7457

Не жди меня, мама...

Гульшат ИМАШЕВА выплакала все слезы после того, как узнала, что ее дочь уехала в Сирию.

В Актобе за пропаганду терроризма через мобильный мессенджер на длительные сроки осудили группу из восьми человек. “Создатель группы - 26-летний местный житель Кайрат БЕКТЕНОВ - приговорен к шести годам лишения свободы. Бахтияр САЗАНОВ и Абдыкалык САЗАНОВ также получили по шесть лет лишения свободы”, - сообщила в минувший понедельник пресс-служба Актюбинского областного суда.
Кроме того, Канат КЕНЖЕБАЙ, Аманжан ИБРАШЕВ, Айбар КЫРБАЕВ и Жайнарбек САПАНОВ осуждены на пять лет колонии каждый. Еще один подсудимый - Нурлан АЙТИМБЕТОВ - получил три года.
Возраст подсудимых - от 21 года до 38 лет. Их обвинили в пропаганде терроризма, экстремизма, публичных призывах к совершению акта терроризма, а также в возбуждении социальной, национальной, родовой, расо­вой или религиозной вражды. Согласно материалам дела, в апреле 2014 года они создали в WhatsApp группу “Читай, смотри, слушай. Действуй”, собравшую более 40 участников из разных областей Казахстана, которые пересылали друг другу “радикально-экстремистские аудио- и видеоролики и текстовые файлы”.
Не исключено, что под влияние этой группы попала и молодая женщина Гульбану АСАНОВА, историю которой мы предлагаем вашему вниманию.

“Мама, на все воля Аллаха. Простите меня, я вас люблю. Доверяю тебе Акгуль, присматривай за ней. Я уезжаю в Сирию. Не ищите меня и считайте свою дочь мертвой. Гульбану”.

