4756

Детский крик

51-летний мужчина избил ребенка в стенах школы. Инцидент произошел в школе имени Адамбаева в селе Саудакент Сарысуского района. Жестокую расправу над пятиклассником, после которой тот оказался на больничной койке, учинил не кто-нибудь, а председатель родительского комитета школы, он же член общественного совета при райакимате, начальник сельской метеостанции Нуржан ЕСМАХАНОВ.

- В тот день, 30 января, я, как обычно, находилась в вестибюле, - рассказывает школьный вахтер Фатима АМИРБЕКОВА. - Было примерно 17.30, еще шли уроки. Вдруг в дверях показался Нуржан Есмаханов. Я-то его знаю, он председатель родительского комитета нашей школы и часто здесь бывает. Но тут он даже не поздоровался, пролетел мимо меня, я не успела его записать. А минут через десять услышала пронзительный детский крик.
Я беседую с членами педколлектива, которые оказались невольными свидетелями инцидента. Все потрясены случившимся.
- Как ни тяжело мне об этом говорить, но это произошло во время моего урока, - вступает в диалог учитель физкультуры Максат СЕРИКОВ. - Мы уже заканчивали занятие, и я объявил построение. Дети встали в шеренгу. В этот момент в спортзал заглянул Нуржан Есмаханов и попросил отпустить с урока Алмата КАЗЫБЕКА. Я разрешил. Но через пару минут какое-то чувство меня подтолкнуло выйти посмотреть. Заглянул в теннисный зал и увидел страшную картину: Есмаханов нещадно избивал мальчика: руками бил по голове, пинал и при этом грязно ругался. Я крикнул: “Что вы творите!” - и бросился ребенку на подмогу. Но Есмаханов его не отпускал. “На колени! - приказал он ребенку. - Встань на колени и проси прощения!” Мальчик встал на колени. “Нуржан-ага, - говорит, - простите, я больше не буду…” А сам плачет навзрыд. А рядом стоял сын Нуржана. Молча стоял…
- Максат, а вы имели право отпускать ребенка с урока? - задаю вопрос собеседнику.
- Конечно, не имел, - вздыхает педагог. - Но мне тогда и в голову не пришло, что председатель родительского комитета школы отпрашивает ребенка, чтобы его избить.
Вот так все это происходило, по словам очевидцев. Встретиться с педагогами меня попросил отец пострадавшего мальчика Ардак ЕЛИБАЕВ. Дело в том, что прошло уже больше месяца после этого ужасного случая, а буян, учинивший самосуд ребенку, не понес никакого наказания. Все дело, по мнению Ардака, в личности Есмаханова, который всех обращает в трепет.
- Он, может, уже и с врачами переговорил, иначе почему они моего ребенка не лечат? - рассказывал Ардак. - И с полицией, наверное, навел мосты! Ведь они уже на второй день после случившегося передали дело в суд. Я хоть и простой человек, но понимаю, что прежде должно было состояться следствие. Но ребенок был еще на больничной койке, а полиция уже открестилась от этого дела, велев нам самим обратиться в суд с жалобой в порядке частного обвинения. Пришлось нам нанимать адвоката из областного центра, а еще просим газету “Время” предать огласке этот случай, потому что самим нам здесь, похоже, справедливости не найти!
Ардак попросил непременно выслушать его сына. Из рассказа школьника мы и узнали, что вызвало приступ ярости со стороны взрослого дядечки. Оказывается, причиной стал фингал, который поставил пятиклассник сыну Нуржана Есмаханова, семикласснику. Дети играли, кто-то кого-то толкнул, кто-то кому-то дал сдачи, потом у семиклассника появился синяк под глазом. И… “ответка” со стороны его отца.
- А через три дня к нам на урок физкультуры пришел Нуржан-ага, вызвал меня из спортзала, - рассказывает Алмат. - Я вышел. И он сразу стал меня бить по голове ладонью и кулаками. Потом схватил и швырнул на пол. Сказал: “Если ты сейчас не попросишь прощения на коленях, то я тебя и твоих родителей…” - и заматерился. Я испугался, заплакал и стал просить прощения, хотя и не знал, за что. Тут вмешался наш учитель физкультуры и меня спас. Но у меня заболела голова, и теперь в ней постоянно шумит…
Почему у Алмата шумит в голове - понятно. Врачи диагностировали у него сотрясение мозга - последствие черепно-мозговой травмы. Быстро такие вещи не проходят, и Алмату наверняка придется еще лечиться. Да и психологическую помощь ребенку не мешало бы получить. Вот только кто в Сарысуском районе ее окажет, если даже обычную медицинскую оказали с горем пополам. Гоняли родителей с ребенком из больницы в больницу, а в сельской клинике, в которой Алмат лежал последний раз, ему, по словам его отца, дали всего четыре таблетки. Но если там отсутствует детский невропатолог, который сейчас необходим Алмату, то зачем больного туда направлять? Этот риторический вопрос, несколько раз прозвучавший из уст Ардака Елибаева, заинтересовал и прокуратуру.
Между тем прокуратуре не мешало бы подключиться не только в медицинском вопросе. Сколько уже звучало деклараций наших чиновников, депутатов и правоохранителей о защите прав детей?! Но что же на деле? Мы имеем факт, когда на глазах у множества людей в госучреждении взрослый человек жестоко избивает несовершеннолетнего, а государство в лице его правоохранительного органа, в данном случае полиции, самоустраняется от отстаивания интересов ребенка, перекладывая бремя его защиты на плечи родителей, которые должны выступать заявителями в суде. Не странно ли? Это хорошо, что родители Алмата готовы бороться за свое чадо, но где гарантия, что в другом подобном случае какие-нибудь другие родители, не имея социального и материального ресурса, не махнут рукой?...
Мне непонятно и другое. За последние годы наш Уголовный кодекс столько раз реформировали, что в итоге из него напрочь исчезли статьи, которые бы защищали интересы пострадавшего от побоев ребенка. Не верите? А загляните в главу 2 “Уголовные правонарушения против семьи и несовершеннолетних”. И вы там ничего не найдете относительно нанесений телесных повреждений несовершеннолетнему. Нет там такой статьи.
Получается, преступления подобного рода в отношении детей регламентируются “взрослым” законодательством, но разве это правильно? Ведь ребенок не может ни убежать, ни ответить своему взрослому обидчику, он - жертва априори, и почему это не учтено в нашем законодательстве, трудно понять.
Кстати, о Есмаханове. Встретиться с ним, к сожалению, не удалось - на работе его не оказалось. Но информацию о нем мы получили от директора СШ имени Адамбаева Фариды ТУРСЫНБЕКОВОЙ. Мы задали ей простой вопрос: как человек с такими наклонностями может быть председателем родительского комитета?
- Его избрали еще до меня, - звучит ответ. - Я не так давно здесь директором работаю и не успела обновить родительский комитет. А Есмаханов, да, мне он показался высокомерным и где-то даже агрессивным. Когда в тот вечер мы пригласили его в школу, чтобы поговорить о случившемся, он вошел со словами, произнесенными начальственным тоном: “Что тут у вас происходит?” - “Так вы же ребенка избили!” - “А вы докажите! Представьте аудиозапись и фотосъемку! А не докажете, тогда я вам покажу!”

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область

Поделиться
Класснуть