1737

Волна недовольства

В Караганде завели уголовное дело, касающееся позапрошлогодних паводков

После заседания выездной коллегии Генеральной прокуратуры в Караганде (см. “Возбуждать надо!”, “Время” от 14.2.2017 г.) заметно обострились взаимоотношения между местными чиновниками и несколькими бизнесменами, которые участвовали в восстановлении ранее пострадавших от паводков поселков. Некоторые предприниматели считают, что представители власти откровенно кинули их по деньгам. И теперь надеются, что прокуроры помогут им обрести то, что, по их мнению, было недополучено. Однако чиновники уверены: распределение выделенных из республиканского бюджета средств прошло без каких-либо нарушений. И считают, что сотрудники надзорного ведомства, не разобравшись до конца в ситуации, поспешили с громкими заявлениями. 

Сразу хотим отметить, что до заседания выездной коллегии Генпрокуратуры в шахтерской столице открытого недовольства со стороны предпринимателей не наблюдалось. Исключением, пожалуй, можно назвать случай Натальи КОБЗЕВОЙ, которая еще полтора года назад выступила с резкой критикой в отношении акиматчиков. Тогда бизнес-леди жаловалась на то, что чиновники вздумали штрафовать подрядчиков за якобы не вовремя сданные объекты, хотя в свежеотстроенных домах уже вовсю обитали ранее лишившиеся крова сельчане. И в тот же период от нее впервые стало известно, что откликнувшимся на чужую беду строителям выплатят суммы, оказавшиеся ниже изначально обещанных (см. “Социальный обман”, “Время” от 27.10.2015 г.).
Вот на этот нюанс недавно и обратил внимание генпрокурора начальник управления 10-го департамента надзорного ведомства Ержан ЕРАЛИЕВ.
- Сначала (чиновники. - И. М.) обещают заплатить, а потом кидают! Помните паводки в 2015 году? Выручили бизнесмены: по просьбе акимата строили дома пострадавшим. Им обещали выплатить по 150 тысяч тенге за квадратный метр жилья. Но когда дело дошло до договора, акимат снизил цену до 90 тысяч. Хотя некоторым акимат все же выплатил по 150 тысяч. Опять избирательный подход! - заявил Ержан Ералиев.
На что глава Генпрокуратуры Жакип АСАНОВ велел подчиненным заняться поиском конкретного виновного лица и зарегистрировать уголовное дело, чтобы разобраться с тем, как распределялись бюджетные средства. Эти слова воодушевили нескольких карагандинских предпринимателей, которые тут же принялись жаловаться в местных СМИ на чиновников.
- В поселках еще вода стояла, а мы пошли строить. Строители стали вкладывать свои средства. Кто-то даже кредиты брал, - рассказала журналистам директор областной Ассоциации застройщиков Найля КАИРБЕКОВА. - Строительство началось в конце апреля и продолжалось до октября. Стройка шла, а денег не было. Первый миллиард поступил только в конце июля. К этому времени некоторые дома уже были отстроены. Компании, которые первыми сдавали дома, получили за них оплату по сметной стоимости (средняя цена составляла 150 тысяч тенге за квадратный метр. - И. М.). Остальным велели ждать. А когда дошло дело до заключения договоров, чиновники прописали в них цену в 90 тысяч. В результате компании понесли миллионные убытки.
В ближайшее время сразу восемь фирм намерены попытаться взыскать эти убытки через суд с акимата Бухар-Жырауского района, где больше всего возводилось нового жилья.
Между тем представители власти считают, что прокуроры поторопились с выводами о возможной незаконности действий акимата и ненароком подпитали предпринимателей напрасными иллюзиями.
Как рассказали руководитель областного управления строительства Бауржан ИСАБАЕВ (на снимке) и его коллеги из Бухар-Жырауского района Ниязбек БИСЕНБАЕВ и Руслан НУРМУХАМБЕТОВ, недопонимание возникло из-за того, что из госказны поступило два разных транша. Первый из них был выделен по поручению президента. В качестве администратора бюджетной программы выступило МВД. Деньги в размере 949 миллионов 252 тысяч тенге предназначались на ликвидацию ЧС. По данному траншу была рассчитана средняя сметная стоимость квадратного метра жилья - 150 тысяч тенге. В итоге в эксплуатацию были введены 79 домов общей площадью 6,1 тысячи квадратов.
- Затем мы подали в правительство заявку на выделение средств из расчета по той же сметной стоимости. Планировали получить 3,7 миллиарда тенге. Однако из республиканского бюджета теперь уже на ликвидацию последствий ЧС нам по линии МНЭ дали только 2,10 миллиарда. Потому что по действующей на тот момент госпрограмме из бюджета не могло выделяться более 90 тысяч тенге за квадратный метр жилья, - поясняет Бауржан Исабаев. - Нам вообще хотели выдать средства исходя из расчета 80 тысяч за квадрат. Но нам удалось выбить максимально возможную сумму. И мы при таких обстоятельствах никак не могли заключить с предпринимателями договоры по более высоким ценам. Хотя со всем удовольствием пошли бы на это, если бы была возможность.
- Главным образом недовольство в среде подрядчиков возникло из-за того, что некоторым из них государство заплатило более высокую цену. Вероятно, могли возникнуть подозрения в коррупционной составляющей отбора: почему кому-то досталось больше, а кому-то меньше?
- Изначально можно было бы взять одну большую организацию и отдать ей весь объем строительных работ. Но времена кризисные, и мы решили привлечь к работам 70 подрядных организаций. Те, кто получил по 150 тысяч за квадрат, первыми зашли на объекты и начали строить дома за счет собственных средств. Им и достались деньги из первого транша. А тем, кто под второй транш попал, досталось по 90. Вот и все объяснение.
Чиновники отмечают, что на протяжении полутора лет предприниматели молчали, а активизировались лишь после выступлений представителей Генпрокуратуры. И считают, что вряд ли бизнесменам удастся найти какие-либо нарушения в действиях местных властей. Ведь Счетный комитет уже провел проверку и не обнаружил никаких левых движений. А особенно чиновников удивляет позиция некоторых выступивших в СМИ бизнесменов, считающих, что акимат в счет покрытия убытков может дать новые объемы в рамках грядущих госзаказов.
- Это же невозможно! Это коррупция в чистом виде! - возмущается Бауржан Исабаев.
К слову, если говорить о фактах, то за полтора года только один из 70 подрядчиков обращался в суд с иском, планируя добиться от акимата выплат из расчета 150 тысяч тенге за квадрат вместо полученных 90. Фемида отказала в удовлетворении его требований. Чиновники также обращают внимание на то обстоятельство, что на тот момент государственное жилье по всей стране строилось из расчета 90 тысяч тенге за квадратный метр. И строители не только брались за работу и извлекали прибыль, но даже делали скидки. Поэтому они считают сетования восстанавливавших пострадавшие от паводков поселки подрядчиков не вполне обоснованными.
- К тому же почему-то они не говорят, что власти помогали им с привлечением рабочей силы и выделением стройматериалов. К примеру, они бесплатно брали цемент, скальник, гипсокартон, поступившие от спонсоров, - говорит руководитель отдела строительства Бухар-Жырауского района Ниязбек Бисенбаев.
Впрочем, ситуация в противостоянии чиновников и предпринимателей все же не столь радужная. Как нам стало известно, по результатам проверки Генпрокуратуры по факту возможно допущенных сотрудниками Бухар-Жырауского акимата правонарушений было заведено уголовное дело. Причем сразу по двум статьям Уголовного кодекса: “злоупотребление должностными полномочиями” и “служебный подлог”. Материалы дела буквально в прошлый четверг были переданы в местный департамент Нацбюро по противодействию коррупции.
Речь идет о фирме Argil (“Арджил”), которая отстроила семь домов в селе Садовом.
- Моим клиентам сначала обещали оплату по сметной стоимости от 160 до 189 тысяч тенге за квадрат, - рассказывает представляющий интересы фирмы адвокат Мейрамгали МУРЗАЛИПОВ (на снимке). - Они взяли кредит в банке под залог своих активов и квартир. Начали строить. Затратили в общей сложности свыше 100 миллионов тенге. Потом предпринимателей стали “нагибать”, и обещанная сумма снизилась сначала до 143 тысяч тенге, а потом и до 90. В итоге мои клиенты смогли получить лишь 54 миллиона и из-за убытков теперь не могут погасить кредит.
По словам адвоката, представитель фирмы Argil подписал договор с акиматом, где говорилось о выплате из расчета 143 тысячи тенге за квадрат. Однако позже выяснилось, что в документе эта цифра изменилась до 90 тысяч.
- Сотрудники акимата, как мы полагаем, попросту заменили листы, где была прописана сумма. И это уже подтвердила экспертиза, на основании которой, собственно, прокуратура и завела уголовное дело, - подчеркивает Мейрамгали Мурзалипов.
В свою очередь руководитель отдела строительства Бухар-Жырауского района Ниязбек Бисенбаев считает, что произошло какое-то недоразумение. По его словам, фирме по электронной почте направлялся для ознакомления проект договора, в котором было прописано название другой организации. Позже директор Argil приехала в районный акимат с подписанным экземпляром, оставила его в отделе и, не дождавшись получения второго экземпляра, уехала.
- А теперь она утверждает, что произошла подмена листов, - говорит Ниязбек Бисенбаев. - Но мы бы в любом случае не смогли заключить договор на 143 тысячи! Только по 90, как и со всеми!
К слову, фирма Argil сейчас судится сразу с двумя акиматами - Бухар-Жырауским и города Темиртау. Как выяснилось, она разместила в своей гостинице эвакуированных во время паводка сельчан. Однако проплаты в размере 1,7 миллиона тенге от властей так и не дождалась. Гостиница по договору с акиматом Темиртау являлась эвакоприемочным пунктом. Но чиновники из города металлургов рассудили, что раз эвакуированные люди прибыли из другого района, то тот район и должен оплачивать услуги.
Мы будем следить за дальнейшим развитием событий и расскажем читателям, чем закончится чиновничье-предпринимательское противостояние.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть