6651

Дорогая Ирина Сергеевна

Как Фемида, осудив мошенницу, теперь наказывает... её жертв

Неожиданный поворот в деле героини нашей прошлогодней публикации Ирины РЫБИНОЙ: ростовщики стали подавать иски о выселении обманутых ею людей из своих квартир. На сегодня уже три семьи вынуждены освободить некогда их собственное жилье по решению суда. Между тем апелляционная коллегия Алматинского городского суда, рассмотрев жалобу Рыбиной на приговор Алатауского районного суда, оставила решение первой инстанции без изменения (см. “Продлись, продлись, очарованье...”, “Время” от 5.12.2013 г.). Отныне Ирине предстоит провести девять лет в колонии общего режима и, кроме того, выплатить потерпевшим 275 миллионов тенге. Но, даже отправившись на нары, она оказалась на коне...

Пострадавшие в шоке и не могут понять, почему суд вынес такие решения. Ведь фактически более 30 алматинцев, попав под чары Рыбиной, заложили свои квартиры знакомым ростовщикам Ирины Сергеевны, а “самая обаятельная и привлекательная”, получив от жертв своих разводов деньги, пообещала вложить их в весьма прибыльный бизнес. Немалые суммы таинственно исчезли, люди рискуют остаться без единственной крыши над головой, сама Рыбина сидит за решеткой, а полицейские, пострадавшие и их адвокаты без малого год тщетно пытаются разыскать некоего Романа, который, как утверждают обманутые горожане, стоял во главе этой пирамиды...
Напомним, 13 ноября прошлого года судья Алатауского райсуда Мурат ШОЛПАНКУЛОВ признал Рыбину виновной в серийном мошенничестве и приговорил к девяти годам заключения. Гражданский иск был полностью удовлетворен, а сотрудники УВД Алатауского района, возбудив на “неустановленных следствием лиц” (речь идет о ростовщиках) уголовное дело, теперь не могут довести расследование до финишной черты.
- И это весьма странно, - говорит представитель потерпевших Константин ГЛУЩЕНКОВ. - Некоторых ростовщиков мы знаем по имени, с помощью потерпевших составлены фотороботы, другие “гобсеки” и их представители по-дают в суды иски о выселении, а следователь Алатауского УВД ЛИТВИНЕНКО задает мне вопрос: “Где прикажете искать мифических ростовщиков?!”. По нашему мнению, за Рыбиной и ее “знакомыми” стоят весьма влиятельные чины из силовых структур. Вот я и думаю: а не поэтому ли районные сыщики не проявляют особого рвения в поисках подельников Рыбиной?
Тем временем адвокат “роковой женщины” Ж. КИСЫКОВА в апелляционной жалобе на пяти листах расписала свои доводы: приговор районного суда она считает необоснованным, незаконным и подлежащим изменению. Далее юрист пишет: ее подзащитная частично признала свою вину и не просто чистосердечно раскаялась на суде, но даже возместила часть ущерба потерпевшим. На этом основании адвокат считает: наказание должно быть самым минимальным, “без изоляции от общества” (читай условный срок), а что касается иска, то его необходимо оставить без рассмотрения. Сама Ирина Сергеевна тоже написала жалобу в Алматинский горсуд: мол, она оказалась жертвой коварного обмана.

