3928

Коллапс неминуем?

Семею вновь грозит ледниковый период

В разгар скандалапо поводу задолженностей по зарплате и отчислениям в пенсионный фонд работников ГКП “Теплокоммунэнерго” реабилитационный управляющий этого проблемного предприятия Исламбек КАРАХАН подал в отставку. Перед тем как хлопнуть дверью, он заявил, что через полтора месяца Семей рискует столкнуться с тепловым коллапсом.

Бегство с тонущего корабля того, кто еще в сентябре обе­щал спасение, подлило масла в огонь стремительно разгорающегося трудового конфликта. Коллектив “Теплокоммунэнерго”, уже угрожавший забастовкой в случае невыплаты долгов рабочим, снова потребовал встречи с представителями исполнительной власти. На этот раз в актовом зале ГКП работяги дожидались заместителя акима Семея Асхата ХОСЧАНОВА. Через полчаса ожидания, когда терпение собравшихся, казалось, вот-вот лопнет, вместо него появился Исламбек Карахан.
Председатель профкома передала ему петицию с требованиями отчаявшихся тепловиков. Среди них - выплата зарплаты до нового года, включая ноябрь, и перечис­ление задолженности в пенсионный фонд за 7 месяцев. “Иначе будем вынуждены снизить параметры тепла до возможно низкого уровня. Также ремонтные службы не будут осуществлять текущие ремонтные работы”, - жестко прозвучал ультиматум рабочих.
А это значит, что чиновники поторопились в свое время, браво рапортуя: энергетический коллапс начала 2011 года, когда в разгар жесточайших морозов без отопления осталась фактически половина города, больше не повторится.
Исламбек Карахан взял слово:
- Я вам официально заявляю, всем, что написал заявление о прекращении своих полномочий. Комитет кредиторов состоится 25 декабря. Там проголосуют и изберут нового реабилитационного управляющего. Я принимал предприятие с хвостом долгов в полтора миллиарда тенге. На 400 тысяч тенге мне удалось их сократить. Долги по зарплате были за май, июнь, июль, август. На сегодняшний день вместе с ними погасили и за половину сентября. Осталось погасить 17 миллионов. Но остается октябрь, это 60 миллионов тенге. До 25 декабря постараюсь погасить. Еще 136 миллионов мы (ГКП. - М. Г.) должны за уголь. За свет - полмиллиарда тенге.
Теперь о тех, кто должен нам, - продолжил бывший управляющий. - Признаю: незаконно поступал - дома отрезал от отопления. 3600 дел должников у судебных исполнителей. Мы сегодня передали еще 1200 дел на 82 миллиона тенге. Мы подаем в суд, потому что просто так не хотят платить. И на пять суток сажали, по телевизору должников показывали. Врагов себе нажил - во! Может, есть кто-то смелее, сильнее меня - пожалуйста! Если найдется парень, который вытащит предприятие из грязи, буду только рад...
И тут у машиниста топливной подачи РК-1 Сергея КАРПИКОВА сдали нервы. Мужчина под два метра ростом с устрашающим видом наступал на бастыка:
- Мне просто интересно: когда зарплата будет? Три месяца просрочка идет. Я 40 тысяч тенге сегодня получил. Не знаю, куда их засунуть. Вы что тут байки травите? Что толку сейчас говорить о должниках? Где летом был абонентский отдел, юридический отдел? Почему не работали раньше? Что мне теперь с банком делать, как кредиты гасить? Я 8 лет работаю. И с каждым годом все хуже и хуже!
Надежда ФАИЗОВА, после того как из-за врачебной ошибки трагически оборвалась жизнь ее дочери, в одиночку растит осиротевшую внучку на зарплату уборщицы.
- С каждым годом нам твердят: реабилитация производства, воскрешение предприятия из мертвых, - вспылила она. - Поступают громадные средства на его модернизацию, но тем не менее с каждым годом все приходит в упадок! Почему никто не заметил, что Манажанов не платил налоги (на днях предыдущий реабилитационный управляющий ГКП “Теплокоммун­энерго” Ербулат МАНАЖАНОВ предстал перед судом за уклонение от уплаты налогов в размере 273 миллионов тенге. - М. Г.)? Кто-то должен же это контролировать. Я считаю, что это местные власти плохо работают! Где наша зарплата? Где наши пенсионные? Мы на пенсию выйдем нищими. За 16 лет работы у меня даже 300 тысяч тенге на пенсионном счете нет!
Этот крик души подхватил столяр Виктор КОЗЛОВ:
- Да это не только у нее - это у всех! Я сколько бьюсь! Я у прежнего старшего бухгалтера спрашиваю: когда будете пенсионные перечислять? Она: никогда! Пришел Манажанов. Говорит: “Зачем вам ваши пенсионные? Они лежат просто так. А я буду на них что-то покупать”. Он, наверное, просто их в карман себе складывал...
- Сейчас над Манажановым идет суд. Если виноват, ответит, - парировал Исламбек Карахан, а затем снова завел старую песню: - Я думал, что эту ситуацию вытащу, теперь вижу, что не вытащу...
Оказалось, не все так гладко. В этом году к громадным долгам предприятия прибавился полумиллиардный долг поставщику электроэнергии компании “Шыгыс­энерготрейд”. Раньше электрические нужды ТЭЦ-1 покрывала своя старенькая турбина. Но в прошлом году она вышла из строя.
- И что вы думаете? Турбину угнали на ремонт в Россию, заплатили за это 60 миллионов тенге, а она вернулась негодная! Почему никто даже выговора не получил? - вопрошал кузнец Владимир ВЛАСЕНКО.
Он же заявил, что покупка двух новых водогрейных котлов на ТЭЦ-1 - деньги на ветер! Без них можно было легко обойтись. И господин Карахан с этим согласился, заметив, что с установкой водо­грейных котлов возросли убытки. Поскольку нужно больше угля. Почему же об этом никто не задумался в 2009 году, выделяя из бюджета на приобретение двух котлов восемь миллиардов (!) тенге?
Вот и городская прокуратура, взявшись за проверку деятельности руководства ГКП “Теплокоммунэнерго”, первым делом озаботилась: а не привела ли к финансовому краху предприятия его хваленая модернизация, вылившаяся в удорожание производства теп­ловой энергии?
…И все-таки замакима города Асхат Хосчанов прибыл на собрание рабочих ГКП “Теплокоммун­энерго”. Для того, чтобы сказать: хотя он всего два месяца занимает свою должность, но уже понял, почему из года в год складывается такая ситуация с зарплатой.
- Затраты предприятия составляют 4 миллиарда тенге. Тариф, который позволяет собрать средства, 3 миллиарда. То есть каждый год предприятие выходит с убытком в один миллиард. 6 декабря прошли общественные слушания по повышению тарифа. Просили (его рост на. - М. Г.) 57 процентов - тот объем, который позволил бы выйти по нулям. Но АРЕМ рассматривает повышение от 8 до 20 процентов. Это не позволит закрыть затраты... - расписался чиновник в бессилии власти.
- Да... После этого разговора старики будут корпеть до пенсии, а молодежи надо уходить. Нет перспектив... - вынес вердикт чей-то грустный голос из зала.
Несмотря на угрозы рабочих ГКП “Теплокоммунэнерго” пойти на крайние меры, Семей встречал День независимости в теп­ле. Но в каких условиях семейчане будут встречать Новый год? Этот вопрос остается открытым.
- Меньше всего мы хотим заморозить город! - уверяет старший машинист Владимир МЕЗЕНЦЕВ. - Зимой власти нас хотя бы соглашаются выслушать. Стоит же закончиться отопительному сезону - все, мы не нужны! Ни о какой зарплате тогда даже слушать никто не хочет. А у нас работает свыше 1400 человек. У всех семьи, дети. Их надо также кормить, учить, лечить, одевать. Кто-нибудь наконец войдет в наше положение?!

