7144

Богач - бедняк

Сейчас уже никто и не скажет, как две купюры номиналом в 100 тысяч долларов и три сертификата попали в руки простого шымкентского автомастера. Эту тайну ровно год назад он унес с собой в могилу. Зато его единственный наследник сегодня боится собственной тени и, опасаясь нового всплеска интереса криминалитета к своей семье, просит не указывать его настоящего имени.

Физически крепкого 47-летнего мужчину хватил удар прямо на свадьбе дочери. Он отдал богу душу на глазах у жены Шарипы, сына Ирискула, дочери и сотен гостей, пришедших на той. После смерти отца Ирискул взялся наводить порядок в отцовских бумагах и нашел там пару странных банкнот.
- Я таких денег никогда не видел, - вспоминает Ирискул. - Выглядят они как обычные доллары, но цвет не зеленый, а желто-красный, и на каждой купюре написано “100 000 dollars”. Потом нашел еще три бумажки, сделанные в стиле американской валюты. Там что-то по-английски было напечатано. Понял только слово “сертификат” и цифры, как на банкнотах.
Парень находку перепрятал, а спустя пару дней судьба подсказала решение. В автомастерскую, где он работал, пришел клиент. Расчет он вел с Ирискулом.
- Вася его звали, - вспоминает Ирискул. - Я должен был дать ему сдачу 100 тенге, а он, увидев в кошельке 100-долларовую купюру, пошутил: “Давай эту зеленую, там же тоже “100” написано”. Я ответил: “Может быть, тебе еще купюру в сто тысяч долларов дать?” Слово за слово, я и рассказал ему о наследстве.
В тот же вечер Василий предложил Ирискулу сделку: за 10 тысяч долларов он приводит к нему покупателей, которые заплатят за каж­дую банкноту по 50 тысяч долларов. Наследник диковинных денег согласился, и уже на следующий день, 22 октября, Василий привез к Ирискулу клиента. Парень, представившийся Ержаном, был готов купить редкие купюры, если экс­перт подтвердит их подлинность. Спустя сутки Ержан приехал к Ирис­кулу еще с одним покупателем. Незнакомец, назвавшийся Максатом, придирчиво осмотрел товар и назначил время следующей встречи.
- Встретился я с ними 24 октября примерно в 11 вечера, - рассказывает Ирискул. - Макс и Ержан усадили меня в машину, на которой приехали. Я дал им одну купюру с сертификатом. Вторую оставил другу. Он дожидался меня неподалеку. Макс и Ержан сказали, что им нужно проверить подлинность товара и повезли меня на окраину города. Там они стали кричать, что являются сотрудниками КНБ, перед носом махали корочкой с каэнбэшным жетоном из железа. Говорили, что сейчас арестуют за незаконный сбыт редкой валюты. Требовали, чтобы я отдал им и вторую купюру с сертификатом.
Ирискул не сдавался, тогда бандиты приставили к его виску пистолет. Под прицелом Ирискул по телефону вызвал товарища. Друг в темноте ничего не заметил, отдал оставшуюся банкноту, а Ирискул со страха и пикнуть не посмел. Незадачливого продавца бандиты усадили в авто и, поколесив немного, высадили на пустынной окраине. На прощание пригрозили расправой за длинный язык.
Четыре дня Ирискул молчал и только вернувшейся домой маме рассказал о находке и своих злоключениях. Женщина сразу забила тревогу. Спустя часа три после обращения в полицию Ержан и Максат были задержаны.
При обыске у них была изъята одна стотысячедолларовая купюра и два сертификата. В их машине нашли травматический пистолет с патронами, пустышку с металлическим жетоном КНБ и российские госномера на авто.
- Купюру и сертификаты мы направили на экспертизу для определения их подлинности, - говорит руководитель пресс-службы ДВД Южно-Казахстанской области Салтанат КАРАКОЗОВА. - Российским коллегам отправили запрос о легальности изъятого гос­номера, попросили уточнить, не проходит ли этот номер по криминальным сводкам. В отношении двух подозреваемых 1988 и 1984 года рождения возбудили уголовное дело по статье “Разбойное нападение с применением оружия”. 28 октября они были взяты под арест.
Однако через 10 дней разбойники оказались на свободе. Прокурор Энбекшинского района Шымкента Марат СМАТОВ не поддержал ходатайство следователей о санкционировании судом ареста обвиняемых на двухмесячный срок, и в итоге криминальная парочка отделалась подпиской о невыезде.
- По нашему настоянию следователь внес возражения в прокуратуру области на действия Энбекшинской прокуратуры, - рассказывает адвокат потерпевшей стороны Шакиржан МАХАМАТАЛИЕВ. - Однако областники поддержали коллег из районной прокуратуры. Мотивы отказа поражают. Людей, подозреваемых в череде преступлений, отпустили на свободу, потому что нет акта экспертизы о подлинности купюры и сертификатов, а значит, не определена сумма нанесенного ими ущерба; не установлен и не допрошен тот самый наводчик Вася; банкноты номиналом в 100 000 долларов частным лицам не реализовывались.
Кстати, информацию насчет банкнот подтвердил нам и известный алматинский эксперт Валерий КИТИКОВ. Специалист почти на сто процентов уверен, что речь идет о фальшивке.
- Банкноты номиналом в 100 тысяч долларов были выпущены в Америке в 1934 году и имели хождение лишь между банками, - поясняет эксперт по бонистике. - Возможно, часть купюр попала в частные руки. Полагаю, стоимость такой банкноты среди коллекционеров начинается с миллиона долларов. Однако допустить даже теоретически, что эти деньги добрались до Казахстана, я не могу.
Между тем адвокат заявляет, что разгорись весь сыр-бор даже из-за фантиков, люди, совершившие разбойное нападение, чтобы ими завладеть, пока идет следствие, должны находиться за решеткой.
- Разбой - это тяжкое преступление, и оно считается совершенным с момента нападения или угрозы нападения, следовательно, отпускать под подписку подозреваемых в разбое нельзя, независимо от величины ущерба, - отмечает Махаматалиев. - Исходя из логики прокуратуры надо отпустить на свободу всех преступников, ожидающих окончания экспертизы и определения величины материального ущерба! Давайте освободим и тех, чьи подельники не установлены и не допрошены!
Как заявляет адвокат, преступники, находясь на свободе, оказывают давление на потерпевших. Мать Ирискула жалуется, что к ней домой приходят “разводящие”, требуют поменять показания. Ирис­кула они пока найти не могут. Однако прокуратура глуха ко всем доводам.
Как нам стало известно, один из бандитов является сыном депутата областного маслихата четвертого созыва. Папаша разбойника руководит южноказахстанским филиалом очень крупной респуб­ликанской страховой компании. Кстати, авто, на котором мажоры совершали преступление и в котором потом были найдены вещдоки, по некоторым данным, числится как раз за той самой страховой компанией, где трудится влиятельный бастык. Может быть, именно в “особости” подозреваемых и кроется секрет их неприкасаемости?

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, коллаж Владимира Кадырбаева, Шымкент

Поделиться
Класснуть