8020

Беглец знает, где деньги лежат

Как пополнить казну Карагандинской области на 100 миллионов тенге? О верном способе получения денег автору этих строк рассказал беглый чиновник, занимавший ранее пост главы областного департамента сельского хозяйства Тамир ДАУТОВ (на снимке).
В 2009 году финансовая полиция обвинила его в коррупционном преступлении и с тех пор разыскивает со всеми собаками. А он продолжает успешно скрываться. По всей вероятности, прятаться ему изрядно надоело, вот он и решился выйти на контакт с нашей газетой, чтобы поделиться доводами своей невиновности. Впрочем, по уверениям беглеца, следствию его позиция хорошо известна. Вот только, по его мнению, у финпола нет заинтересованности в доведении расследования до конца.

Мы уже рассказывали, как четыре года назад карагандинский финпол заподозрил Тамира Даутова в коррупции. По версии следствия, публично озвученной журналистам, экс-директор департамента сельского хозяйства присвоил бюджетные деньги в размере 100 миллионов тенге. Эта сумма выделялась в виде льготного кредита по госпрограмме тем сельхозтоваропроизводителям, которые вздумали выращивать в наших суровых степях теплолюбивую сою, а заодно открыть машинно-тракторную станцию. Борцы с коррупцией заявили, что Даутов создал лжефирму “ГринаКоммерц-АгроСервис” и, пользуясь своим служебным положением, помог ей победить в тендере. Увы, поля так и не были засеяны бобовой культурой. А кругленькая сумма, как считает следствие, была похищена и использована не по целевому назначению - переведена на счет аффилированного с Даутовым кредитного товарищества “Агрокоммерц” в виде обязательного взноса. Далее же, по утверждениям финполовцев, чиновник использовал деньги на личные нужды. Директор подставной фирмы Серик ТАШИБАЕВ пошел под суд и получил три с половиной года лишения свободы. А Тамир Даутов вовремя успел удрать в неизвестном направлении (см. “Соевый сеятель”, “Время” от 14.5.2009 г.).
Как беглец пояснил нашему корреспонденту в телефонном разговоре, скрылся он вовсе не затем, чтобы избежать ответственности. Кстати, о готовящемся аресте его предупредил сотрудник финансовой полиции. Даутов боится, что за колючей проволокой с ним могут свести счеты некие влиятельные граждане. Мол, знает он слишком много.
- Арест как таковой меня не пугает, - говорит Тамир Даутов. - Но почему я должен быть арестован, если я не виновен? Меня немножко смущают слова финполовцев, сказанные моим родственникам: мол, что за беда, если я просижу определенное время в заключении? Ведь если вина не подтвердится, я смогу получить компенсацию от государства. Но почему я должен по чьей-то прихоти находиться под стражей? К одному из моих адвокатов приходили конкретные люди и угрожали, что разберутся со мной. И место указывали: следственный изолятор. Я опасаюсь за свою жизнь, за родных и близких. Поэтому не могу сейчас вернуться.
По утверждению Даутова, в действительности бюджетные миллионы он не присваивал. Как выяснилось еще на судебном процессе по делу Серика Ташибаева, глава департамента сельского хозяйства не мог напрямую выделить деньги его фирме, поскольку на тендере определялся не конечный заемщик, а банк второго уровня. И решение о победителе принималось не единолично Даутовым, а коллегиально с другими чиновниками. В фаворе тогда оказалось кредитное товарищество “Ак Булак”. Из-за того, что с выплатой кредита произошла задержка, предприниматель Ташибаев и не смог вырастить сою: деньги должны были поступить в марте, а пришли лишь в июле - а кто начинает посевную кампанию посреди лета? В итоге весь заем вернулся в “Ак Булак”.
- Ни для кого не секрет, что большая часть участников этого кредитного товарищества - люди Олега БОРОВИКОВА. В то время он был депутатом Карагандинского областного маслихата (сейчас занимается предпринимательской деятельностью. - И.М.), - рассказывает Тамир Даутов. - Наверное, могли пострадать какие-то его интересы, он имел долю в “Ак Булаке”, и часть его предприятий кредитовалась через это кредитное товарищество. К тому же во время истории с выдачей этого кредита в регионе сменился аким. И тогдашний руководитель аппарата акима области Аскар БАЗАРБАЕВ настойчиво попросил меня покинуть свою должность в связи с тем, что я не устраивал новое руководство. Я не держался за кресло - написал заявление об увольнении. Но тогда я не мог предположить, что мой уход будет чреват негативными для меня последствиями. Наверное, какие-то мои “движения” могли повлиять на работу товарищей, которых я назвал. В связи с этим и была устроена травля в отношении меня. Других причин я не вижу.

Естественно, возникает вопрос: почему государство не забирает деньги обратно? Сколько полезных дел можно было бы сделать на эту сумму! К примеру, жилье нуждающимся приобрести или помочь тяжело больным людям. Однако складывается впечатление, что местные власти об этих деньгах забыли.
- Для меня остается загадкой, почему, имея на руках все документы, акимат области и финуправление не истребуют с “Ак Булака” данные средства, - недоумевает Тамир Даутов. - Согласно договору, “Ак Булак” как банк второго уровня выставил гарантии, у него есть определенные обязательства по погашению этих средств. Однако акимат и финпол пошли на то, чтобы возложить вину на конечных заемщиков и конкретно на меня. Понимаю, легче одного человека привлечь к ответственности. Но отчего государство не стремится простым путем вернуть эти деньги? Я не могу ответить на этот вопрос.
Примечательно, что изначально следствие вменяло в вину Даутову легализацию денежных средств. Именно из-за этого ему санк-ционировали арест. Но после суда по делу предпринимателя Ташибаева эту статью УК исключили из обвинений. Зато часть вторую статьи 307 - “злоупотребление должностными полномочиями” - резко сменили на более тяжкую часть, четвертую. В итоге мера пресечения для беглеца остается прежней - арест.
- Я готов вернуться и сотрудничать со следствием, - уверяет Тамир Даутов. - Но только пусть изберут меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей. Я не верю, что, находясь в тюрьме, смогу защитить свои права. И опасаюсь, что дело вообще не дойдет до суда. Состояние затянувшегося розыска, похоже, всех устраивает. Кроме меня. Думаю, пройдет еще несколько лет, и вообще станет невозможно довести все до логического конца: кто-то уволится, выйдет на пенсию, не пройдет аттестацию.
Между тем за эти четыре года в деле не произошло никаких изменений. Департамент финансовой полиции по Карагандинской области приостановил расследование в связи с нахождением основного фигуранта в международном розыске. Интересно, удастся ли сыщикам его отыскать? Или Тамир Даутов так и будет бессрочно числиться в бегах.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда, тел. 8-7772220875, е-mail: kar@time.kz

Поделиться
Класснуть