15046

Генерал Бауржан БЕРДАЛИН: Наказание не должно быть чрезмерным

Председатель комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД Бауржан БЕРДАЛИН - персона закрытая, как и ведомство, которое он возглавляет последние пять лет. За это время на его имя поступили десятки запросов от СМИ, но с журналистами общались либо его заместители, либо пресс-секретарь. Для нашей газеты г-н Бердалин сделал исключение, согласившись на эксклюзивное интервью. Насколько он был откровенен, судите сами…

- Бауржан Маратович, был ли за годы вашей службы случай, который вас шокировал?
- Однажды в колонию особого режима прибыл гражданин Узбекистана, осужденный пожизненно к лишению свободы за сбыт четырех граммов наркотиков, что шокировало даже администрацию учреждения (порой за целый килограмм героина всего 5-6 лет дают. - Ред.). Зачем такое суровое наказание?! Осужденный обращался во все инстанции, пытался обжаловать приговор - тщетно… Как-то во время посещения колонии сотрудниками администрации президента начальник колонии посоветовал ему записаться на прием. Надежды были призрачными. Однако спустя полгода приходит ответ: пожизненный срок заменили на 11 лет колонии. Мы тут же усилили охрану осужденного, чтобы он руки на себя не наложил - человек был в шоке от хорошей вести и не знал, верить или нет. Был сильно подавлен, ведь он уже распрощался с волей навсегда…
- Про зоны во все времена ходило немало баек и анекдотов. Вам кто-то из осужденных или подчиненных рассказывал такие забавные истории?
- Всего и не вспомню... Впрочем, одна история запомнилась на всю жизнь. Я считаю, что нужно очень осторожно подходить к назначению на высокие должности молодых людей без жизненного опыта, даже если они образованные практики. Есть опасность, что должность они могут воспринять как некий дар свыше. Мне не было и 30 лет, когда меня назначили большим начальником. Хотя к обязанностям я должен был приступить в понедельник, решил приехать на работу в воскресенье и поднять всех по тревоге. Народ собрался, я стою на плацу, командую. Подходит пожилой мужчина в штатском, оперативник колонии. Говорит: “До вас у нас был начальник. Он приходил рано утром на службу, уходил далеко за полночь. И мы под его график подстраивались. К сожалению, это было его единственное достоинство...” Я тогда подумал: прямо как по Чехову. После этого перестал требовать приходить в выходной день без надобности на работу. Пусть это время сотрудник проведет с семьей, займется воспитанием детей. На рыбалку пусть съездит или на охоту. Какой толк от сотрудника, который весь выходной карандаш в кабинете катать будет?
Вспомнил еще один резонансный случай, о котором впервые говорю. В 2011 году приверженцы нетрадиционного ислама расстреляли дежурную смену балхашской колонии. Четверых ранили, одному нанесли 20 колото-резаных ран, хотели взять в заложники. Однако их замыслу помешали двое осужденных, которые подхватили раненого сотрудника и отнесли его в административное здание. Позже 16 преступников совершили самоподрыв. По сути это подвиг! Осужденные рисковали своими жизнями, хотя этот сотрудник не был начальником их отряда, никаких поблажек для них не делал. Оба сидели за тяжкие преступления. Их никто не заставлял, но они пошли под пули, чтобы спасти жизнь сотруднику. А ведь могли отвернуться... Сотрудник выжил, уже на пенсии. Оба осужденных тоже освободились, я считаю их поступок примером нравственности...
- Давайте поговорим о скандалах, которые у всех на слуху. Что происходит в следственном изоляторе ЛА 155/1 Алматы? Недавно там повесился предприниматель Таир КАЛДЫБАЕВ. Как сотрудники учреждения с круглосуточным надзором и режимом допустили подобное ЧП?!
- Когда его перемещали из одной камеры в другую, он остался один на непродолжительное время и повесился на простыне. Мое мнение, исходя из личного опыта: причина этой трагедии в приговоре, повлиявшем на суицид. Ведь Калдыбаев не совершил тяжкое преступление, не рецидивист - он всего лишь стоял за публикациями, дискредитирующими частный банк. Мы считаем, что чрезмерное наказание и послужило своего рода детонатором... Конечно, следствие сделает свои выводы, параллельно и мы проводим служебную проверку. По итогам еще раз проинформируем общественность об этом факте.
- Заявление осужденной Натальи СЛЕКИШИНОЙ вызвало шок - по ее словам, четверо ваших подчиненных периодически насиловали женщину в стенах другого алматинского СИЗО - ЛА 155/18. Наталья недавно родила, экспертиза уже доказала отцовство одного из сотрудников учреждения. Почему ваши подчиненные, если верить пресс-службе КУИС, “примерные семьянины и отличные работники”, вдруг пошли на такое, мягко говоря, прелюбодеяние?
- Это вопиющий факт! Конечно, сама тема взаимоотношений мужчин и женщин за решеткой обширная. Были случаи, когда наши офицеры-женщины дожидались осужденных и, оставив свои семьи, уезжали с ними. В Караганде офицер-женщина в мужской колонии, скажем так, в доказательство своей любви проносила запрещенные предметы своему возлюбленному. Что же касается Слекишиной... Руслан ХАКИМОВ, Бауржан ИСАЕВ, Лазизбек АМРАКУЛОВ и Бахытжан МУХАМЕТЖАНОВ, которых она обвинила, действительно опытные сотрудники. Я думаю, что изнасилования как такового там не было. Кроме того, сомневаюсь, что все четверо причастны к этому. Объясню почему. Женщина в неволе хочет забеременеть любыми путями, чтобы получить возможность отсрочить наказание либо попытаться убедить суд заменить его на более мягкое, получить ряд других привилегий. Считаю, что в здании СИЗО с видеонаблюдением массовое изнасилование сразу же стало бы достоянием общественности, например, как массовое вскрытие осужденных. Ведь факт, как уверяет г-жа Слекишина, был в 2015 году. После окончания следствия виновный сотрудник будет уволен за то, что вступил в запрещенную связь с осужденной. Отдельную ответственность он понесет по итогам следствия, если вина в изнасиловании будет доказана. Конечно, и руководители следственного изолятора будут наказаны, это я гарантирую.
- Вот еще один пример бездействия ваших подчиненных. Адвокат погибшего в павлодарской колонии спортсмена АБДЫКАРИМОВА уверяет: за три дня до гибели он просил обеспечить ему личную безопасность, указав в своем заявлении даже фамилии угрожавших ему сотрудников колонии. Но начальство лишь отмахнулось…
- Здесь трудно дать правовую оценку - идет следствие. Некоторых сотрудников колонии мы уже наказали за то, что они нарушили требование службы, проще говоря, укрыли это ЧП. Начальник колонии пока отстранен от занимаемой должности. Абдыкаримов - хороший спортсмен, но человек импульсивный. И преступления, которые он совершил, из категории тяжких…
- А как вам такой вопиющий факт - в пенитенциарной системе люди с судимостью носят офицерские погоны? Это было озвучено генерал-полковником Сулейменовым на заседании антикоррупционной комиссии при партии “Нур Отан”. Куда смотрели кадровая служба, подразделение собственной безопасности КУИС?!
- В 2002 году в КУИС было принято несколько человек с судимостями. Все они позже были уволены. Последний факт - в 2015-м сотрудник Нацгвардии с выслугой более 20 лет перевелся в КУИС. В ходе проверки мы выявили, что он ранее отбывал наказание за кражу и его уволили из органов. Сейчас таких фактов в нашей системе нет.
- Зато есть многие другие факты, унижающие достоинство осужденного. Речь о пытках, насилии, жестоком обращении, включая и дополнительные ограничения, и дисциплинарные взыскания, которые так любят налагать некоторые режимники и начальники отрядов колоний. Показателен пример экс-главы МВД БАЙМАГАНБЕТОВА, которого сотрудник учреждения заставлял мыть полы. Он же генерал!
- Сотрудник, превышающий свои полномочия, будет привлечен к ответственности. Человека лишили права на свободу, сохранив за ним конституционные права. Сотрудник, унизивший Баймаганбетова, уже осужден. Я ставлю задачу не­укоснительно соблюдать права человека. Ведь в нашей системе нет оснований для пыток. Это нужно, чтобы вынудить человека взять вину на себя при раскрытии преступлений. А к нам приходят люди уже с приговорами суда - какой смысл их пытать? Правда, есть факты злоупотребления со стороны сотрудников учреждений. Что касается системы в целом, мы стремимся снизить количество тюремного населения. Суды стали чаще применять меры, не связанные с лишением свободы. Вот результат - в 2000 году мы занимали третье место в мире по численности тюремного населения, сейчас - на 61-м. Анализ показал: за годы независимости около миллиона человек имели отношение к тюремной системе. И это на 17 миллионов населения! Наша республика в советское время была сплошной системой лагерей. Взять промышленные регионы - Восточный Казахстан и Караганду. Половина всех колоний и следственных изоляторов расположена в этих областях.
- Комитет ООН против пыток повторно рекомендовал Казахстану вывести из подчинения МВД не только колонии и СИЗО, но и изоляторы временного содержания. Международные эксперты утверждают: эти меры соответствовали бы международным нормам и, что немаловажно, ограничивали бы рвение сотрудников применять пытки и жестокое обращение к осужденным. Вы согласны с таким подходом?
- Во многих развитых странах пенитенциарная система - отдельное ведомство. Даже в некоторых странах СНГ. Это сделано, чтобы разделить уголовное преследование и исполнение наказания. В свое время идея передачи КУИС из МВД в Минюст была хорошей, но, к сожалению, реализовали ее неправильно. Из мест лишения свободы грузовиками вывозили оружие, нар­котики, все, что угодно - это слова главы государства, сказанные в парламенте страны. Сейчас систему вернули в МВД. Но чтобы не возникал конфликт интересов, ведь следствие и криминальная полиция тоже в составе министерства, наши обязанности четко прописаны в законе “Об органах внутренних дел РК”. Мы не орган уголовного преследования. Но опыт показывает: пока выводить систему из силового ведомства рано.
- Другими словами, вы считаете, что пенитенциарная система Казахстана не может стать сугубо гражданской организацией, как в ряде развитых стран, в число которых стремится попасть и наше государство, где вместо начальника колонии с погонами директор в штатском?
- Полицейского государства быть не должно. Наша страна стремительно развивается, со временем, может, и мы станем штатскими, и в будущем человек с ружьем должен будет уйти. Но, повторюсь, еще рано...
- Почему сотрудники СИЗО обривают человека, едва он переступил порог камеры? Разве стрижка как-то влияет на режим содержания? Ведь в данном случае нарушается презумпция невиновности, человек вынужден предстать в зале суда бритым. При том, что суд может оправдать подследственного либо применить наказание, не связанное с лишением свободы. Вы, наверное, видели телевизионный сюжет с экс-акимом Павлодарской области Ерланом АРЫНОМ, пышная шевелюра которого превратилась в короткий ежик. Если это делается из соображений гигиены, выходит, в СИЗО “отбывают наказание” клопы, тараканы, вши?
- При водворении в следственный изолятор только по желанию человека его могут побрить наголо. Ведь СИЗО - это еще не приговор. Человек может получить условный срок, его могут оправдать. Либо следствие вину не докажет. Когда осужденный попадает в колонию, там необходимо носить короткую стрижку. Я уже дал указание во все СИЗО прекратить оболванивать подследственных. Кто проигнорирует мою команду - будет строго наказан.
- Некоторые правозащитники говорят, что должность председателя КУИС - самый быстрый и легкий путь к званию генерала. Вы согласны с этим?
- С точностью до наоборот. Звание генерала получить во всех структурах сложно, но почетно. Я офицер в третьем поколении, мой дед Бейсенбек в 30-е годы прошлого столетия получил образование в Академии права в Москве. Отец всю жизнь прослужил в правоохранительных органах в Восточном Казахстане. Я сам с 14 лет ношу погоны, которые надел в Суворовском училище. Работал в разных силовых структурах и со всей ответственностью заявляю: в КУИС сложнее получить звания, ордена и медали - рисков в службе предостаточно. Кроме тысячи подчиненных имеется многотысячная армия спецконтингента, от которого можно ожидать все, что угодно. Все хотят видеть наших сотрудников благородными, но стартовые возможности разные. Многие выпускники вузов хотят идти в следствие, дорожно-патрульную службу, таможню, КНБ и в прокуратуру. К вопросу о моих детях: два сына, получив западное образование, пошли в бизнес по стопам супруги. Хотя зарплата младшего больше, чем у меня, как-то он сказал: “Если бы я мог начать все сначала, надел бы погоны”...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Аскара КЕНЖИНА, Алматы - Астана

Из досье

-  Бауржан Бердалин родился 10.01.1959 г. в городе Серебрянске в Восточном Казахстане.
- Службу начал оперуполномоченным оперативно-режимной части учреждения ЛА-155/9 Главного управления исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ) МВД Казахской ССР.
- Дослужился до начальника управления по исполнению уголовных наказаний оперативно-режимной работы Главного управления уголовно-исполнительной системы МВД РК, откуда пересел в кресло замначальника Главного таможенного управления Минфина.
- Работал начальником управления Службы охраны президента РК, в 2011 году возглавил КУИС МВД. Награжден орденом “Даңқ” ІІ степени, различными медалями.

Цифры в тему

Сегодня 36 тысяч человек отбывают наказание. Трудоспособными признаны 20 тысяч, из которых 12 тысяч работают и получают зарплату. На сезонных стройках, например, зарплата до 140-150 тысяч тенге в месяц, на других производствах чуть меньше.

Окончание в следующем номере.

Поделиться
Класснуть

Свежее