3490

Процессуальное бездействие

Расследование обстоятельств гибели костанайского боксера Мирбулата КУБЖАСАРОВА (на снимке) прекращалось четыре раза. Его безутешные родители вновь и вновь пытаются добиться от следственных органов доказательств вины водителя, сбившего Мирбулата на ночном перекрестке. Но на этом пути перед ними то и дело встают странные и пока непреодолимые преграды.

Победитель многих боксерских турниров, участник международных соревнований Мирбулат Кубжасаров погиб в августе 2014-го. Поздно вечером, возвращаясь домой с празднования Дня города (будучи, кстати, трезвым), он угодил под машину. От удара о лобовое стекло крепкий парень отлетел почти на 20 метров. Однако определить скорость, с которой двигался автомобиль, ни местные, ни столичные эксперты почему-то оказались неспособны. Изначально водитель, сбивший Мирбулата, заявил: наезд случился на пешеходной “зебре”. Впоследствии он изменил свои показания, что и позволило ему остаться практически безнаказанным.
- Все четыре отказных постановления о прекращении уголовного преследования водителя были утверждены без учета мнения потерпевшей стороны, - говорит адвокат Татьяна АНТОНОВА. - Поэтому как минимум странным выглядит то, что любое ходатайство виновника происшествия сразу поднимается на щит. А ведь не нужно быть специалистом, чтобы, увидев первоначальную схему ДТП, понять: человека сбили в зоне пешеходного перекрестка. С моей точки зрения, кто-то сильно постарался, чтобы смерть Кубжасарова осталась безнаказанной.
По мнению родителей, установить правду мешают следователи и эксперты, действующие с завидной изобретательностью: вместо того чтобы качественно и в срок выполнить свою работу, они постоянно находят причины, которые якобы не позволяют им провести нужные следственные действия.
- Мы устали от этой халатности и произвола, от этого надругательства над памятью нашего сына, - говорят Боранбай и Жадра КУБЖАСАРОВЫ. - Мы никак не можем понять, что на самом деле мешает ответственным лицам исполнить свои обязанности. Со дня гибели Мирбулата прошло уже более полутора лет, но никаких внятных и достоверных результатов расследования его гибели до сих пор не появилось.
В ДВД, куда мы обратились с запросом по поводу этой истории, по сути, умывают руки, кивая на сотрудников госэкспертизы: дескать, документ из этого органа был бы “доказательством для принятия мотивированного решения”, а так как его нет - нет и уголовного дела.
- Первая комиссионная экспертиза в Астане не состоялась, потому что специалистам не хватило представленных данных, - поясняет адвокат Антонова. - Материалы возвращаются в Костанай - но что в ответ делают у нас? Вместо следственного эксперимента полицейские проводят проверку показаний водителя на месте. На каком основании, непонятно, это же совершенно разные процессуальные действия! К тому же во время дачи новых показаний водитель отказался от первоначальной версии событий. Он теперь стал утверждать, что на “зебре” пешехода не было, и следствие ему охотно верит! “Неверность” своих прежних показаний водитель объяснил просто: дескать, был в шоке после ДТП и на нервной почве себя оговорил. Нам ничего не остается делать, как вступить в борьбу по новой…
И вновь потерпевшие пишут жалобу, прокурор отменяет постановление о прекращении уголовного дела, а в Астану летят бумаги о назначении комиссионной экспертизы.
- Но и она не проводится, потому что все эксперты якобы находятся в отпуске! - негодует Татьяна Антонова. - Об этом нам сообщил дознаватель. Всю зиму прошлого года дело где-то ходит, и мы не можем ничего добиться. В конце концов удается направить материалы в Петропавловск, где тоже проводятся комиссионные экспертизы. Но это опять, оказывается, не наш случай! Материалы были возвращены в Костанай без объяснения причин. Не провели исследования - и все тут!
Но родители Мирбулата не отступили. Их настойчивые требования вновь заставили полицейских обратиться в столичный экспертный центр. Тамошние специалисты долго молчали, а потом прислали в Костанай бумагу, возмутительную во всех отношениях.
Директор Центра судебной экспертизы г. Астаны Р. КАКТАЙ, несмотря на то что запросы в его ведомство были составлены на русском языке, ответ прислал на государственном, даже не снабдив его переводом (кстати, недавно глава государства призвал за такие вольности ответственных лиц наказывать). Но это было бы еще полбеды. В письме г-на Кактая сообщалось, что экспертиза не проведена, потому что… в прежних запросах вопросы были сформулированы иначе - то бишь не так, как в последний раз!
- Я считаю это форменным издевательством, - горячится адвокат Антонова. - Получается, в Центре судэкспертизы уже не знают, как от нас отделаться. Отказ в таком виде - абсолютное беззаконие, и мы, безусловно, его обжалуем вновь.
По самым последним данным, с жалобой родителей погибшего боксера в очередной раз согласилась прокуратура. Материалы многострадального дела опять направлены в Астану. Вот только ни у кого нет уверенности, что фонтан изобретательности тамошних экспертов заглохнет и бумаги из Костаная они опять не отфутболят. За тем, как и чем закончится эта история, мы обязательно проследим и сообщим нашим читателям.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и из архива семьи КУБЖАСАРОВЫХ, Костанай

Поделиться
Класснуть