 ноября 2011 года схема хищений оставалась прежней и, по моему мнению, просто крыша поменялась…

P.S. Суд, несомненно, расставит все по своим местам. Но ведь за рамки конкретного уголовного дела он все равно выйти не сможет. А потому, как минимум, один вопрос наверняка останется без ответа. Если куча народу докладывала о хищениях в 2012 году, когда организаторы и руководители ОПГ сидели в камере, а все остальные были под следствием, то кто же тогда в это время получал деньги, похищенные с налоговых сборов на рынках Петропавловска?

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail:ppl@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть