6719

Гиблое место

12 марта при демонтаже одного из домов некогда элитного жилого комплекса “Бесоба” в Караганде получил смертельные травмы 34-летний рабочий Константин Бездетко...

Разбираясь в перипетиях этой трагедии, наш корреспондент выяснила: в ближайшее время может рухнуть еще одна бесобинская многоэтажка, в непосредственной близости от которой расположен крупный строительный магазин.

Расплата за плиту

Костя Бездетко был фрезеровщиком. Недавно уволившись с одной из местных фирм, он подыскивал другую работу.
- Без дела муж сидеть не мог, - глотая слезы, рассказывает его супруга Евгения. - К тому же у меня 30 марта день рождения. Вот он и решил подзаработать на “Бесо­бе”. Думал, до конца месяца там побудет - и уйдет. Но поработать ему довелось лишь четыре дня. На него плита обвалилась... Знаете, они там так работали: подковыривали плиту снизу. Она могла упасть либо на улицу, либо внутрь. Если внутрь - нужно было успеть отбежать. Костя, видимо, не успел...
12 марта Евгении позвонили из областного медцентра и сообщили: ее муж поступил к ним с тяжелыми травмами. У него были разорваны почки и селезенка. Ситуацию усугубляла обильная кровопотеря. В течение четырех суток врачи пытались его спасти. Но, увы, Костя даже дышать самостоятельно не мог. 16 марта он скончался.
Потом закрутились похоронные хлопоты. И лишь на этой неделе Евгения пришла в себя и решила привлечь к ответственности тех, кто не обеспечил ее мужу безопасность на рабочем месте.
- У меня двое детей: дочке Арине 10 лет, а сыну Артуру год и десять месяцев, - говорит вдова. - Я младшего даже в садик не могу еще устроить, чтобы пойти работать. Муж вообще не хотел, чтобы я работала - считал, что детьми должна заниматься. Все ждал, когда сын подрастет - мечтал отдать его на хоккей. А теперь вряд ли получится в секцию попасть - дорого.
От человека, который нанимал Костю на разбор дома, семье досталось 600 тысяч тенге и визитка представителя компании, нанимавшей Бездетко, - некоего ТОО “Аппаз”. 200 тысяч Евгения сразу отложила, чтобы погасить потребительский кредит. Остальной суммы, учитывая предстоящие поминки по супругу, надолго явно не хватит. О выплате какой-либо страховки и речи нет: при найме на работу трудовой договор не заключался. И вообще, непонятно, на каком законном основании работодатель Константина оказался на “Бесобе”.

“Какой он молодец!..”

Что именно случилось с Бездетко, никто из рабочих не видел. Мужики сбежались на крик о помощи, вытащили Костю из-под плиты и на такси (!) отвезли его в больницу.
- Прораб Куантай МУХТАРОВ переживал только за то, чтобы муж не проболтался медикам про “Бесобу”, - говорит Евгения Бездетко. - Вероятно, поэтому и “скорую” не вызывали. Костя поначалу был в сознании. Именно он попросил врачей позвонить мне и сообщить о беде. А Мухтаров, когда я за вещами мужа приехала, пытался меня успокоить. Твердил, что Костя крепкий и обязательно выживет. И все говорил: “Какой он молодец, что не сказал, где травмы получил”. Просил не переживать о деньгах - обещал оплатить лечение. Но после смерти мужа он принес эти 600 тысяч и взял с меня расписку, что я претензий к нему больше не имею. Я написала ему эту бумагу. А что мне оставалось делать?
Однако после консультации с известным в Караганде юристом Евгением ТАНКОВЫМ (на снимке) раздавленная внезапно свалившимся на нее горем вдова поняла: можно и нужно добиваться справедливости. Поэтому обратилась в полицию с требованием о наказании работодателей, подвергающих наемных рабочих смертельному риску.

Без страха и страховки

О том, как легко попасть на разбор “Бесобы”, рассказал друг Бездетко Алмас ОМАРОВ. Он вместе с Константином стоял на “пятаке”, где в поисках случайных заработков собираются безработные карагандинцы.
- Подъехал джип, - вспоминает Алмас. - Сказали, что можно на разбор “Бесобы” пойти. Обещали платить по 4 тысячи тенге в день. Любой желающий мог прийти, найти прораба и сказать: я хочу поработать. Если ты прораба устроишь - то иди и работай.
- Оформления рабочих не было, техника безопасности не соблюдалась - люди трудились без соответствующей экипировки и страховки. Нужно разбираться, почему так вышло, - возмущается Евгений Танков. - Насколько я помню, на разбор “Бесобы” выделялись бюджетные деньги. Куда же они по­шли?
Получить ответы на вопросы у представителя ТОО “Аппаз”, имеющего гослицензию 11ГСЛ-КР №02247 на ведение строительных работ, не удалось. Его мобильный был отключен. Городской телефон фирмы тоже не отвечал.

