4107

Цепная реакция

В Восточном Казахстане житель села Черемшанка держал своего больного 12-летнего сына на огромной цепи в подвале. Мужчина объяснил полицейским, что не мог справиться с мальчиком. Но стражи правопорядка считают, что сельчанин, решивший таким радикальным методом воспитать ребенка... не нарушил закон!

О жуткой истории, произошедшей осенью прошлого года, правоохранителям поведала тетя 12-летнего Сергея КУЛЕШОВА (здесь и далее имена изменены). Школяр среди ночи постучался в дом тетки, живущей по соседству. Та вышла на крыльцо и отпрянула: шея подростка была обмотана цепью, прикрепленной одним концом к гусеничному траку. На коже - раны. Парнишка рассказал, что отец посадил его на цепь и запер в подвале.
- Это было не впервые. До последнего я терпел, - пересказала полиции признания мальчика тетя Сергея. - А в последний раз было очень больно, цепь душила. Еле выбрался из подпола наружу, волоча за собой цепь.
Женщина решила тут же обратиться в полицию. В отношении отца Сергея Данила КУЛЕШОВА было возбуждено уголовное дело за незаконное лишение свободы. Об инциденте была оповещена комиссия по делам несовершеннолетних при акимате Глубоковского района. Ее представители подали иск о лишении Данила Кулешова родительских прав.
В ДВД области нам сообщили, что удалось установить полицейским:
“17 октября 2014 года сбежавшего из дома 12-летнего Сергея отец находит в Риддере и привозит домой в Черемшанку. 18 октября 32-летний Данил Кулешов перед отъездом в Риддер, чтобы наказать и припугнуть сына, спускает его в подпол. При этом надевает на шею Сергея металлическую цепь, которую скрепляет навес­ным замком. Ноги и руки несовершеннолетнего были свободны. После того как отец уехал, мальчик вылез из погреба и бросился за помощью к соседям”.
В суде отец парнишки рассказал, что Сергей - трудный подросток. У мальчишки проблемы с психикой - врачи поставили ему специфический диагноз, который характеризует школяра как совершенно неуправляемого. Кулешов-старший признал свою вину и не пытался отпираться. Он объяснил, что не справлялся с уходом и воспитанием своего ребенка. Раньше забота о мальчике лежала на матери Сергея. Женщина почти все свое время уделяла лечению сына. Но год назад умерла... Данил рассказал, что работал вахтовым методом, поэтому не мог постоянно следить за сыном. На время вахты Сергей оставался со второй женой Кулешова. Однако мачеха также не могла справиться с подростком из-за сложных отношений. Суду и полиции Данил пояснил, что сажал ребенка на цепь исключительно ради безопас­ности отпрыска - мол, чтобы сын снова не убежал и не замерз...
- Он постоянно убегает из дома на несколько дней, - рассказал суду отец Сергея. - Я был вынужден посадить ребенка в погреб. Я оставлял ему пищу.
Сведения в отношении Сергея Кулешова подтвердил и инспектор по делам несовершеннолетних, работающий с ребенком. Он объяснил, что подросток стоит на внутришкольном учете в связи с неоднократными нарушениями: кражи, бродяжничество.
Сергей занимался в обычной школе. Болезнь стала проявляться в третьем классе, и его перевели в специальную коррекционную школу-интернат для детей с ограниченными возможностями в Риддере, где он проучился семь месяцев. Потом Сергея вернули на домашнее обучение в среднюю школу Черемшанки.
Чему и как психически нездорового мальчика учили дома, подробно рассмотрел ювенальный суд. С методикой родительского воспитания судья не согласился и признал в действиях Данила Кулешова злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком и невыполнение родительских обязанностей. Данила лишили родительских прав и постановили выплачивать сыну алименты вплоть до совершеннолетия. Сергея отправили в центр адаптации несовершеннолетних.
Отец полностью согласился с решением суда.
Никакого наказания за немыс­лимые методы воспитания Кулешов-старший не понес.
Казалось бы, вопиющий факт - отец сажает сына на цепь - должны были выявить компетентные органы. Не выявили.
“Инспектор по делам несовершеннолетних до данного инцидента при осуществлении проверок по месту жительства ребенка жестокого обращения со стороны отца и его супруги не замечал”, - говорится в тексте решения ювенального суда.
В комиссии по делам несовершеннолетних Глубоковского района уверяют, что до последнего инцидента никаких заявлений на эту семью не поступало.
В школе, где числился Сергей, тоже считали, что ребенок живет в хороших условиях.
- Мальчик учился у нас только в начальной школе, - рассказала социальный педагог Анастасия ПАВЛОВА. - Поэтому мы с ним мало контактировали. Ребенок как ребенок - в конфликты с остальными детьми не вступал. Также не было замечено жестокого обращения со стороны отца. Сотрудники школы постоянно заходили для проверки, и все там было нормально.
В самом поселке Черемшанка местные жители диву даются: семья с виду полностью благополучная.
- Отец Сергея - хороший, работящий мужчина, - рассказала соседка Кулешовых Галина. - Ничего плохого нельзя про него сказать. Про мальчишку слышала, что он воровал у родственников. На краденые деньги покупал сладости и лимонад. Об этой истории мы узнали только после того, как тетя мальчика вызвала полицию. Она, собственно, первой узнала о происходящем.
Сейчас Сергей находится в школе-интернате для детей-сирот с задержкой психического развития в Серебрянске.
- С ним все в порядке, мальчик неплохой. Но знаете, он озлоблен, настроен против всех вокруг, - рассказывает директор школы-интерната Назира КУМАРОВА. - Были уже две стычки с ребятами. Сергей не хочет выполнять даже элементарные обязанности вроде уборки собственной комнаты и отказывается заправлять кровать. Случай Сергея - типовой. В том, что такие ребята обижены на жизнь, в большинстве случаев виноваты их родители...
Будет ли в этой истории хеппи-энд, совершенно непонятно: уголовное дело в отношении Данила Кулешова было прекращено... “за отсутствием состава преступления”!
- Кулешов запер своего сына в подпол для того, чтобы он не смог снова убежать из дома до его приез­да, то есть в целях его же безопасности, так как в это время на улице уже шел снег и было холодно, - сообщили в пресс-службе ДВД ВКО. - Ребенок мог замерзнуть. Поэтому за отсутствием состава преступления в действиях Данила Кулешова в декабре прошлого года вынесено постановление о прекращении уголовного дела. Органы прокуратуры с принятым решением согласились.
Насколько такое решение обоснованно с точки зрения закона и здравого смысла, пытаются разобраться правозащитники.
- С одной стороны, каждая семейная трагедия совершенно особенная, нельзя огульно обвинять человека, не зная всех нюан­сов, - считает правозащитник Анель ЖУНУСОВА. - Все мы знаем, что дети могут быть абсолютно не­управляемы, и с ними бывает сложно совладать обычными методами. С другой стороны, если мужчина не мог справиться с воспитанием ребенка, зачем он мучил и себя, и подростка? В конце концов, есть детские дома... Жуткий метод, который он избрал, не могут оправдать никакие выходки со стороны ребенка, которому нужна была квалифицированная помощь. А уж решение правоохранительных органов и вовсе вызывает откровенный ужас: полицейские создают прецедент! Теперь у нас каждый сможет сажать своего ребенка на цепь?! Исключительно в интересах чада...

Евгений ФОМИНЫХ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть