5742

Пенсионное ограбление

Продолжается скандал вокруг крупнейшего производителя картона в Центральной Азии - компании “Казахстан Кагазы”. Из-за неэффективного руководства предприятие прекратило выплаты по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже, из-за чего ценные бумаги “Казахстан Кагазы” превратились в бумагу обычную. А пострадали в результате простые казахстанцы. Дело в том, что в облигации компании были вложены деньги пенсионных фондов, теперь совершенно непонятно, будет ли кто-нибудь возвращать пенсионерам более 12 миллиардов тенге. Но зато все более очевидным становится тот факт, что у “Казахстан Кагазы” были деньги, чтобы платить по счетам и кредитам. Но огромные суммы уходили совсем не туда, куда надо.

В специализированном межрайонном экономическом суде города Алматы были рассмотрены сразу несколько дел, на первый взгляд не связанных с “Казахстан Кагазы”. Прокуратура Жетысуского района потребовала признать несколько фирм лжепредприятиями. Во всех случаях речь шла об индивидуальных предпринимателях, которые прошли процедуру регистрации не так давно и занимались одним видом деятельности - сбором макулатуры. Вторсырье попадало на бумажный комбинат через одну из дочерних компаний, при этом на счета ИП переводились весьма солидные суммы - сотни миллионов тенге, и бизнесмены платили налоги по упрощенной схеме. В общем, занятие вполне законное. А с чем же тогда были связаны претензии надзорного органа?
Дело в том, что прямо сейчас в следственном департаменте Министерства внутренних дел проводится досудебная проверка по факту дефолта “Казахстан Кагазы” на фондовой бирже. Полицейских очень заинтересовало, почему крупное предприятие, приносящее прибыль, вдруг перестало справляться со своими обязательствами. Куда же шли деньги? И при проверке поставщиков макулатуры выяснилось, что индивидуальные предприниматели на самом деле никакое сырье не собирали и не поставляли. Все ИП были открыты по указанию руководителей ТОО “Kagazy Recycling” -
той самой дочерней компании, которая отвечает за сбор макулатуры. Впоследствии через эти фирмы можно было без особого труда выводить средства. В суде все владельцы ИП признавали исковые требования прокуратуры и были согласны с тем, что их надо закрыть.
И вроде бы это были обычные, можно даже сказать, рутинные процессы - ну сколько у нас закрывают всяких фирм и фирмочек? Однако на заседаниях были раскрыты любопытные подробности деятельности “Казахстан Кагазы”. Так, индивидуальный предприниматель Алтынбек РАХЫМБАЕВ рассказал, что зарегистрировал ИП по просьбе сына, который работал… в ТОО “Kagazy Recycling”. Другой “бизнесмен” Азамат КУГИШЕВ открыл свое “дело” после разговора с приятелем, работавшим в том же ТОО. Но самую интересную историю поведал бывший менеджер по сбору макулатуры Kagazy Recycling Ернат ЖУМАЛИЕВ. Он был вынужден оформить ИП, потому что в противном случае его могли уволить с работы! Именно в такое положение его поставил один из руководителей компании Алмат НУРКАСИНОВ. Наконец, четвертый предприниматель Женис МАХАНОВ тоже назвал фамилию Нуркасинова - по его указанию он пошел в налоговые органы, чтобы открыть ИП, а потом получил вознаграждение. Кроме того, все четверо в один голос заявили, что никакого отношения к работе своих фирм не имели и, сколько денег проходило через счета, не знали. Даже отчеты в налоговые органы они не сдавали, в результате чего были оштрафованы. Фактически, все они были “стиральными машинами” -
макулатуру собирали и сдавали работники ТОО, а оформ­ляли сырье через аффилированные компашки. Через эти фирмы постоянно искусственно увеличивались расходы и уменьшались суммы налогов. Незаконно полученные средства обналичивались. Иными словами, систематически отмывались деньги, скрытые от государства, акционеров и держателей облигаций.
Понятно, что теперь все сделки с ИП будут признаны недействительными, налоговая служба доначислит заводу, включая пени и штрафы, огромные суммы к выплате, предприятие “попадет” на сотни миллионов, а пенсионеры и другие держатели облигаций пострадают дважды. Кто поверит, что виноват в этом исключительно лишь один топ-менеджер Алмат Нуркасинов, чье имя указывают практически все липовые индивидуальные предприниматели? Нужно понимать, что ни один из директоров дочерних предприятий “Казахстан Кагазы” не решился бы на все эти серые схемы без одобрения вышестоящего руководства. И вот так из “Казахстан Кагазы” исчезали огромные суммы.
Впрочем, точная цифра ущерба зафиксирована и отражена в материалах уголовного дела, которое расследует следственное управление МВД, - это несколько миллиардов тенге. Эти деньги, по версии следствия, выведены за границу. Кроме того, правоохранительные органы заинтересовал тот факт, что руководители “Казахстан Кагазы” на протяжении длительного периода обманывали держателей облигаций. Еще в 2011 году, когда компания впервые столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, была составлена программа реструктуризации задолженности. И один из пунктов этого плана касался увеличения уставного капитала компании на
5 миллионов долларов. Однако этого не произошло. Сейчас органы расценивают действие бумажных королей как мошенничество. А в качестве подозреваемых рассматривают топ-менеджеров “Казахстан Кагазы”, в том числе главного человека в организации - гендиректора АО “Казахстан Кагазы” Томаса Матеоса ВЕРНЕРА. Это они придумали схему, по которой 5 миллионов долларов, обещанные в том числе и пенсионному фонду, исчезли в неизвестном направлении.
И все в этой истории встает на свои места. Следствие разматывает клубок махинаций бумажного комбината, а держатели облигаций объединяются, чтобы вернуть хоть какую-то часть денег, вложенных в “Казахстан Кагазы”. В специализированном межрайонном экономическом суде Алматинской области прямо сейчас идет процесс, где несколько владельцев ценных бумаг требуют начать реабилитационные процедуры в компании, которая задолжала держателям ценных бумаг миллиарды тенге. Одним из требований является смена менеджмента, который довел крупнейшего производителя бумаги и картона до дефолта.
Но есть и удивительный момент. Крупнейший держатель облигаций - Единый накопительный пенсионный фонд, между прочим, государственная структура… поддерживает нынешнее руководство “Казахстан Кагазы”! В начале февраля состоялась встреча держателей облигаций, на которой представитель ЕНПФ - начальник управления инвестиционного анализа и проблемных активов Абай ДЖАИКБАЕВ - выразился предельно ясно: реабилитационная процедура может пойти на пользу компании и, соответственно, владельцам ценных бумаг только при условии сохранения нынешнего менеджмента! С чем же связана такая преданность чиновника Томасу Вернеру и его окружению? Даже если оставить за скобками подозрения правоохранительных органов, налицо неэффективное управление бизнесом и невыполнение обязательств. Как итог - 12 миллиардов тенге, вложенных пенсионным фондом в облигации “Казахстан Кагазы”, могут и не вернуться к своим владельцам. Неужели руководство ЕНПФ это нисколько не волнует? Тогда, быть может, этот вопрос стоит задать председателю Национального банка Данияру АКИШЕВУ, который в том числе курирует и Единый пенсионный фонд. Или наши пенсионные активы достигли таких размеров, что на какие-то 12 миллиардов можно и не обращать внимания? А ведь именно ЕНПФ признан потерпевшей стороной в уголовном деле, которым занимается следственное управление МВД. Вот только складывается впечатление, что потерпевший нисколько не переживает, что пенсионеры лишились таких огромных денег. Впрочем, если в Нацбанке и ЕНПФ будут и дальше без особого энтузиазма заниматься выполнением своих прямых обязанностей, это может плохо закончиться для кого-нибудь из первых руководителей. Как рассказывают потерпевшие, председателю правления ЕНПФ Руслану ЕРДЕНАЕВУ из Министерства внутренних дел уже было отправлено представление. В этом документе прямо указано:
именно бездеятельность и неэффективность решений пенсионного фонда, отсутствие должного контроля со стороны крупнейшего держателя облигаций способствовали совершению ряда уголовных правонарушений, что и привело к дефолту “Казахстан Кагазы”. Понимают ли чиновники, что эта история может для них закончиться очень плохо?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть