4237

Генеральный потерпевший

Бывший гендиректор ТОО “Компания “Нефтехим LTD” Ерлан КУСАНОВ, уволившийся после страшного пожара и взрыва на участке расфасовки порошкового полипропилена павлодарского предприятия “Нефтехим LTD”, где погибло трое человек и еще двое пострадали, подал заявление в суд по уголовным делам в порядке частного обвинения. Он требует наказать журналиста Александра БАРАНОВА за то, что тот разместил пост об этом ЧП в Фейсбуке, и взыскать с него 10 миллионов тенге. Сам же Ерлан Кусанов оценил свои страдания выше, чем на сегодняшний день получили все пострадавшие от взрыва вместе взятые.

Напомним, взрыв и пожар на “Нефтехим LTD”, разрушившие здание и сооружения и едва не перекинувшиеся на расположенный рядом ПНХЗ, произошли 4 января этого года. С тех пор прошло уже три месяца, но ни комиссия, расследовавшая причины и установившая стопроцентную вину работодателя, ни местные власти, ни полицейские, проводящие досудебное расследование, не спешат обнародовать подробности. Между тем у сгоревшего заживо 38-летнего машиниста технологических компрессоров 4-го разряда Сергея МУТАСА остались дочь и сын. Погибшему на месте оператору технологической установки 3-го разряда Куанышу ИСКАКОВУ было всего 25 лет. 43-летний рабочий Каирбек АДУОВ перенес несколько операций в Республиканском ожоговом центре Астаны, но спасти его врачам не удалось - 4 февраля Каирбек скончался. Состояние 27-летнего машиниста Рината ШАРИПОВА, получившего 45 процентов ожогов тела, столичные врачи оценивают как стабильно тяжелое. И только 27-летний оператор Максат ШАРИПОВ выписан из первой горбольницы Павлодара в удовлетворительном состоянии.
Павлодарские журналисты пытались узнать, как компания поддержала пострадавших на производстве по вине руководства рабочих? Поначалу на официальные письменные запросы в ТОО вообще не отвечали. Затем в середине февраля и. о. директора предприятия Олег ТИМОШОВ все-таки сообщил: “В рамках договора страхования произведены выплаты на погребение погибших Сергея Мутаса и Куаныша Искакова в размере 100 МРП. От компании помощь семьям погибших составила 1,6 млн. тенге”.
При этом и. о. директора, который на момент ЧП работал главным инженером предприятия и назван комиссией в числе ответственных за взрыв, припугнул: “В связи с ничем не обоснованными выбросами в сеть Интернет высказываний о якобы имевшем место производстве неучтенной продукции, приведшей к аварии, администрация предприятия ответственно заявляет, что никаких нарушений учета производимой продукции на предприятии не было и быть не могло… Предприятие оставляет за собой право обращения в судебные органы с иском в отношении лиц, распространяющих заведомо ложные и наносящие ущерб деловой репутации компании сведения о ЧП”.
Но место потерпевшего от поста в соцсетях уже занял Кусанов. На первом заседании суда, состоявшемся на прошлой неделе, он заявил, что именно о нем идет речь в опубликованной в Фейсбуке фразе: “Поговаривают, что в одном из цехов производили неучтенку - левую продукцию, мимо легальной кассы в чей-то конкретный карман”.
Вообще само это производство окутано такой же тайной, как и трагедия, которая на нем произошла. Руководство компании отправило людей работать в цех расфасовки порошкового полипропилена, который официально был ликвидирован почти год назад! Приказ об этом 28 апреля 2015 г. подписал и. о. директора Жанат МАРАЛБЕКОВ: “В связи с переходом на выпуск гранулированного полипропилена и запуском установки грануляции ПП приказываю: исключить из структуры компании участок расфасовки с 01.05.2015 г.”. Вентиляцию в цехе с тех пор демонтировали, средства пожаротушения вывезли, газоанализаторы не работали.
О новой установке грануляции тогда торжественно раструбили на всю республику и за ее пределами. В июне прошлого года гендиректор Ерлан Кусанов победно отрапортовал: “Новое производство замкнутого цикла охватывает все пять стадий передела продукции - от переработки сжиженного нефтяного газа до выпуска гранулированного полипропилена и полипропиленовых мешков.  Производственная линия оснащена высокотехнологичным немецким оборудованием и исследовательской лабораторией. Строительство цеха грануляции стало вторым этапом инвестиционного проекта. Запуск дополнительных мощностей на заводе “Нефтехим”, являющимся единственным в Казахстане производителем порошкового и гранулированного полипропилена, позволил увеличить производительность предприятия в 2,5 раза”.
Было отмечено также, что 90 процентов гранулированного пропилена уходит на экспорт в Россию, Китай, Украину и Турцию.  Строительство цеха грануляции и трансформаторной подстанции обошлось инвесторам в 5,5 миллиарда тенге и было частично профинансировано за счет средств Национального фонда РК по линии АО “Банк развития Казахстана”.
И вот после таких победных речей на заводе почему-то решили вернуться от новой немецкой производственной линии к старой китайской, на которой, согласно выводу экспертов, процесс попытались регулировать вручную. Установку запустили
29 декабря, но из-за некачественного сырья, поступающего с ПНХЗ, ко 2 января она забилась и ее остановили. О производственной аварии, вопреки закону, уполномоченный орган не проинформировали. Установку прочистили и вновь запустили 4 января. Вместо сухого порошка полипропилена пошла жидкая фаза. Ее выливали на пол и загружали новую партию сырья, пытаясь проветривать помещение просто открыв двери. И так до тех пор, пока не произошел взрыв.
-  Основной причиной стал сбой в технологическом процессе, - сообщил заместитель руководителя департамента индустриального развития и промышленной безопасности Еркан КОКУБАЕВ. - Кроме того, на момент происшествия в цехе фасовки полипропилена был демонтирован вентилятор. Не были предприняты меры по вывозу пострадавших из цеха во время пожара.
Свои моральные страдания на суде Ерлан Кусанов, уволившийся с должности гендиректора по собственному желанию 1 февраля, объяснил тем, что из-за Баранова теперь может остаться без работы.
- Получается, я сейчас пойду устраиваться на работу, и там руководитель будет говорить: “Ты вор”? - спросил Ерлан Кусанов на суде. - В 50 лет я должен остаться без работы? У меня трое детей, господин Баранов же не будет их кормить? Я рассылаю резюме, а мне говорят: у тебя уголовное дело, и еще статьи про тебя такие пишут.
Между тем адвокат Баранова Светлана КОВЛЯГИНА утверждает: в связи с тем, что представленные суду два скриншота публикации в Фейсбуке оказались нотариально не заверенными, а в самих соцсетях этой записи сейчас нет, необходимо признать их недопустимыми доказательствами.
- Когда вы сильнее расстроились - когда на руководимом вами предприятии горели люди или когда читали пост в Фейсбуке? - спросила я Ерлана Кусанова у раздевалки в суде.
- Идите, не надо угрожать, - легонько подтолкнул он меня к выходу.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть