9550

Я - МиГ, истребитель...

Один борт из 86 самолетов и вертолетов, отобранных для первого в истории страны парада Вооруженных сил, не появится в праздничном небе

Ночью 23 апреля во время учебно-тренировочного полета в Карагандинской области истребитель МиГ-31Б разбился. 45-летний командир экипажа, он же командир карагандинской воинской части №50185 полковник Марат ЕДИГЕЕВ (на левом снимке) погиб при катапультировании. 42-летний штурман и заместитель командира 2-й авиационной эскадрильи по воспитательной и социально-правовой работе майор Руслан ГАЛИМЗЯНОВ (на правом снимке) тоже успел покинуть падающий истребитель и получил незначительные травмы.

В начале апреля пресс-служба Министерства обороны РК распространила анонс грядущего торжественного мероприятия. Никогда прежде в Казахстане не проводилось столь грандиозного военного шоу. Как особо подчеркивала пресс-служба Минобороны, “офицеры и солдаты на деле докажут, что в рядах Вооруженных сил сегодня служат настоящие патриоты и мастера своего дела, девиз которых звучит мощно и мужественно: “Сильная армия - сильный Казахстан!”.

...Пилоты карагандинского истребителя-перехватчика с бортовым номером “02” Едигеев и Галимзянов усиленно готовились к предстоящему параду. Днем 23 апреля они уже совершили четыре вылета, пятый, ночной, стал для командира экипажа последним...
По предварительной версии следствия, причиной крушения самолета стали технические неполадки. Хотя в минувшем декабре МиГ-31 прошел плановый капитально-восстановительный ремонт в российском Ржеве - на авиаремонтном заводе ОАО “514 АРЗ”... В ту роковую ночь в карагандинские службы экстренного реагирования поступил сигнал о возможной аварийной посадке МиГа. В аэропорт “Сары-Арка”, где базируется воинская часть, съехались пожарные и медики “скорой помощи”. Но до воздушной гавани борт так и не дотянул, рухнув в 9 километрах к юго-западу от села Акой (бывшее Просторное) на границе Шетского и Жанааркинского районов Карагандинской области. Летчики сумели катапультироваться, но, по всей видимости, на критической для жизни высоте... Марата Едигеева поисковые отряды обнаружили уже мертвым - при падении он получил не совместимые с жизнью травмы. Его напарник Руслан Галимзянов был госпитализирован в областной медицинский центр (ОМЦ). Сейчас врачи никого к нему не допускают. Исключение сделали лишь для сотрудников военно-следственного управления и военной прокуратуры, которые опросили штурмана. Со слов медиков, у пострадавшего летчика сложное психологическое состояние - он тяжело переживает гибель сослуживца. Завидев журналистов, майор поспешил из коридора в палату.
- Военнослужащий Галимзянов поступил к нам около 3 часов ночи с высотной травмой, сотрясением головного мозга, вывихом плеча, множественными ушибами тела и ссадинами, - рассказал заведующий отделением травматологии ОМЦ Бек ИБРАЕВ. - При поступлении у него было состояние средней тяжести. Необходимую специализированную помощь ему оказали сразу. Сейчас его жизни ничто не угрожает.

...Истребитель врезался в землю с такой силой, что образовалась воронка диаметром 20 и глубиной 5-7 метров. После падения обломки самолета загорелись, пожарные тушили их почти до трех часов ночи. На месте ЧП работает следственно-оперативная группа, вся близлежащая территория оцеплена полицейскими. Как сообщили военные, осмотр обломков уже закончен, теперь они ждут приезда российских авиаспециалистов.

...Оба пилота имели большой летный опыт и считались высококлассными асами. Марат Едигеев был влюблен в небо с детства. Родился в Костанае, после окончания школы поступил учиться в Армавирское высшее авиационное Краснознаменное училище летчиков, которое окончил в 1989 году. Летную карьеру начал в Учарале - с должности штурмана вертолета МИ-8, затем служил в Талдыкоргане летчиком истребителя-бомбардировщика, был командиром авиационного звена, позже заместителем командира эскадрильи. В 2001 году, окончив Московскую военно-воздушную академию имени Гагарина, вернулся в Талдыкорган и дослужился до командира авиационной эскадрильи. В то время он летал на Су-27. В 2005 году его перевели в Караганду - на должность начальника штаба воинской части №50185. В 2009-м Едигеев получил звание полковника. А спустя год стал командовать Карагандинской авиационной базой имени героя Великой Отечественной войны Нуркена АБДИРОВА. Имеет государственную награду - орден “Айбын” второй степени. У Марата Оразовича остались жена, две дочери 18 и 6 лет и трехлетний сын...
Как заверяют в Министерстве обороны, семье погибшего летчика будет выплачена единовременная компенсация в размере пятилетнего денежного содержания.
Руслан Галимзянов в 1992 году окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации. Освоил управление самолетами Як-18Т, Як-40, МиГ-21, МиГ-31. Общий налет - 480 часов. На должности заместителя командира части с 2003 года...
Между тем это не первая военная авиакатастрофа под Карагандой. В декабре 2007 года при посадке потерпел крушение самолет МиГ-31, не дотянув до взлетной полосы пять километров. Летчики Денис ФЕДОТОВ и Андрей ЛЕОНТЬЕВ до последнего пытались спасти машину. Оба погибли.

Ирина МОСКОВКА, фото автора и из личных дел пилотов, Караганда

Поделиться
Класснуть