Информация, предоставленная местными властями, лишь добавила тумана. По сведениям чиновников акимата Караганды, официально на “Бесобе” трудятся две строительные компании - ТОО “Аспап”, (не путать с ТОО “Аппаз”! - И. М.), которое получило из казны 43 миллиона тенге на снос трех домов, и столичное ТОО “Де Факто”, разбирающее дом №5. “Аспап” уже освоил финансирование и заканчивает работы. А у фирмы из Астаны процесс демонтажа еще в полном разгаре. При этом “Де Факто” не получало из бюджета ни копейки.
- Они работают на безвозмездной основе - предложили спонсорскую помощь на снос пятого дома, - сообщил заместитель акима Казыбекбийского района Караганды Бейсен УСЕНОВ (на снимке).
По утверждениям руководства обеих фирм, происшествия, повлекшего за собой смерть рабочего, у них зафиксировано не было, а со всеми работниками они заключили трудовые договоры и провели инструктаж по технике безопас­ности.
Между тем в “Бесобе” еще стоит нетронутым дом №6. На его снос денег в бюджете нет, а благо­творителей, желающих разобрать его бесплатно, пока не нашлось. Сейчас там орудуют мародеры, выискивая арматуру и стройматериалы, которые можно где-то продать. Чиновники не исключают, что ЧП с Бездетко произошло там.

Угроза номер пять

Однако, побывав на месте, автор этих строк убедилась: в доме №6 все плиты - и наружные и внутренние - на месте. “Сталкеры” утащили отсюда сантехнику, кафель, стеклопакеты, электропроводку, но к стенам пока не притрагивались. ТОО “Аспап” уже дошло до фундаментов домов и сейчас лишь вывозит строительный мусор. А вот ТОО “Де Факто” снесло практически все бетонные плиты и межкомнатные перегородки в доме №5. По сути там остались лишь опоры и полы-потолки. Случайно обнаруженные по соседству “черные старатели”, не пожелавшие представиться, утверждали: человека придавило плитой именно там. Но представители столичной фирмы категорически это отрицают.
- Мы работаем сами, без субподрядчиков, - говорит исполнительный директор ТОО “Де Факто” Ерлан ЖАМПЕИСОВ (на снимке). - Ни о каком ТОО “Аппаз” ничего не слышали. В нашем штате числится около 30 человек. Все они работают в касках и со страховочными поясами. Кстати, сейчас работы приостановлены, потому что “наш” дом (номер 5. - И. М.) дал крен в сторону строительного магазина, три опоры там уже начали разрушаться.
Рядом с этим домом находиться действительно страшновато. По словам рабочих, в четверг к ним приезжала комиссия из ЧС и акимата. Но никаких инструкций от чиновников и спасателей пока не поступало. Разбирать плиты краном вряд ли будут - так можно спровоцировать обрушение. И подпорки к проблемным опорам уже не приставишь...
- Со дня на день ждем падения! - почему-то с радостью сообщили рабочие. - Уже все готовы на сотки его снимать.
К слову, насчет приостановки работ г-н Жампеисов слукавил: люди попросту ушли из опасной секции пятого дома, но продолжают усердно махать лопатами и стучать отбойными молотками в соседнем подъезде. Лишь у одного из них я заметила каску. Страховочных ремней разглядеть не удалось...

Как бог на душу положит

Но самое любопытное - причины, по которым “Де Факто” решилось на “благотворительный” снос дома. Во-первых, астанчане забирают себе стройматериалы для дальнейшей перепродажи. А во-вторых...
- Мы работаем на перспективу, - сообщил Ерлан Жампеисов. - Надеемся потом получить здесь объемы на застройку нового микрорайона.

- А как же тендер? Вдруг проиграете?
- Конечно, будет неприятно, если так случится. Но это коммерческие риски. Полностью просчитать их невозможно, - пожал плечами Ерлан Жампеисов.

Между тем в разговоре с журналистами замакима Казыбекбийского района Бейсен Усенов отрицал, что “Де Факто” значится в списке возможных претендентов на строительство новой “Бесобы”. Что ж, как говорится, человек предполагает, а тендер располагает. Пройдет тендер - тогда и посмотрим, что будет де-факто.
А пока... Пока злосчастную “Бесо­бу” сносят как бог на душу положит.
Представителей районного акимата, которые, по словам Бейсена Усенова, еженедельно выезжают на место и контролируют работу разрушителей, интересует, похоже, лишь одно: как побыстрее избавиться от развалин.
- Нам главное, чтобы все в срок было снесено, - прямо заявил зам­акима.
Отвечая на вопрос о том, почему снос идет без соблюдения элементарных норм техники безопасности, г-н Усенов сослался на “соответствующие органы”, призванные за этим следить. Кроме того, не обеспечена охрана развалин “Бесобы”. Подрядчики самостоятельно отбивают свои здания от мародеров. А ведь это имущество после заключения договоров цессии между акиматом и жителями микрорайона считается государственным! Спрашивается, на каком основании столичная фирма “Де Факто” продает казенные стройматериалы? Словом, вопросов явно больше, чем ответов...

Кто следующий?

…Тем временем Евгении Бездетко, видимо, остается уповать только на полицию. Как сообщили в пресс-службе ДВД Карагандинской области, возбуждено уголовное дело по факту нарушений техники безопасности, повлекших за собой смерть человека.
- Я хочу, чтобы другие рабочие не повторили участи моего мужа, - говорит Евгения. - Ну и получить денежную компенсацию, которая позволит мне не работать хотя бы до того времени, как моему сыну исполнится три года и его можно будет устроить в детсад.
Что ж, может быть, гибель молодого рабочего заставит людей, ответственных за снос, разгрести наконец ситуацию вокруг руин жилого комплекса, только чудом не похоронивших под собой обладателей “элитных” квартир? Увы, гарантировать, что смерть Кости Бездетко станет последней в черном списке “Бесобы”, сегодня не может никто...

Ирина МОСКОВКА, moskovka@time.kz, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть