5940

Ценой жизни

Игорь (слева) и Панайот Захаропуло долгие годы стояли на страже национального парка.

Родные егерей Иле-Алатауского национального парка Панайота и Игоря ЗАХАРОПУЛО, один из которых был убит, а второй пропал без вести в августе 2012 года, намерены добиваться представления их к посмертным наградам. Они уверены, что если бы лесники не обнаружили скрывающихся в горах террористов, жертв могло быть намного больше, ведь приверженцы радикального ислама готовили серию тер­актов в Алматы.

Вряд ли найдется в нашей стране хоть один человек, который ничего не слышал бы об аксайской резне 2012 года. Утром 13 августа в доме егеря Панайота Захаропуло и возле него сотрудники полиции обнаружили шесть тел: хозяина и его жены Ирины КАРПЕНКО, сотрудников нацпарка Виталия СИНЯКОВА, Андрея ГУЗЕВА и Дмитрия МУСАХРАНОВА, а также старушки Антонины КАРПЫЗИНОЙ. Перед шлагбаумом стоял разбитый Nissan Patrol Игоря Захаропуло, а чуть выше дома - автомашина ВАЗ-2121. В салоне обоих авто нашли следы крови. Затем сотрудники нацпарка сообщили, что в 25 километрах горит дом лесничего Алексея ШКИЛЕВА. Там обнаружили три трупа, а после разбора завалов - еще три: это были Иван ШАГИН, Василий ДОБРЯНСКИЙ, Емберген ТАЙМУРЗАЕВ, а также Дмитрий и Светлана ТУРИЩЕВЫ и их 16-летняя дочь Виктория.
Игоря Захаропуло так и не нашли. Вначале даже была выдвинута версия о том, что массовое убийство - его рук дело, но позже полицейские пришли к выводу, что он тоже погиб. Около полутора месяцев спустя силовики заявили, что резня в Аксайском ущелье - дело рук террористической группировки. Правда, члены этой группировки не могли ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию, потому как были мертвы.
Хронология событий, по версии МВД и Генеральной прокуратуры, выглядит примерно следующим образом. Приверженцы радикального ислама готовили в Алматы серию терактов. Летом 2012 года они снимали частный дом в поселке Таусамалы, где жили с женами и детьми. Террористы изготавливали там взрывчатку и 11 июля случайно подорвались. Погибли четыре женщины и пятеро детей. После этого происшествия бородачи и уцелевшие женщины с детьми убежали в горы. Там они разбили лагерь и продолжили подготовку к джихаду. 12 августа Игорь Захаропуло и Андрей Гузев обнаружили на территории нацпарка труп марала. Посчитав, что это дело рук браконьеров, они поднялись в горы, где наткнулись на лагерь террористов. Игорь стал вести с ними переговоры, а Андрей побежал на кордон за подмогой. Бандиты тем временем убили Игоря. Панайот Захаропуло и Андрей Гузев, ехавшие к нему на выручку, наткнулись на засаду, устроенную террористами. Убив егерей, те на их машине спустились к дому Панайота и вырезали всех, кто там находился. Затем они на машине Игоря попытались скрыться, но не смогли проехать через шлагбаум. Тогда террористы решили пойти другой дорогой, которая лежала через кордон №3, где и находился дом Шкилева. Отдыхавших там людей они убили, поскольку те могли их опознать. Скрывшись, террористы арендовали дом в дачном поселке Тан, чуть выше проспекта Аль-Фараби. Он-то и стал для них братской могилой - утром 17 августа в ходе спецоперации все террористы были убиты. Силовики тогда заявили, что двум членам группировки - Саяну ХАЙРОВУ и Заурбеку БОТАБАЕВУ - удалось уйти. Однако пойманного в 2013 году в Киргизии Хайрова судили вовсе не за убийство - вроде как его во время резни в нацпарке не было.
В том же 2013 году жена Игоря Захаропуло Ольга (на снимке) обратилась в суд, требуя признать его умершим. В ходе процесса допрошенный в качестве свидетеля прокурор Азамат ДАЙЫРБАЕВ высказал уверенность, что егерь погиб, а тело его унесли дикие животные. Кроме того, он сообщил: свидетельницы - жены террористов - рассказали, что слышали, как Игоря избивали, как он кричал. Суд первой инстанции отказал Ольге Захаропуло в иске, но апелляционная коллегия изменила это решение. На основании свидетельских показаний и материалов дела о массовом убийстве в Иле-Алатауском нацпарке Игорь Захаропуло был признан умершим.
Между тем родные погибших до сих пор приходят в себя после страшной трагедии. У Ольги Захаропуло осталась обида на государство. По ее словам, после убийства никто не оказал родным погибших психологическую помощь, хотя ее сын Андрей, которому на тот момент было 14 лет, очень в этом нуждался.
- Только друзья его и поддерживали, - говорит она. - Лишь через год ребенок оклемался. И написал президенту письмо, в котором излил свою боль. Он хотел моральной поддержки, но в администрации президента посчитали, что мы просим денег. И выделили знаете сколько? Восемь тысяч тенге! Мне сын после этого сказал: “Мама, над нами просто издеваются”. Да, мы потом получили 100 тысяч тенге от дирекции Иле-Алатауского нацпарка, за это спасибо. Но, например, год обучения Андрея в колледже стоит 150 тысяч...
Возмущены родственники жертв аксайской резни и публикациями в некоторых СМИ, где высказывались предположения о том, будто Игорь, который 19 лет проработал на должности государственного инспектора по охране леса, сам убил отца и остальных. А еще они считают, что трагедия могла и не произойти, если бы правоохранительные органы после взрыва в Таусамалы предупредили народ. Можно ведь было предположить, сетует Ольга, что террористы будут прятаться в горах. И если бы Игорь и Андрей Гузев знали о том, что правоохранители ищут опасных преступников, они не стали бы самостоятельно разбираться со встретившимися в горах бородачами. Ну а самое большое недоумение вызывает у родных погибших тот факт, что жен террористов не привлекли к ответственности как соучастниц преступления.
- Они ведь там находились, все видели, - говорит Ольга Захаропуло. - Но следствие посчитало, что женщины не отвечают за действия своих мужей. А вообще, я так поняла, они согласились сотрудничать с органами, поэтому их сделали свидетелями.
Сейчас родные Игоря хотят реа­билитировать его имя и добиться того, чтобы отец и сын Захаропуло были представлены к государственным наградам.
- Мы уверены, что Игорь и Панайот Захаропуло являются настоящими героями, - говорит Ольга Захаропуло. - Эти террористы готовили теракты в Алматы, в частности в ЦУМе. Обнаружив банду, Игорь спровоцировал их уход с насиженного места. Он фактически сделал работу полиции и КНБ. Ценой собственной жизни Игорь и его отец предотвратили большое количество жертв. Я считаю это подвигом.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Вадима БОРЕЙКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее