3159

...И этот выпал из гнезда

В Казахстане появилась “беременная миграция”: женщины, задумавшие отказаться от ребенка, едут в другой регион Казахстана рожать, чтобы все было, как говорится, шито-крыто и никто из родных не узнал о их грехе.

Лишь 23 процента казахстанских детей, находящихся на попечении государства в детских домах и интернатных учреждениях, - сироты. Остальные имеют родных, многие - даже мам, которые по тем или иным причинам не исполняют свои обязанности по воспитанию или отказываются от своих чад.
- Девиантное материнство - это бич нашего времени, - рассказывает психолог оператор телефона доверия молодежного центра здоровья “Демеу” Астаны Станислав ТЕН (на снимке). - И если раньше практически каждый случай отказа от ребенка вписывался в типичные для этого причины, то нынче отказаться от ребенка женщина может по самым невероятным мотивам. Для меня, например, во время работы по профилактике отказов открытием было то, что иные дамы могут проворонить беременность. Заметить ее, нежелательную на данный момент жизни, на поздних сроках. Аборт делать поздно, ребенок не планировался в принципе или зачат не от того, в результате он пополняет список отказников.
Но основными причинами отказов мам от своих детишек, как подчеркивает Станислав Тен, все же являются социальные проблемы. У 77,2 процента женщин, оставляющих своих детей в роддомах, отсутствует жилье, около 65 процентов причин отказа - нужда. Отдельная категория - мамы, которые родили детей с пороками развития. Они бы, может, и хотели воспитывать малышей сами, но с такими детьми нужно сидеть дома, лечить, возить на реабилитацию в медцентры. Страх перед трудностями заставляет откреститься от ребенка.
- По нашим наблюдениям, примерно 80 процентов мам, бросающих своих детей, жалуются еще и на отсутствие понимания и помощи от родных, - отмечает Станислав. - Понятно, что где-то на горизонте есть у малышей и папы, но те или отошли в сторону задолго до появления ребенка на свет, или все происходит с их одобрения. Это тоже социальная проблема нашего времени - обмельчание моральных качеств у мужчин.
Ломает судьбы и женщин, и детей менталитет отдельной части населения, для которых на первый план выходит не родной человечек, а мнение соседей и родственников.
- Все еще есть у нас довольно большая категория семей, которые живут по каким-то старинным устоям, -
делится наблюдениями замдиректора казахстанского общественного фонда “Ана уйи” Надия БОРАМБАЕВА (на снимке). - С этим вечным вопросом на переднем плане - что скажут соседи, родственники, друзья? С отрицанием прав дочерей на ошибки. С неприятием собственных внуков, если те рождены вне законного брака их несовершеннолетних мам. Что говорить - в наши кризисные центры для молодых матерей, открытые фондом в 16 городах страны, приходят даже замужние женщины, которые, уйдя по тем или иным причинам от мужей, не смогли вернуться в семьи родителей. Те говорят: “Мы тебя выдали замуж, как это положено по обы­чаям, вот и живи!”. А то, что муж бьет, пьет или по-другому издевается над их дочерью, это неважно.
Такое семейное воспитание, с одной стороны, выдвигает немыслимо высокие требования к женщине, осуждая внебрачные связи, с другой - в семье не принято обсуждать вопросы интимных отношений и предохранения от беременности. В итоге наивность и неосведомленность в вопросах секса и при этом страх морального осуждения привели к появлению в Казахстане новой страшной тенденции: те, кто задумал отказаться от ребенка, едут в другой регион Казахстана рожать, чтобы все было шито-крыто.
- Да, в буквальном смысле слова юг едет рожать на север, север на юг, - подмечает Станислав Тен. - Родила женщина, и с глаз врачей спешит долой. Подчас даже нет возможности с ней поговорить, попытаться убедить ее не делать опрометчивого шага, отказаться от первоначальных планов. Также много случаев, когда от новорожденных малышей отказываются трудовые мигрантки. Работает такая в столице, семью кормит, дома в ауле ждет муж с детьми, а тут случайная беременность, зачастую не от супруга. Такую маму не отговоришь, бросит она малыша.
Среди “кукушек” все больше становится молодежи.
- Беременность юных в нашей стране ставит перед обществом ряд пока еще непреодолимых проблем, - рассказывает президент казахстанского фонда “Улагатты жануя” Марианна ГУРИНА (на снимке). - Раннее беспорядочное начало половой жизни в подростковой среде стало типичным. Среди лиц, не достигших совершеннолетия, около 40 процентов живут половой жизнью. Более 10 процентов из них начали половую жизнь в возрасте до 14 лет. С момента начала половой жизни и вплоть до первых родов более 20 процентов юных матерей имели от 5 и более половых партнеров и лишь 64 процента - одного. Исследования показывают, что до 15 процентов новорожденных, брошенных в родильных домах, это дети юных матерей. Примерно такой же процент младенцев, рожденных юными, “временно” содержатся в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности. Почти для трети юных матерей их материнство является настолько нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию.
По мнению Марианны Гуриной, институт благополучной семьи в любой ее форме, полной, неполной, многодетной или с одним ребенком, в Казахстане надо развивать, а девушек к материнству готовить.
- Чувство материнства не появляется инстинктивно, случайно, спонтанно, - подчеркивает Гурина. - Оно воспитывается и наследуется. Важен и уровень благополучия населения. Социальная среда порой не только искажает формирование личностных предпосылок к эффективному материнству, но и служит главным катализатором девиантного материнского поведения, а в нашем случае - провоцирует отказ от ребенка. Доказано, что такие негативные социальные факторы, как низкий уровень образования, предубежденность, бедность, безработица женщин, делают их агрессивными к детям.

Ольга ДАВЫДОВА, фото автора, Кызылорда

Поделиться
Класснуть