11897

Испытание чувств

Алматинец Руслан ФАФЕНГУТ ради любви к своей девушке Ираде сознательно пошел на особо тяжкое преступление: стал курьером наркокартеля, попался на контрабанде героина в Китае, где был приговорен к расстрелу. Но случилось чудо: смертную казнь ему заменили на пожизненное лишение свободы, потом (уже за хорошее поведение) вынесли новый приговор - 19 лет в китайском трудовом лагере.

При активном содействии Генеральной прокуратуры Казахстана Руслана экстрадировали на родину, где он получил еще меньший срок - 15 лет. Но злой рок продолжает преследовать парня и теперь. Фафенгута не выпускают из колонии досрочно - суд считает, что нет доказательств его исправления, хотя администрация и прокуратура чуть ли не с пеной у рта пытаются убедить судью в том, что помазанный зеленкой (так на сленге называют приговоренных к расстрелу зеков) заключенный никакой угрозы для общества не представляет.

Руслан начал подрабатывать еще со студенческой скамьи: трудился оператором на алматинской водонасос­ной станции, позже устроился в элитный отель - парень в совершенстве владеет английским языком. Там Фафенгут познакомился с работниками одной авиакомпании, и после получения диплома его приняли туда бортпроводником. Около года Руслан летал, но на очередной медкомиссии в почках обнаружили камни и выявили гепатит. Врачи сказали: допуск к полетам возможен только после хирургического удаления камней. Но его мама не согласилась на операцию, и 22-летний Руслан перешел в наземную службу Алматинского аэропорта - занимался оформлением билетов и багажа.
На последнем курсе он познакомился с Ирадой. Три года романтических отношений пролетели незаметно. Молодые жили в гражданском браке и собирались сыграть свадьбу, но однажды…
Ирада показала Руслану дорогой смартфон и сообщила: она сильно его любит, но родители выдают ее замуж за дальнего родственника по национальным традициям, а телефон - подарок жениха. Свадьба была назначена на 23 апреля 2005 года. Руслан не мог дарить возлюб­ленной дорогие подарки - получая 50 тысяч тенге и будучи старшим в семье, он помогал двоим младшим братьям оплачивать учебу.
Руслан искал любые способы заработать много денег и сразу. Как-то встретил школьного приятеля Сергея ТИЩЕНКО, парни разговорились. Оказалось, девушка Сергея вышла замуж за его близкого друга - военного офицера. Видимо, горе разлуки с любимыми и объ­единило парней. Однажды Сергей пришел к Руслану: мол, ты же знаешь английский, есть возможность заработать каждому по пять тысяч баксов - нужно в Китай перевезти драгоценности. Фафенгут сразу же согласился: он мечтал сорвать хороший куш, подарить любимой еще более крутой мобильник и повести в свадебный салон выбирать самое красивое подвенечное платье…
Из приговора народного суда провинции Юньнань КНР
“7 апреля 2005 года Сергей Тищенко и Руслан Фафенгут были задержаны с наркотиками при переходе через Муканский пропускной пункт. Обвиняемые сообщили суду: 24 марта они перешли границу через Хоргос и в провинции Юньнань встретили мужчину по имени Боря. Он попросил их перевезти в Гуанчжоу партию наркотиков, пообещал заплатить каждому по 5 тысяч долларов США и дал на дорогу еще 7 тысяч юаней. Каждый проглотил по 200 пластиковых контейнеров с героином... Суд полагает: обвиняемые пренебрегли законами Китая и в целях получения незаконного дохода совершили преступление, за что оба приговариваются к смертной казни.
Председательствующий судья Тянь ЧЖЕНЬЮЙ, 20 октября 2005 года”.
Пока шло следствие и суд, родители Руслана сбились с ног в его поисках: в последний раз сын позвонил в конце марта, позже связь с ним пропала. Как выяснилось, все это время Фафенгут-младший сидел в китайской тюрьме в ожидании приговора. 23 октября сотрудники миграционной полиции ДВД Алматы позвонили Фафенгутам и сообщили: ваш сын приговорен к смерти в Китае за контрабанду героина.
Поехать к сыну у родителей не было денег. Но друзья Руслана собрали 350 долларов, его двоюродный брат дал столько же, начальник наземной службы Алматинского аэропорта привез еще несколько сотен “зеленых”, и коллеги его отца скинулись, кто сколько смог. Собрав четыре тысячи долларов и взяв с собой переводчика, родители Руслана вылетели на юг Китая.
- Увидев сына в желтой жилетке смертника, я едва не потеряла рассудок, - со слезами вспоминает Валентина Фафенгут. - Нам дали всего несколько минут, я подержала Руслана за руки, и его тут же увели в камеру. Мы вернулись в Алматы, и я начала писать во все инстанции: в наше посольство в Китае, в центральный аппарат МИДа, в Генпрокуратуру…
Два долгих года Фафенгут-младший просидел в китайской тюрьме в ожидании расстрела. Каждый раз, когда открывалась дверь его камеры, парень невольно вздрагивал, опасаясь услышать свою фамилию: за это время расстреляли шестерых его сокамерников. Но судьба уберегла Руслана: в 2008 году суд посчитал, что смертник “своим законопослушным поведением за время отбывания наказания доказал свое исправление” - расстрел заменили на пожизненное лишение свободы. Но его родители об этом еще не знали.
- Я продолжала писать, звонила в наше посольство в Китае, просила их узнать о судьбе сына, умоляла сообщить, когда его расстреляют, и молила наших дипломатов помочь забрать его тело. Некоторые сотрудники МИДа прямо говорили: мол, нужно было достойно сына воспитывать… Это позже сын рассказал, как втянулся в эту наркокартель, как ему обещали выкупить из тюрьмы, если они попадутся… Однажды из посольства пришло письмо: смертный приговор заменили на пожизненное. В конверте была его фотография в синей робе -
оказывается, такую одежду в китайской тюрьме выдают осужденным пожизненно, - продолжает Валентина Степановна.
Узнав о новом приговоре, родители, взяв кредит, полетели к сыну. На этот раз в тюрьму вместе с ними поехали и наши дипломаты. Свидание было длительным, и вертухаи китайской колонии разрешили родителям сфотографироваться с Русланом в тюремном коридоре.
Еще одно чудо случилось три года спустя: администрация тюрьмы и суд посчитали, что Руслан доказал свое послушное поведение, и пожизненный срок заменили на 19 лет лагеря.
Валентина Фафенгут в одиночку боролась за сына, продолжая обивать пороги нашего МИДа и Генпрокуратуры. И мольбы матери услышали: при активном содействии главного надзорного органа Казахстана Руслана экстрадировали на родину летом 2015 года.
- Хочу сказать материнское спасибо девушке по имени Молдир из Генеральной прокуратуры: она отвечала на мои письма, потом мы начали созваниваться, и я поняла, сколько стараний необходимо приложить, чтобы добиться экстрадиции, - рассказывает Валентина Фафенгут. - Наркопреступления в Китае относятся к особо тяжким преступлениям, и редко кому удается избежать расстрела. Руслан родился под счастливой звездой. Или Бог его хранит… Однажды Молдир позвонила мне: “Валентина Степановна, вашего сына привезут в Алматы 28 августа 2015 года”.
В этот день она приехала в аэропорт, но увидеть сына не удалось: конвой вывел его через служебный вход и этапировал в следственный изолятор. Увидела сына она в начале сентября, когда в Турксибском районном суде ему вынесли новый приговор - 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества (правда, с учетом отбытого в Китае наказания Фафенгуту оставалось сидеть 5 лет) - и Руслана собирались этапировать в колонию поселка Заречный Алматинской области. Мать купила ему одежду, белье, продукты и целую коробку книг.
- Я несколько раз отправляла ему посылки в китайскую тюрьму. Сын просил книги по эзотерике, психологии, увлекся там поэзией и целую общую тетрадь стихами исписал. Там же выучил китайский язык, значительно усовершенствовал английский. До сих пор жалею, что не взяла кредит на оплату услуг хорошего адвоката. В Турксибском суде его интересы представляла государственный адвокат. Она оказалась моей одноклассницей. Я заплатила за ордер 30 тысяч тенге и после оглашения приговора попросила ее написать апелляционную жалобу. Но адвокат заявила: “Радуйся, что не расстрел. Я не буду позориться и писать жалобу...” Пока я приходила в себя, оказывается, пропустила сроки обжалования приговора… - вздыхает Валентина Степановна.
В колонии Руслан показал себя с хорошей стороны, и администрация в апреле этого года написала ходатайство о его досрочном освобождении. Но суд отказал, сославшись на то, что у осужденного мало поощрений, да и вообще он недостаточно долго отсидел (хотя к тому времени он чалился в общей сложности почти 11 лет).
Второе ходатайство начальство колонии подало к октябре, но и это прошение не было удовлетворено: судья Капшагайского горсуда Ж. ЕРКИНКЫЗЫ посчитала: “Фафенгут осужден за совершение особо тяжкого преступления, за период отбывания наказания имеет всего три поощрения, и оснований для удовлетворения ходатайства по УДО не имеется (хотя в его личном деле больше десятка различных поощрений, полученных еще в китайской тюрьме, там его считали активистом перевоспитания, подчиняющимся закону и надзору, осужденным, сверх нормы выполняющим производственные задачи и получившим отличные баллы)”.
Тут уж не выдержали прокуроры и внесли частный протест в Алматинский областной суд.
Из частного протеста прокурора управления облпрокуратуры К. МЫРЗАХАНА
“Суд не вправе отказывать по мотивам, не предусмотренным законом. Администрацией учреждения ЛА 155/8 осужденному Фафенгуту присвоена третья положительная степень поведения с возможностью освободиться по УДО. Фафенгут добросовестно относится к труду, ведет себя примерно, порученную работу выполняет добросовестно. Принимает активное участие в воспитательных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Однако суд необоснованно отказал в УДО, что негативно влияет на осужденных, доказавших свое исправление. Кроме того, у суда отсутствовали основания для отказа в УДО осужденному Фафенгуту...”
В частном протесте г-н Мырзахан просил отменить решение суда первой инстанции и выпустить Руслана Фафенгута условно-досрочно. Но вышестоящий суд не только поддержал своего коллегу из Капшагая, оставив решение г-жи Еркинкызы без изменения. В постановлении Алматинского областного суда помимо прочего говорится: “Суд учитывает характер совершенного им преступления - перемещение наркотических средств через границу Казахстана в особо крупном размере, тем самым ПОДРЫВАЯ АВТОРИТЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (выделено мной. - Т. К.)”.
- Я очень хочу понять, как мой сын подорвал авторитет страны. Но, к сожалению, в областном суде разговаривать со мной на эту тему даже не стали, - разводит руками Валентина Фафенгут.

Вместо P.S. Будто чувствуя неладное, Ирада отменила свою свадьбу, запланированную на 23 апреля 2005 года. Позже ее все-таки выдали замуж, но меньше чем за год она, родив дочь, развелась. Узнав про экстрадицию Руслана, Ирада несколько дней обивала пороги алматинского СИЗО, но в свидании ей отказали - не является близкой родственницей. Хотела поехать в Заречный, но родители девушки, узнав об этом, тут же купили ей билет в Турцию, а позже и вовсе оформили документы на ПМЖ на исторической родине. Может, это просто случайность, но, когда 16 сентября 2015 года Руслана увозили в колонию, Ирада вылетела в Турцию...

Тохнияз КУЧУКОВ,  Алматы

Поделиться
Класснуть