2986

Адский рейс

В чудовищном происшествии на автотрассе в Актюбинской области в пассажирском автобусе за считанные минуты практически заживо сгорели 52 гражданина Узбекистана. Пятеро выживших пребывают в глубоком шоке. Казахстанские власти заняты как судмедэкспертизой и выявлением причин случившегося, так и отправкой тел в соседнюю республику. В этом им помогают прибывшие оттуда члены правительственной комиссии. Свои соболезнования семьям погибших выразили не только президенты Казахстана и Узбекистана, но и главы ряда иностранных государств.

Двухэтажный автобус, в котором находились 57 человек, отправился в путь из Южного Казахстана вечером 17 января. Люди направлялись в Россию на заработки. Однако в 10.30 18 января в нескольких километрах от поселка Калыбай Иргизского района Актюбинской области транспорт внезапно охватило пламя. За считанные мгновения автобус сгорел практически дотла.
Спастись успели лишь пять человек. Это 33-летний Максат ПЕРНЕБЕК, 50-летний Нуржан КЫРГЫЗБАЕВ и 40-летний Барат ТАНАТАРОВ - все они жители Южно-Казахстанской области. А также двое граждан Узбекистана: 30-летний Ахрор ИСАКОВ и 38-летний Исроилджан МЫРЗАХМЕТОВ.
Их доставили в Актобе к шести часам вечера минувшего четверга. Пациентов планировали принять через приемный покой областной БСМП, для чего медики срочно подготовили каталки и выставили их у подъездных путей. Однако пострадавших, минуя журналистов, державших наготове фотоаппараты и видеокамеры, завезли в медучреждение через другие двери. Разместили в реанимации, куда сразу же один за другим прибыли представители КНБ, надзорных органов и полиции.

- У граждан Узбекистана диагностированы термические ожоги левой части кисти, а также отравление угарным газом у всех пострадавших, - сообщил вышедший к журналистам главный врач областной БСМП Рахымжан АРЫСТАН. - В пятницу они предположительно будут переведены на амбулаторное лечение.
Следом к пострадавшим зашли переводчик, владеющий узбекским языком, а также пятеро опытных психологов.
- Пострадавшие отходят от шока постепенно. Мы понимаем: сколько бы мы ни сопровождали их психологически, им надо пережить эту трагедию. Ведь столько людей погибло у них на глазах... Надо с ними разговаривать, у них сильный эмоциональный стресс, - рассказала позже руководитель отдела социально-психологической поддержки регионального медуниверситета Жанна КАДЫРОВА. - Мы разговаривали с ними на казахском и русском языках. У одного узбекистанца в огне заживо сгорел родственник...
Стражи порядка, которые находились рядом с пострадавшими, с комментариями не спешили. Однако собравшимся у реанимации БСМП журналистам республиканских СМИ удалось расслышать разговор одного из сотрудников правоохранительных органов. По мобильному телефону он докладывал, что “пострадавшие опознали только 22 пассажира по фотографиям, остальных вспомнить не могут”.
Между тем местные госструктуры отличились глубоким молчанием. Областной акимат в день трагедии решил проинформировать о ней общественность через СМИ лишь ближе к вечеру. Журналистам пришлось самостоятельно добывать информацию, прорываясь в больницы, структуры по ЧС и другие организации. В результате неудивительно, что в таком информационном вакууме привлекло внимание высказывание сотрудника областного управления внутренней политики Виталия СИНЁВА о возможной причине пожара: ею могло стать короткое замыкание электропроводки автобуса. При этом он предположил, что в автобусе могли везти запас топлива, чтобы не заправляться в пути. Согласно этой версии огонь мгновенно охватил весь автобус, а боковая дверь оказалась заблокированной...
Однако облакимат позже разослал пресс-релиз, в котором попросил журналистов воздержаться от распространения непроверенных данных: “...информация, озвученная сотрудником управления внутренней политики Виталием Синёвым касательно короткого замыкания и блокировки дверей автобуса, является недостоверной. Версии Синёва являются его личным предположением и не могут считаться официальной информацией”.
- Синёву будет объявлено замечание, - была краткой руководитель управления внутренней политики Булбул ЕЛЕУСИНОВА.
Некую толику ясности в ситуацию с происшествием уже ближе к полуночи четверга внес на кратком пресс-брифинге вице-министр внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ. По его словам, визуально идентифицировать тела будут в морге Актобе, к расследованию привлечены высококлассные специалисты.
- Хотел бы особо отметить, что там не было дорожно-транспортного происшествия. Автобус стоял на проезжей части в нормальном, технически исправном состоянии. Никаких криминальных последствий мы не видим. То есть это, скорее всего, был несчастный случай. Это подтверждается предварительными показаниями пяти выживших. Все они утверждают, что пожар начался в салоне автомашины, - заявил Ерлан Тургумбаев. - Вначале пошел едкий дым, из-за чего многие получили отравление, что является первой причиной, почему многие не спаслись. И второе - когда открылась дверь, был доступ кислорода, и автобус вспыхнул изнутри. Это не дало возможности выскочить пассажирам из салона. Кроме этого было очень много багажа внутри. Автобус был двухэтажный, люди находились на втором этаже, багаж - на первом. Багаж полностью сгорел. То есть были возгорание и пламя.
Тела погибших из сгоревшего автобуса извлекали по одному. Для доставки тел в областной центр местные власти выделили два транспорта.
Вчера в Актобе прибыла правительственная делегация Узбекистана во главе с министром по ЧС Рустамом ДЖУРАЕВЫМ.
Тем временем казахстанские эксперты совместно с коллегами из Узбекистана в круглосуточном режиме проводили судебно-медицинскую экспертизу.
- Надеемся, что вот эти все следственные мероприятия, которые необходимо провести, будут проведены оперативно и в срок. И мы сможем при содействии казах­станской стороны решить все необходимые вопросы для того, чтобы пострадавшие и тела погибших были доставлены своевременно на родину, - сказал советник посольства Узбекистана в Казах­стане Тимур РАХИМОВ.
К моменту написания этих строк удалось установить личности 32 погибших. Для опознания остальных, возможно, потребуется ДНК-экспертиза, которую, скорее всего, будут проводить в Узбекистане.

Наша справка:

- Владельцем сгоревшего автобуса марки kassbohrer setra (госномер Х335РСМ) 1989 года выпуска и вместимостью 59 человек является 45-летний житель Шымкента Ордухан Сабироглы МЕХТИЕВ. Он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.10.2009 года.
- Автобус проходил техосмотр последний раз 17 августа 2015 года. Обследование транспортного средства проводилось шымкентским ИП “Искаков Н. Е.”. Срок техосмотра истек 17 февраля 2016 года.
- Лицензия на нерегулярные пассажирские перевозки у Мехтиева отсутствует. Перевозки предположительно осуществлялись на основании договора аренды с ТОО “Азия транзит сервис”.
- Согласно данным статотчетности за Мехтиевым числятся еще как минимум два автобуса марки kassbohrer с госномерами 232EYA13 и X287YZM.

Антон МОЛДИН, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ и из социальных сетей, Актобе

Когда верстался номер

Пресс-служба МВД опубликовала предварительную версию возгорания автобуса в Актюбинской области, в котором погибли 52 человека:
“На месте трагедии работают следственно-оперативная группа и пожарная лаборатория, которые занимаются установлением причины и выясняют обстоятельства случившейся трагедии. Предварительная версия - это пользование бензиновым источником открытого огня в салоне автобуса, которая подтверждается показаниями водителей и пассажиров. Версии криминального характера и дорожно-транспортного происшествия полностью исключаются. Для полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 345 УК (“нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц”).

Список погибших граждан Узбекистана, которые были опознаны к вчерашнему вечеру:

1. Мадрахимов Хамидулла (05.12.1986 г. р.)
2. Сулайманов Зайниддин (12.10.89 г. р.)
3. Мамадалиев Мамуржон (01.09.92 г. р.)
4. Нишанов Отабек (16.10.90 г. р.)
5. Хошимбоев Нурмухаммад (27.05.97 г. р.)
6. Умаралиев Солижон (13.08.95 г. р.)
7. Кучкаров Элмурод (10.06.96 г. р.)
8. Мирсаидов Мирзохид Миркомилович (30.08.81 г. р.)
9. Юлчибаев Комилжон Каримжонович (10.10.80 г. р.)
10. Хамраев Иброхимжон (21.05.76 г. р.)
11. Хамраев Иброхим (20.09.84 г. р.)
12. Эсанов Абдувохид Абдуразакович (15.03.79 г. р.)
13. Имомадиев Вохидхон (10.07.87 г. р.)
14. Мадрахимов Хабибулло (13.02.91 г. р.)
15. Абдумуминов Кахрамон (16.12.94 г. р.)
16. Валиев Мухаммадризо Бокибой угли (31.10.96 г. р.)
17. Гофуров Абдулатиф (03.10.77 г. р.)
18. Зарипов Ахмаджон Икромович (25.01.80 г. р.)
19. Зокиров Шохрух (15.02.97 г. р.)
20. Муродиллаев Баходир Акбарали угли (17.07.98 г. р.)
21. Мурсаитов Миркомил Мурабдуллаевич (04.04.75 г. р.)
22. Сулаймонов Олимжон Мухаммадалиевич (12.09.76 г. р.)
23. Хатамов Кахрамон (27.05.86 г. р.)
24. Хусниддинов Мухаммадин (02.12.98 г. р.)
25. Нишанов Акмолжон (28.04.96 г. р.)
26. Шакиров Масум Насритдинович (25.01.69 г. р.)
27. Абдуллажонов Исмоилжон Эгамбердиули (14.05.98 г. р.)
28. Назанов Зохид Анорбоевич (30.09.83 г. р.)
29. Назаров Мамъуржон Махмудович (27.02.84 г. р.)
30. Сотволдиев Алишер Абдураимович (14.08.76 г. р.)
31. Тураев Абдуназар Умаралиевич (10.03.80 г. р.)
32. Рахимов Омонулло Уктамжон угли (17.08.97 г. р.).

Поделиться
Класснуть