Эту записку, обнаруженную дома вечером 9 мая, Гульшат ИМАШЕВА перечитывала много раз. Смысл написанного материнское сердце никак не хотело воспринимать. “Это шутка, это розыгрыш”, - только и повторяла женщина. Но на следующий день сотрудники спецслужб и правоохранительных органов, к которым обратились родные, обнаружили в доме на окраине Кандыагаша среди личных вещей Гульбану квитанции об оплате услуг по оформлению паспортов. А потом и вовсе поступила оперативная информация: Гульбану Асанова действительно покинула пределы Казахстана. Лишь тогда 60-летняя женщина схватилась за сердце и дала волю слезам.
- Не было ни одного дня с тех пор, чтобы я не плакала! Отец Гульбану тоже себе места не находит. Через день ходит в полицию и районное отделение ДКНБ, но обнадеживающих вестей нет, - рассказывает, утирая слезы, женщина.
По словам Имашевой, дочь исчезла внезапно в начале мая. Сказала, что едет в областной центр за деньгами, которые обещал ей бывший муж. Родные также отмечают, что ничего необычного в поведении Гульбану не заметили - ни депрессии, ни беспричинного веселья, никакой замкнутости или агрессии. Но труднее всего родным молодой женщины свыкнуться с мыслью, что она могла оставить полуторагодовалую дочь.
- Ребенка, которого она от себя ни на шаг не отпускала! - плачет Гульшат-апай.
Впрочем, выяснилось, что Гульбану хотела забрать в Сирию свою дочь, заказала для малышки паспорт. Но что-то помешало планам молодой женщины, и на Восток она уехала одна.
Гульбану - единственная дочь у родителей, долгожданный ребенок, несмотря на то что в семье уже подрастали трое детей - все мальчики.
- В семье очень любили Гульбану. Братья пылинки с нее сдували, она всегда чувствовала себя защищенной. Очень веселая, открытая, искренняя, красивая и женственная, но по характеру - настоящий пацан. Не умела плакаться и быть слабой, могла и за себя, и за нас постоять. При этом была абсолютно доверчивой, наивной. Мы даже шутили: мол, если бы ты была мужчиной, жена вила бы из тебя веревки, - говорит одна из подруг Гульбану Нурсауле ЖУМАМУРАТОВА. - Она вообще не знала, что такое ругаться или обсуждать кого-то, по-женски, имеется в виду. Зато часами могла рассказывать, как нужно правильно заливать фундамент, строить дом, выравнивать стены, и тому подобное. И еще очень стеснялась, что не умеет готовить.
Из-за этого родители девушки переживали, что дочери будет трудно после замужества, мол, для ее супруга или его родни это станет предметом для упреков - хозяйка никакая. Но переживать нужно было по другому поводу, вздыхают теперь родители Гульбану.
-В 2012 году она познакомилась с Максатом. Да, он не пил, не курил, читал намаз, но сердце все время чуяло неладное. Я категорически запретила ей встречаться с ним, просила подумать, не спешить. А потом выяснилось, что она беременна от него! - плачет Гульшат-апай. - Узнав об этом, я побила ее и решила повести к врачу, чтобы сделать аборт, но она, когда услышала про это, сбежала. А после замужества облачилась во все черное, причем из нашего, родительского, дома выходила в нормальных светлых платьях, но как только сворачивала за угол, тут же переодевалась. Зачем-то уничтожила все свои фотографии, а также снимки мужа и дочери. Из-за этого полицейские не могли найти ни одно ее фото.
Внезапные перемены, произошедшие в те времена с Гульбану, заметило и руководство Кандыагашского промышленно-экономического колледжа, где училась девушка. Директор ссуза Бек БАЙБУЛОВ (на снимке) знал Гульбану с малых лет, к тому же долгие годы он работал с ее отцом.
- Это была обы­чная девочка из благополучной светской семьи. Она вела все концерты в колледже, собрания, ставила танцевальные номера, совершенно не робела перед большой аудиторией, характеризовалась очень ответственной. А потом вдруг резко отошла от общественных дел, надела платок и стала реже появляться на занятиях. Это началось после знакомства с Максатом, три года назад, - говорит Бек Аманович. - Я беседовал с ней, в том числе и на религиозные темы, объяснял, что ислам поощряет верующих в их желании получить образование. Чего лукавить, видел, что девочку затягивает ее новая религия.
Но Гульбану, у которой до этого всегда было на все свое мнение, в такие моменты просто молчала, кивала головой и улыбалась. Закончилось все тем, что она оформила академический отпуск.
Бывшего мужа Гульбану Максата Турарова (имя по просьбе героя изменено) я нашел на одном из местных рынков Кандыагаша. Молодой человек с недавних пор занимается торговлей, дочь Акгуль живет с ним. Теща сама отвела ребенка к нему, поскольку стоит ее увидеть, как тут же начинает плакать: Акгуль - маленькая копия своей мамы.
При разговоре 20-летний мужчина все время делает акцент на том, что они с Гульбану с весны этого года уже не муж и жена и инициатором развода был он.
По словам парня, с Гульбану они сошлись по любви, но семейная жизнь не сложилась.
- Мы испытывали трудности: своего жилья не было, как и постоянной работы, к тому же она так и не нашла общего языка с моей мамой. Гульбану все время хотела отделиться, говорила, что с моими родителями трудно жить. К тому же ее родственники вмешивались в наши семейные дела, хотели командовать нами. Я устал, - признается Максат.
Мужчина полагает, что его бывшая жена могла после развода с ним попасть под влияние плохих людей, вполне возможно, что и интернет-вербовщиков. Когда они жили вместе, то часто посещали своих братьев и сестер по вере, слушали религиозные проповеди, но он запрещал ей пользоваться мобильным телефоном без острой необходимости, а также Интернетом. А будучи предоставленной самой себе, после развода, предполагает он, женщина могла часами пропадать на различных религиозных сайтах, чувствуя в этом потребность.
Кстати, в разговоре выяснилось, что огромной популярностью, к примеру, у них пользовались лекции проповедника Дарына МУБАРОВА (не первый год скрывающегося от казахстанских спецслужб в одной из ближневосточных стран. - А. М.).
- Я думаю, что недоброжелатели решили воспользоваться ее разводом, запудрили ей все мозги и наобещали золотые горы, в том числе “мужа получше”, - говорит Максат.
Он не исключает, что женщина могла попасть в сексуальное рабство в Сирии. Да и родители Гульбану считают, что дочь в плену.
- 29 мая дочь впервые позвонила с незнакомого номера телефона. Она сказала, что все у нее хорошо, находится в Сирии, - говорит Гульшат-апай. - Просила скинуть фото дочери по ватсапу. На этом разговор прервался. Набираем номер, а он уже недоступен. И так всякий раз. С того дня она звонила четыре раза, и я чувствовала, что с ней все время кто-то рядом, кто не разрешает ей сказать лишнее слово.
На вопросы родных Гульбану практически не отвечала, только и твердила, что все у нее хорошо, мол, не переживайте, она работает в медсанчасти и приедет в январе следующего года.
- Я не знаю уже, чему верить. Да и не важно, чем сейчас занимается Гульбану. Какой нормальный родитель будет желать зла своему ребенку или отвернется от него, если он совершил ошибку? Какое мне дело до посторонних людей, до их разговоров и перешептываний! Лучше посмотрите на меня и взгляните на своих детей: будьте чуткими и больше разговаривайте с ними. Я хочу лишь, чтобы наша дочь вернулась домой живой и невредимой, - обливается слезами Гульшат Имашева.
При этих словах отец Гульбану буквально врывается в зал из соседней комнаты. Мужчина еле сдерживает себя:
- О чем ты говоришь?! Возвратиться?! Сегодня только в новостях видел, как четырех иностранок, оказавшихся в Сирии, взорвали боевики. Они вручили им сумки, сказали: идите домой, отпускаем вас. А стоило этим бедолагам отойти на расстояние в 100 метров, как они взорвали их! О чем ты говоришь?! - кричит мужчина и буквально содрогается от рыданий.
Сейчас семья Асановой молится за скорейшее прекращение войны в Сирии. Им остается только верить - слезы родных возвращают домой любимых...
В ДКНБ Актюбинской области воздержались от комментариев по поводу исчезновения Асановой. В департаменте не подтвердили и не опровергли информацию о ее выезде в Сирию, отметив лишь, что сейчас ведутся следственные мероприятия.

Антон МОЛДИН, фото автора, Актобе


Поделиться
Класснуть