5232

Засосал стакан - и в аэроплан?

Неадекватное поведение пассажиров становится настоящим бичом для казахстанских авиакомпаний. Дебоширы наступают по всем фронтам, распуская язык и руки, - как на земле, так и в воздухе. При этом казахстанское законодательство слишком мягко относится к тем, кто создает угрозу безопасности полетов.

Минувший сентябрь стал щед­рым на плохие новости от авиакомпаний. Сначала за скандал с бортпроводниками авиакомпании “Скат” был арестован на трое суток главный редактор журнала “Жұлдыздар отбасы” Жарылкап КАЛЫБАЙ (см. “Нескучный рейс”, “Время” от 5.9.2013 г.). Затем дюжина разъяренных пассажиров, которые не смогли попасть на борт “Эйр Астаны”, по сути, захватили экипаж авиакомпании в столице Поднебесной (см. “Пекинский синдром”, “Время” от 7.9.2013 г.). На днях один из пассажиров авиарейса Атырау - Астана пнул и оскорбил стюардессу авиакомпании “Скат”, да так, что в конфликт пришлось вмешаться летевшему этим бортом акиму Западно-Казахстанской области Нурлану НОГАЕВУ.
- Ему не понравилась надпись на казахском языке - одна буковка выпала. И он начал требовать от бортпроводницы: почему это так? - прокомментировал ситуацию Нурлан Ногаев. - Я попросил его утихомириться, не поднимать скандала, потому что на высоте летим.
Кстати, как потом выяснилось, буйным пассажиром оказался бывший заместитель акима Макатского района Атырауской области Мейрамбек БИЛГАЛИ. Ныне он на госслужбе не числится. Бортпроводница вполне сносно владеет казахским языком, но когда пассажир начал кричать, она просто растерялась.
И наконец, на финише прошедшей недели “Эйр Астана” рассказала об очередном вопиющем случае хамства: “11 сентября 2013 года некий БОТАБАЕВ Дархан Маратович, 1978 года рождения, член совета директоров Казинвестбанка, пришел в офис авиакомпании в Алматы покупать билет, вел себя неадекватно, бранился нецензурными словами в адрес сотрудницы авиакомпании и несколько раз ударил ее по лицу. Все это было зафиксировано камерой видеонаблюдения”.
Избитая сотрудница вызвала полицию, но патрульные прибыли уже после ухода клиента. Пострадавшая написала заявление в УВД Бос­тандыкского района Алматы. Туда же передали видеозапись нападения. “Однако сотрудники правоохранительных органов, несмотря на наличие явных признаков хулиганства и побоев в отношении потерпевшей, отказали в возбуждении уголовного дела, игнорируя недавнее высказывание президента страны о нулевой терпимости даже на самые незначительные правонарушения. Свой отказ полицейские мотивировали отсутствием состава преступления”, - отметила пресс-служба “Эйр Астаны”. Потерпевшей ничего не оставалось, кроме как направить жалобу прокурору Бостандыкского района с просьбой вмешаться в эту ситуацию и принять меры в отношении обидчика, а также правоохранительных органов, проявивших халатное отношение к своим обязанностям. Избитая также намерена обратиться с иском в суд о взыскании морального ущерба с Дархана Ботабаева. Авиакомпания обещает своей сотруднице всемерную поддержку и помощь в защите ее чести и достоинства. Более того, перевозчик пошел на беспрецедентный шаг: Дархана Ботабаева решено впредь не допус­кать на рейсы “Эйр Астаны”. Это решение является уникальным хотя бы потому, что казахстанское законодательство не предусматривает такого понятия, как “черный список” пассажиров, и казахстанские авиакомпании, по сути, бессильны против их неадекватного поведения.
За первое полугодие 2013 года в “Эйр Астане” зарегистрирован 141 случай нарушения правил со стороны пассажиров. Из них 105 произошли в полете.
Среди наиболее частых правонарушений - курение на борту самолета, устное оскорбление экипажа, неподчинение инструкциям по безо­пасности в полете, отказ выключить мобильный телефон, а также угрозы физической расправы. Каждый четвертый дебошир оказывается подшофе.
Иногда пассажиры раскрепощаются настолько, что в прямом смысле создают серьезную угрозу безопасности полетов.
В январе 2013 года во время рейса Алматы - Дели один из клиентов национального авиаперевозчика так увлекся “дегустацией” горячительного, купленного в дьюти-фри, что накинулся с кулаками на бортпроводников и пассажиров. Видя, что ситуация на борту близка к критической, командир принял решение развернуть самолет обратно в аэропорт вылета. Буяна передали в руки полиции, а позднее суд обязал нарушителя выплатить авиакомпании за незапланированную посадку внушительную компенсацию -
2 млн. тенге. “Эйр Астана” включила этого дебошира в контрольный список недисциплинированных пассажиров. Летать ему не запретили, но перед каждым рейсом будут выдавать письменное предупреждение о том, что он находится под особым наблюдением в течение всего полета.
Увы, эти случаи скорее исключение, чем правило. Кто-то из искателей воздушных приключений идет на поклон к руководству авиакомпании и вымаливает прощение, другие отделываются смешными штрафами. Например, три года назад два приятеля, наклюкавшись текилы на борту все той же “Эйр Астаны”, подрались на высоте 10 тыс. метров, разбили внутреннее стекло иллюминатора и порвали обшивку салона. В итоге суд обязал их выплатить компенсацию - всего две тысячи долларов.
В июле 2013 года были приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Согласно им увеличены штрафы за пользование мобильной связью во время полета до 10 МРП (17 310 тенге), а за курение - до 7 МРП (12 117 тенге). Впрочем, авиаторы считают: закон слишком мягок к нарушителям правил поведения в полете.
- В отношении правонарушителей на авиационном и наземном транспорте действуют одинаковые санкции, не учитывающие особенности воздушного транспорта, - сетует вице-президент “Эйр Астаны” Белла ТОРМЫШЕВА. - В то время как правонарушения на борту самолета по степени риска и своим последствиям несопоставимы с преступлениями, совершаемыми на земле. Мы считаем степень наказания за правонарушения на борту самолета неадекватной тяжести последствий: слишком либеральное законодательство развязывает руки буянам.
- Зачем вы вообще пускаете пьяных на борт?
- Один нетрезвый другому рознь. Если пассажир выпил и от него пахнет алкоголем, но он ведет себя адекватно, авиакомпания не вправе запретить ему полет. Это про­изойдет только в случае возникновения угрозы безопасности либо сильного алкогольного опьянения, когда человек не может самостоятельно держаться на ногах. Кроме того, в нашей авиакомпании существуют дополнительные процедуры для пассажиров, явившихся на регистрацию или на посадку в нетрезвом состоянии либо с ощутимым запахом спиртного. В первую очередь им выдается письменное предупреждение на регистрации или при посадке. Ставят в известность экипаж, старший бортпроводник оценивает поведение этих пассажиров и совместно с командиром воздушного судна принимает решение о возможности их допуска на борт самолета.
Как показывает практика, алкоголь - это не главная причина деструктивного поведения, скорее это сопутствующий фактор, - добавляет г-жа Тормышева.
Как же решить проблему воздушных буянов?
Авиатор с сорокалетним стажем Нурлан АХМУХАНОВ убежден: надо ужесточить закон. Наши парламентарии много (и часто - справедливо!) критикуют авиакомпании за различные косяки.
То и дело народные избранники предлагают законодательные новеллы, ужесточающие ответственность авиаперевозчиков.
А для их клиентов, путающих самолет с придорожным кабаком, закон, выходит, не писан?

Виктор БУРДИН, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

01.10.2013

Поделиться
Класснуть