Исламбек КАРАХАН (слева) и Асхат ХОСЧАНОВ.

Кузнец Владимир ВЛАСЕНКО (в центре): кто ответит за бардак на предприятии?

Милана Гузеева, фото автора, Семей

А тем временем

Повышать нельзя понижать

19 декабря прошли повторные общественные слушания по повышению тарифа за тепло. Исламбек КАРАХАН настаивал на росте оплаты за услуги теплоснабжения на 57 процентов, но общественность согласилась лишь на семь.

Впрочем, общественный деятель Николай ИСАЕВ считает, что тариф за тепло в Семее нужно не повышать, а… понижать:
- В 2009 году реализация правительственной программы по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения Семея началась с ликвидации малорентабельных котельных. Нам тогда говорили: это приведет к снижению платы за тепло. В итоге количество котельных сократилось с 120 до 20. Но тариф продолжает расти, оставаясь одним из самых высоких в Казахстане! При этом каждый год на модернизацию городского теплокомплекса из республиканского бюджета выделяется по 6-8 миллиардов тенге. Но вот вопрос: как они распределяются? В 2010 году нас уверяли, что запуск двух водогрейных котлов на ТЭЦ-1 полностью решит проблему с теплоснабжением на левобережье. А теперь, выходит, вместо них достаточно было приобрести два паровых котла и турбину. Исламбек Карахан ранее заявлял, что к концу 2014 года в разных районах города запустят аж три новые турбины, и в итоге тепловики, мол, не только вырвутся из долговой кабалы “Шыгыс­энерготрейда”, но и сами будут продавать электроэнергию. Но кто теперь поверит этим обещаниям? И кто ответит за уже допущенные просчеты и роковые ошибки?

Милана ГУЗЕЕВА, Семей

Поделиться
Класснуть