Из жалобы Рыбиной в горсуд
“В общей сложности выплаты потерпевшим составили около 90 миллионов тенге, в ходе следствия Петровым и Назаровым квартиры были возвращены. Я всегда говорила правду потерпевшим, на какие цели мне необходимы деньги - они были заняты для последующего вложения в проекты и получения прибыли. Я никого не убила, поэтому считаю, что суд первой инстанции вынес мне чрезвычайно суровый приговор. Неоднократно на следствии и в суде я говорила, что сама являюсь жертвой, поэтому прошу отменить приговор Алатауского районного суда, переквалифицировать мои действия со статьи 177 часть 4 на статью 182 часть 2 УК РК и назначить наказание, не связанное с лишением свободы...”
Однако государственный обвинитель-прокурор Н. ЗАКИРЖАН в своем возражении привел довольно существенные доводы, свидетельствующие: определенное судом наказание соразмерно содеянному. По данным прокурора, Рыбина неоднократно совершила хищение чужого имущества в особо крупном размере путем обмана и злоупотребления доверием. Из договоров займа и расписок Рыбиной видно: она занимала деньги у потерпевших и сама же обязывалась вернуть в определенный срок. Но обязательств не выполнила. Прокурор Закиржан считает: вина Ирины Рыбиной подтверждается рапортами полицейских, протоколами очных ставок, заключениями экспертиз, вещественными доказательствами и другими материалами уголовного дела.
- Нас тревожит, почему до сегодняшнего дня не установлены ростовщики, помогавшие Рыбиной облапошить алматинцев, - продолжает Константин Глущенков. - После ареста Ирины ростовщики кинулись переоформлять квартиры. Мы установили несколько фактов, когда их близкие родственники в одночасье становились владельцами нескольких квартир, есть случаи продажи жилья третьим лицам. При этом обманутые горожане продолжают жить в своих квартирах и, как говорится, ни сном ни духом, что их жилье уже принадлежит другим людям. На суде раскрылась схема обмана: Рыбина предлагала своим знакомым вложить деньги в весьма прибыльный бизнес. Но ждать месяц, пока банк одобрит выдачу кредита, времени нет. Зато есть знакомые ростовщики, которые в течение дня дадут наличные. Правда, при этом стоимость квартиры была ниже рыночной процентов на двадцать, но Ирина обещала: все потери окупятся с лихвой. Так обманутые собственники квартир становились “владельцами крестьянских хозяйств, руководителями и акционерами заводов по производству лимонада, владельцами долей в крупных супермаркетах города либо в банно-оздоровительных комплексах”. Эти радужные перспективы солидного и, главное, быстрого заработка Рыбина “подтверждала” копиями правоустанавливающих документов на обещанные объекты бизнеса. Она умудрялась без стука входить в кабинеты банковских менеджеров, и те вели себя с ней весьма учтиво. В разговорах мошенница сыпала известными в стране фамилиями, обладатели которых охотно помогают ей получать льготные кредиты, без лишних слов берут в соучредители в свои бизнес-проекты. Как после этого ей не поверить? Причем она предусмотрительно выбирала себе в жертвы пенсионерок либо разведенных женщин, мечтающих поскорее устроить свою жизнь. Судом установлены 32 жертвы, но их намного больше. Но почему-то некоторые не стали обращаться в полицию, хотя оперативники призывали: если вы стали жертвами Рыбиной, приходите в УВД Алатауского района...
По словам г-на Глущенкова, он не раз писал ходатайства о назначении экспертиз, но служители Фемиды его не услышали. Юрист уверяет: некоторые договоры были изменены, в них появилась строчка: “обязуюсь выехать в течение двух месяцев”. Но потерпевшие таких слов не писали, кто-то подделал их почерк.
- Например, одна женщина легла в больницу с дочерью и оставила все документы на недвижимость у своей подруги - той самой Рыбиной, - продолжает г-н Глущенков. - А когда вышла из больницы, осталась... на улице. Позже выяснилось, что ее почерк похож на почерк Рыбиной, чем та и воспользовалась, заложив чужую квартиру. На счет охранника ЧУЙКИНА (все фамилии жертв Рыбиной изменены. - Ред.) падали суммы в 120, 170 тысяч долларов. Его вызывали в УВД, где парень сообщил: у меня никогда таких денег не было, и все мое имущество, включая земельный участок, столько не стоит.
Еще одна жертва, Елена ДУБИНИНА, говорит, что с Рыбиной ее познакомили семейные друзья:
- Нам предложили купить в Есике Алматинской области крестьянское хозяйство. Мы взяли деньги у ростовщика под залог квартиры, отдали их Рыбиной. В итоге ни хозяйства, ни денег, ни квартиры: четырехкомнатное жилье стоимостью как минимум 150 тысяч долларов было заложено ростовщику за 88 тысяч. Деньги взяла Ирина, пообещав на них выкупить нашу будущую фазенду. Теперь она сидит, а ростовщик подал иск о нашем выселении. Буквально на днях судья Ауэзовского райсуда № 2 Алматы госпожа САРТАЕВА вынесла такое решение. Куда мне теперь идти с детьми?!
- Меня выселяют по решению судьи Ауэзовского суда А. УТЕПОВОЙ, - вздыхает еще одна жертва “дорогой Ирины Сергеевны” Лилия БОРИСОВА.
- Рыбина обещала мне помочь выкупить супермаркет, я заложила квартиру ростовщику за 7,7 миллиона тенге, деньги отдала Ирине. При мне она перезвонила Роману, чтобы позже отвезти ему деньги - он там главный у них. Но этого Романа никто найти не может. Я просила суд признать сделку купли-продажи квартиры недействительной, но меня не услышали. Судья посчитала, что в рамках уголовного дела Рыбиной я признана потерпевшей и в мою пользу полностью взыскан иск - 7 миллионов 700 тысяч тенге. Но я этих денег не видела до сегодняшнего дня и не уверена, что когда-нибудь их удастся взыскать с осужденной. На ней всего одна квартира, которая с 2007 года заложена в Казахстанской ипотечной компании. А поскольку Рыбина не погашала кредит, квартира перешла на баланс этой компании. Больше у нее ничего нет...
- Проведя свое расследование, я выяснил, что этот мифический Роман замешан в незаконной сделке с квартирами певицы Асель САДВАКАСОВОЙ. Роман фигурирует в десятках аналогичных афер с квартирами, залогами и кредитами, при этом он какой-то неуловимый: почти год оперативники не могут установить ни его личность, ни адрес... Пока сыщики заняты поисками, ростовщики стали угрожать жертвам Рыбиной: мол, у тебя маленькая дочь, а у тебя пожилая мать - подумай, стоит ли бегать по судам? Вдруг за это время с ними что-нибудь случится, - говорит Константин Глущенков.
- Мне на днях поступила угроза от ростовщика Алмаса, - рассказала автору этих строк Людмила ТИМОФЕЕВА. - Сынок, мне почти 80 лет, живу в двухкомнатной квартире с внучкой и двумя ее малышами. Ирина, обманув меня, вынудила взять под залог квартиры 45 тысяч долларов у ростовщика. Мне дала пять тысяч, 40 взяла себе и, наобещав кучу прибыли, исчезла. В Алатауском суде Ирина призналась, что получила от Алмаса 45 тысяч долларов, 5 тысяч отдала мне. Я, глупая бабка, не догадалась попросить секретаря суда зафиксировать эти слова. Теперь получается, квартира стоимостью 60 тысяч долларов продана фактически за 45, из которых мне достались всего 5 тысяч. Мне на старости лет хотелось улучшить жилищные условия: не для себя - я немало пожила. Хотела детям и внукам помочь. Теперь суд выселил... Алмас говорит по телефону: баба Люда, я дам вам 10 тысяч долларов, освободите квартиру. Я ему: сынок, куда я пойду? Ты же знаешь, что деньги взяла Ирина, а он в ответ: баба Люда, это ваши проблемы. Съезжайте по-хорошему. А кто меня, старую бабку, с маленькими детьми на руках защитит?!
- Мои подзащитные действительно напуганы, - уверяет г-н Глущенков. - Сначала им предлагали небо в алмазах, потом оставили без крыши над головой, теперь еще и угрожают... А полицейские... Судите сами: между арестом Рыбиной и обыском ее квартиры прошло несколько дней. Естественно, никаких документов или крупных сумм обнаружить стражам порядка не удалось. Нашли лишь картонный ящик, в котором лежали десятки новых дорогих портмоне с вложенными купюрами по 10 и 100 долларов, - как выяснилось позже, такие подарки Ирина Сергеевна преподносила своим агашкам, банковским клеркам и прочим нужным людям - в обмен на их покровительство...
Спрашивается: кто же, в конце концов, выиграл от “сурового и неотвратимого” наказания Рыбиной - обманутые ею чересчур доверчивые граждане, рискующие не сегодня завтра пополнить армию алматинских бомжей, или сама Ирина Сергеевна, которой на долгие годы обеспечены крыша над головой и казенный харч? Вопрос, конечно, интересный...

Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть