3256

Как унять дебошира?

Шокирующий скандал в семье Есентаевых вновь актуализировал проблему бытового насилия

Недавно МВД выступило с инициативой вернуть в Административный кодекс статьи, предусматривающие наказание злоумышленников за причинение легкого вреда здоровью и побои. Сейчас такие проступки относятся к категории уголовных и прописаны в Уголовном кодексе (УК) - это что-то среднее между административным правонарушением и преступлением. Новый УК вступил в силу с 1 января 2015 года, и почти сразу специалистам стало понятно, что применять указанные статьи кодекса на практике крайне проблематично: полицейским нужно соблюсти кучу процессуальных требований, а жертвам бытового насилия - пройти через горнило судебных тяжб.

Предложение чинов из силового ведомства вернуть бытовое рукоприкладство в разряд адмправонарушений появилось после того, как общественники провели мониторинг исполнения закона о профилактике бытового насилия.
- Это было в прошлом году. Специалисты изучали ситуацию в восьми регионах. Наш центр был в числе организаций, принимавших участие в том исследовании, - вводит в курс дела президент Талдыкорганского регионального центра поддерж­ки женщин Жанар НУРМУХАНОВА (на снимке). - Мы видели, что, несмотря на изменения в законодательстве, снижения уровня бытового насилия не происходит. Нужно было понять, почему. Мы делали запросы в различные госорганы, общались со специалистами, имеющими отношение к этой сфере, разговаривали с женщинами, которых избивают мужья. Тогда и стало очевидным, что механизмы реальной помощи жертвам насилия прописаны не до конца.
В отчете, который был составлен по результатам мониторинга, прямым текстом говорится: “Каждая из государственных структур работает в рамках своей юрисдикции, разрозненно. Используемые методы работают недостаточно эффективно, не принося ожидаемых результатов”.
В итоге появился целый список рекомендаций, внедрив которые, считают специалисты, можно изменить ситуацию к лучшему. Некоторые из них весьма примечательны. Например, общественники предлагают ввести такую госуслугу, как принудительный размен жилого помещения по заявлению человека, подвергающегося бытовому насилию. Ведь жертва и тиран очень часто вынуждены жить под одной крышей даже во время судебных разбирательств, из-за чего возникает масса проблем. Еще один пункт - создание государственных кризисных центров во всех регионах Казахстана, сейчас их единицы. Человеку, попавшему в подобную ситуацию, попросту некуда податься. Кроме этого, предлагают эксперты, нужно расширить понятие “бытовое насилие”, отдельно оговорив в законе экономическое и психологическое насилие. Прописать критерии, по которым их следует определять, и методические рекомендации для полицейских.
- Нужно разработать комплекс мер, направленных на решение этих вопросов, и объединить те госструктуры, которые имеют к этому отношение, - считает президент общественного объединения “Правовой центр женских инициатив “Сана сезым” (Шымкент) Хадича АБЫШЕВА (на снимке). - Недавно назначенный генеральным прокурором республики Жакип АСАНОВ был одним из инициаторов закона о профилактике бытового насилия. Надеюсь, что теперь надзорное ведомство возьмет этот вопрос на усиленный контроль и ситуация нач­нет меняться.
В последнее время историй, связанных с бытовым насилием и шокирующих все общество, становится все больше. Вспомните случай в Астане, когда мужчина поджег свою бывшую жену-учительницу прямо на глазах ее учеников. Или трагедию в Туркестане, когда мужчина расстрелял супругу, двоих детей, братьев и свою мать. Все это происходит с нашего молчаливого согласия. Мы боимся вторгнуться в чужую семью. У нас не принято разводиться. Но при этом мы не задумываемся о последствиях. Однако давно пора понять, что подобные инциденты - угроза общественной безопасности. Нам всем надо определиться: или мы хотим жить в обществе без насилия, или молчаливо принимаем его таким, какое оно есть сейчас - средневеково-фео­дальным.

Комментарий в тему

Джохар УТЕБЕКОВ, адвокат:

- Самая большая оплошность законодателей в том, что они включили статьи о побоях и причинении легкого вреда здоровью в категорию дел частного обвинения. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу эти статьи не представляют серьезной общественной опасности. Поэтому потерпевший сам должен обращаться в суд и там, опять же самостоятельно, доказывать факт совершения насилия над ним, и то, что в нем виноват конкретный человек.
При этом потерпевший должен подать жалобу частного обвинения, а в этом документе предусмотрена масса формальностей. Грамотно составить бумагу сможет только адвокат, специализирующийся на уголовных делах, даже не каждому юристу это под силу - что уж говорить об обычных людях.
После этих изменений в законодательстве на уголовные суды навалилось сотни мелких для них дел. Ссылаясь на то, что жалоба составлена неверно, это я о тех формальностях, о которых говорил ранее, судьи возвращают ее заявителю. Подобное может происходить не один раз. В результате потерпевший теряет интерес и бросает это дело.
Еще одна проблема в том, что сейчас суд фактически не может применять тот вид наказания, который предусмотрен в кодексе, я говорю об уголовном аресте. По закону осужденных за уголовные проступки должны помещать в специальные арестные дома. Но таких учреждений в нашей стране до сих пор нет - они должны появиться только в следующем году. Поэтому эту норму никто не применяет, ограничиваясь лишь штрафом. А его зачастую вынуждена выплачивать та самая женщина, которая и проходила по делу как потерпевшая.
- Возврат дебоширских статей в Административный кодекс решит проблему?
- Не думаю, ведь и раньше их было немало. Часто жертва забирала заявление, находясь под давлением мужа или родственников, самой ситуации, участковых, а потом история повторялась вновь. Я считаю, что эти статьи должны остаться в Уголовном кодексе, но их нужно перевести из разряда частных в публичные, тогда по закону их нельзя будет прекратить из-за примирения сторон - виновный в любом случае будет наказан.
Нам нужно осознать, что факты бытового насилия касаются не отдельного человека, а всех нас, общества в целом, ведь речь идет о здоровье, а иногда и о жизни наших граждан, в таких семьях растут дети. В законе должны появиться нормы, позволяющие заявить о подобных фактах любому человеку, а не только самой жертве. Допустим, вы видите, что ваш сосед избивает свою жену. Вы можете пойти и заявить об этом в полицию. Ситуацию нужно менять кардинально.

Оксана АКУЛОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, фото Романа ЕГОРОВА и из архива героев материала, Алматы

Поделиться
Класснуть