3124

...А корова - здорова?!

Сибирская язва добралась до берегов Иртыша. Главный ветеринарный врач Павлодарской области, обследовав забитую на мясо без соблюдения всяких правил корову, утверждает, что язвы нет, а главный “человеческий врач”, обследовав трех заболевших - один из которых в реанимации, заявляет: проба на ПЦР, взятая у всех троих, подтвердила особо опасную инфекцию.

Вечером в минувшую пятницу к хирургу Иртышской райбольницы обратился 51-летний житель села Узынсу, у которого на руке образовался карбункул, подскочила температура и увеличились подмышечные лимфоузлы. Медики, выяснив, что 27 июня мужчина помогал односельчанину забивать и разделывать больную корову, сразу заподозрили у него сибирскую язву. Подозрения усилились, когда выяснилось: карбункул вскочил и у 31-летней работницы кафе “Майра”, куда - без всяких документов! - было принято мясо убитой коровы.
Заболевших поместили в изолятор областной инфекционной больницы, где начали их интенсивно лечить, кроме того, выявили 25 контактных лиц (в том числе шесть детей в возрасте от года до 13 лет), разбили для них при Иртышской райбольнице госпиталь, назначили профилактический антибиотик.
Но в субботу вечером на пресс-конференции главный государственный ветеринарный санитарный врач области Рашид НУРБЕКОВ поведал журналистам: ему сразу было понятно, что никакая это вовсе не язва и корова была не больная, а... уставшая!
- В Иртышском районе с 1947 года этой инфекции не фиксировалось, и никаких захоронений, соответственно, нет, - рассказал Рашид Нурбеков. - Весь скот в апреле был привит. Просто корова в тот день вместе со стадом ходила на отгонный участок за 8 километров, затем возвратилась (это еще 8 километров), у села легла. Пастух позвонил хозяину и сказал: “Забей ты эту корову, все равно она у тебя тощая и молока дает мало”. Хозяин и забил ее, но не на специальной площадке, а на окраине села. Как раз на этой окраине находится дом ветеринарного инспектора. Мясо - 117 килограммов - сдал в кафе, пообещав документы привезти
позже.
Кроме того, как заверил главный ветврач, ему лично при первом взгляде на мясо сразу стало понятно: сибирской язвой тут не пахнет.
- При этой инфекции кровь у животного не сворачивается, мясо красного цвета, - пояснил он. - А те 49 оставшихся от буренки кило­граммов, которые мы изъяли в кафе, были нормального цвета, кровь была свернувшейся. Кроме того, у больных сибирской язвой людей карбункулы должны быть безболезненными - они ими могут хоть об стену бить! А у мужчины, обратившегося к хирургу, карбункул болит.
Увидев, какое удивленное лицо при этих словах г-на Нурбекова сделал руководитель управления здравоохранения области Нурлан КАСИМОВ, я поинтересовалась:
- Действительно карбункул не должен болеть?
Нурлан Каукенович ответил, что ему лично ничего об этом не известно, а о наличии или отсутствии особо опасной инфекции он будет судить только по результатам анализов.
Между тем главный ветврач был полон оптимизма:
- Это не сибирская язва! - еще раз горячо повторил он. - Мы делали мазки, проверяли реакцию на холодное-горячее. Сегодня сделали реакцию ПЦР - она тоже показала отрицательный результат. Культуры сибирской язвы не выделено. То есть корова, мясо которой мы отобрали для анализа, была здорова! Сейчас отправили пробы в Астану, чтобы еще раз убедиться в этом. Анализы республиканской лаборатории будут готовы в воскресенье.
Дав журналистам номер своего мобильного телефона и разрешив звонить ему в выходной, Рашид Нурбеков ретировался.
А в понедельник стало известно: у трех сельчан, госпитализированных в областную больницу, сибирская язва подтвердилась. Как сообщил нашему корреспонденту глава обл­здрава Нурлан Касимов, в воскресенье к этим заболевшим присоединился еще один - 41-летний мужчина, также участвовавший в забое больной коровы. А того 51-летнего пациента, первым пришедшего к врачу, пришлось перевести в реанимацию.
- Раз главный ветврач утверждает, что корова была здорова, пусть ищет, где эти люди могли еще заразиться! - раздраженно прокомментировал Касимов субботние откровения Нурбекова.
При этом он пояснил: диагноз предварительный, будет перепроверяться в Астане. Отвечая на вопрос о путях появления страшной заразы сначала в Карагандинской, затем в Восточно-Казахстанской, а вот теперь и в Павлодарской областях, Нурлан Каукенович сослался на обильные дожди.
Между тем последний случай вспышки сибирской язвы был зарегистрирован в Павлодарской области в июне 2010 года, и произошел он тогда из-за неграмотности ветврачей Аксуской сельской зоны. Шесть лет назад умерли двое сельчан, еще пятерым зараженным удалось выжить. В двух селах - Караколь и Ребровка, расположенных в 25 километрах от областного центра, в мае 2010 года начался падеж скота, однако местные “специалисты” не обратили на него внимания.
11 июня 2010 года на частном подворье жительницы села Караколь скотник забил больного бычка, при этом порезал большой палец левой руки. Возникший отек мужчина лечил мазью Вишневского и перекисью водорода. Спустя неделю он в тяжелом состоянии поступил в районную больницу, затем - в областную инфекционную. 20 июня бедняга скончался. За то время, пока скотник занимался самолечением, хозяйка бычка продала мясо в трех близлежащих селах, его поели 80 человек из 16 семей. Вскоре женщина тоже была госпитализирована. У нее заболевание сразу проявилось в очень тяжелой форме и привело к смерти. Тогда главный ветеринарный врач области - им был все тот же Рашид Нурбеков - заявил: причиной вспышки язвенной заразы стала нехватка вакцины.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Когда номер готовился к печати

В понедельник, 11 июля г-н Нурбеков вновь встретился с журналистами: лаборатория в Астане подтвердила наличие сибирской язвы у коровы. На вопрос, почему ее не нашла павлодарская лаборатория, предположил, что на анализ были отправлены разные куски мяса. А на просьбу пояснить, как могла заболеть привитая корова, заверил, что вакцинация не была фиктивной.
- Просто корова, наверное, дернулась, - предположил главный ветеринар области.

А тем временем

Убойные перемены необходимы в животноводческой отрасли страны

Недавние вспышки сибирской язвы в нескольких регионах Казахстана поставили под угрозу срыва экспорт казахстанского мяса. Об этом вчера на совещании в Нацпалате предпринимателей “Атамекен” заявил председатель Мясного союза Казахстана Максут БАКТИБАЕВ. По его мнению, дабы прекратить “бесконтрольное перемещение животноводческой продукции”, пришло время колоссальных реформ в системе отечественной ветеринарии. 

Как отмечают в Мясном союзе, за последние четыре года более 12 тыс. крестьянских хозяйств приобрели скот через льготные кредиты и субсидии. Казалось бы, строй бизнес, получай дивиденды. Но в мае этого года из-за падежа скота от пастереллеза Россельхознадзор ввел ограничения на ввоз мясной и животноводческой продукции из Казахстана. Затем одна за другой последовали вспышки сибирской язвы. Ситуацию осложнило и то, что ветеринарные службы никак не были подготовлены к подобного рода напастям.
- Действительно, все это свидетельствует о том, что ветеринарный вопрос, к сожалению, был забыт, не уделялось должного внимания. Даже премьер-министр говорил, что нужно решать проблемы со скотомогильниками. Это беспрецедентный факт, когда премьер-министр обращает внимание на такие мелкие вещи! - заявил Бактибаев в ходе совещания.
Глава Мясного союза предупредил, что последствия от затянувшегося карантина в дальнейшем могут быть катастрофическими для малых и средних мясных хозяйств.
- Казахстан обеспечен по мясу на 100 процентов. Но для того чтобы развивать экспортный потенциал, мы начали вкладывать деньги под госспрограмму “Сыбага”. И эти деньги должны отбиваться тогда, когда будет экспорт. А если не будет экспорта, у нас все эти предприятия будут убыточными и неплатежеспособными. И мы обращаемся к государству, чтобы сконцентрировать усилия на экспорте. А мы видим большой спрос со стороны России, Китая, Ирана и других стран Персидского залива, - отметил Бактибаев.
Вместе с тем в Мясном союзе считают, что во избежание любых экспортных ограничений необходимо в первую очередь внедрить систему автоматизированного отслеживания всей животноводческой продукции в республике.
- То есть прекратить бесконтрольное перемещение животноводческой продукции и живого скота по Казахстану. Во-вторых, наладить учет ушных бирок. Вопрос, который мы уже пятый год поднимаем, - это некачественные ушные бирки, которые постоянно падают, теряются и затем заменяются другими. Все это создает большие проблемы, - констатировал глава союза.
Другая проблема, по словам Бактибаева, заключается в отсутствии контроля качества мясной продукции на рынках и базарах.
- Когда люди покупают там мяс­ную продукцию, они рассчитывают на то, что она качественна и безопасна. Но сегодняшние факторы говорят о том, что есть большие риски и нужно усиливать контроль именно в общественных пунктах, чтобы предотвратить распространение заболеваний, - полагает он.
В свою очередь директор департамента стратегического планирования Министерства сельского хозяйства Серик ИБРАЕВ заявил, что в свете недавних событий, связанных с распространением сибирской язвы, в ведомстве обещают в ближайшее время огородить все скотомогильники и представить их полную служебную карту для общего пользования.
Все это правильно. Систему и в животноводстве надо менять. Но на совещании никто не обмолвился, как повлияет и повлияет ли на экспортные планы этого года вспышка сибирской язвы. А ведь согласно принятой в 2011 году программе “Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота на 2011-2020 годы” продажи республикой мясной продукции к 2016 году должны достигнуть 60 000 тонн! Что делается, чтобы выполнить намеченное? Или планы уже скорректированы?
С другой стороны, читаешь сегодняшние пресс-релизы Минсельхоза - и диву даешься: “По прогнозам МСК, в будущем году выручка от реализации 500 тыс. тонн говядины в КНР составит $300 млн. При этом после организации стабильных поставок высококачественной говядины предприятия готовы будут отказаться от государственных субсидий”.
Где здесь правда, где - лукавство?

Арcен НУРТАЗИН, Астана

Поделиться
Класснуть