3504

Проверка дракой, или Кто сделал ход конём?

Когда около месяца назад наша газета впервые за долгое время подняла тему скотокрадов, мы даже и не предполагали, насколько она актуальна и злободневна. В редакцию стали обращаться новые пострадавшие из самых разных областей страны. Все рассказывают примерно одну и ту же историю: пропадают коровы и лошади, уводят даже баранов, полиция возбуждает уголовное дело, но преступников найти не в состоянии. Однако случай, произошедший в селе Орловка Есильского района Акмолинской области, стоит особняком. Тамошним сотрудникам правопорядка удалось установить подозреваемых в краже почти 100 голов лошадей. Но затем потерпевшие и полицейские сами превратились в подозреваемых!

Жители Орловки активно занимаются сельским хозяйством, в том числе и животноводством. А чтобы было проще ухаживать за скотиной, всех лошадей держат вместе в одном табуне. Поэтому в ночь на 26 сентября прошлого года беда пришла ко всем сельчанам сразу - угнали весь табун.
- У меня пропали пять лошадей, - рассказывает один из потерпевших Улан БАЙТЕМИРОВ. - Паслись они вместе с другими, а утром прискакал чабан и рассказал, что весь табун исчез. Разу­меется, мы тут же организовали поиски, подключили полицию, начали объезжать соседние районы, но ничего не нашли. А потом, где-то спустя два месяца, ко мне пришел знакомый из другого села по имени Нуркен и сообщил, что стал невольным участником преступления. К нему пригнали несколько коней, он их держал дома, а потом помогал перегонять в соседний район. Но когда узнал, что у нас пропал скот, тут же решил все рассказать. Я его отправил в полицию, чтобы он дал показания.
Свидетель рассказал стражам порядка, кто именно перегонял животных, назвал фамилии. В число подозреваемых попал, например, местный ветеринарный врач, который возил конокрадов на служебной “ниве”. В общем, вызывай всех соучастников и допрашивай.
Полицейские так и сделали...
- Нас вместе с другим потерпевшим, Маратом ТАЙШИЕВЫМ, тоже пригласили в РОВД, - продолжает Улан Байтемиров. - В коридоре мы встретили двух мужчин, одного из них знаем - это Сергей ЦВЕТКОВ. Как мы поняли, они и были подозреваемыми. Они стали предъявлять нам претензии: зачем, мол, пошли в полицию, могли бы решить все и так. Начали нам рассказывать, что прокурор района на их стороне, что вину не докажут и так далее. Была откровенная провокация, после чего Цветков меня ударил, завязалась драка. Полицейские нас разняли, часа три продержали и отпустили. А через некоторое время прокуратура Есильского района возбуждает ряд уголовных дел - на нас как на участников драки плюс на сотрудников отдела полиции, в том числе на заместителя начальника РОВД. Якобы с их молчаливого согласия произошло избиение двух подозреваемых!
- Естественно, у нас сразу же стали возникать вопросы, с чем связана такая активность прокурора Есильского района Каиргельды АБРАХМАНОВА (на снимке), - включается в разговор представитель потерпевших-подозреваемых Алтыншаш ТАЙШИЕВА. - Одни говорят, что он родственник скотокрадов, другие утверждают, что один из преступников - его земляк. Мы не знаем, правда это или нет. Но удивляет, как быстро было возбуждено уголовное дело против полицейских и потерпевших! Сейчас его расследует спецпрокурор, подключилась областная прокуратура. Сельчане ездят на допросы, дают показания, полицейские тоже находятся под давлением. Про украденных лошадей уже как будто забыли!
А пропавший скот действительно как будто корова языком слизнула. Ни одну из 98 лошадей обнаружить не удалось. Хотя ничего удивительного в этом, наверное, нет - полицейские Есильского РОВД сейчас больше думают о том, как бы самим не загреметь на нары.
- Дело разваливают, - убежден Улан Байтемиров. - Главный свидетель по краже сначала дал показания, их записали на камеру, оформили. Теперь он отказывается от своих слов, утверждает, что на него оказывалось давление и так далее. Причем отказ от показаний Нуркен пишет в прокуратуре Есильского района! Какой-то замкнутый круг получается, а в центре его прокурор Абрахманов. Конечно, кто лошадей искать будет, если можно сразу “группу преступников” закрыть, тех, которые прямо в здании РОВД невинных людей “избивают”!
Все свои претензии в адрес прокуратуры жители Орловки изложили на бумаге и отправили в Астану  сразу нескольким адресатам в высших эшелонах власти, включая генерального прокурора, министра внутренних дел, председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. И теперь пребывают в большой наде­жде, что все события вокруг загадочной кражи лошадей расследуют объективно.
- У нас крепнет ощущение, что сейчас прокуратуре района важнее наказать участников драки, а не скотокрадов, - анализирует ситуацию Алтыншаш Тайшиева. - Мы пишем во все инстанции - нам приходят отписки: мол, следствие ведется, все виновные будут наказаны и так далее. Но мы точно знаем, что кражей уже никто не занимается. Лошадей не искали якобы из-за того, что зимой поиски усложнились и никого уже ни в чем не подозревают.
Поскольку сельчане во всех бедах винят прокурора Есильского района Каиргельды Абрахманова, мы обратились к нему за комментарием. Причем сделать это было очень просто - его номер мобильного телефона опубликован на сайте надзорного органа Акмолинской области.
- Кража 98 голов лошадей была совершена в прошлом году, - объясняет Каиргельды Кубиевич. - Уголовное дело возбуждено РОВД Есильского района, установлены лица, подозреваемые в преступлении. То, что зависит от прокуратуры района, уже сделано. Все действия направлены на раскрытие данного преступления, подвижки идут, отработаны все версии. Почему потерпевшие обвиняют нас? Я первый раз об этом слышу. Вообще, мне кажется, они должны быть благодарны, что мы такую работу проводим. Почему идут обращения во все инстанции? Я думаю, это связано с тем, что в областной прокуратуре зарегистрировано заявление от подозреваемых по факту избиения со стороны потерпевших. Вы нас поймите: мы как надзирающий орган обязаны эти заявления зарегистрировать и направить спецпрокурору, который занимается расследованием. Может, в этом они (потерпевшие. - М.К.) видят мою заинтересованность? Но это мои прямые обязанности...
- Люди жалуются, что из-за расследования драки полностью остановились следственные действия по факту кражи лошадей.
- Расследованием инцидента в РОВД районная прокуратура не занимается. Этим занимается специальное управление в прокуратуре области. И я на это никак повлиять не могу. Тем более никто не говорит, что там кого-то посадят. Окончательное решение принимает суд, как известно... Но, откровенно говоря, у сотрудников РОВД после того инцидента, когда на них написали заявление, как-то руки опустились. Возможно, это на них повлияло. Но это никоим образом не говорит, что расследование остановилось! У меня вот сегодня было совещание, я собирал оперов, следователей и объяснял, что если подозреваемые написали на них заявления, то надо приложить все усилия, чтобы довести дело до логического завершения! Руки нельзя опускать!

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее