2583

ВИЧ-инфицированный иностранец, пребывающий в местах не столь отдаленных, сам того не осознавая, обнажил проблему, которая является головной болью не только арестантов, но и медиков, а также представителей пенитенциарной системы всего Казахстана. Законодательство нашей страны не допускает разглашения ВИЧ-статуса человека без его согласия вне зависимости от местонахождения и гражданства, поэтому мы не называем имени.

Итак, полтора года назад 40-летний гражданин Узбекистана на три года загремел за мошенничество в одну из зон Южного Казахстана. Казалось бы, ничего экстраординарного в этом нет. Ведь ежегодно около двух тысяч иностранцев оказываются за решеткой казахстанских тюрем. Причем большая часть из них - это граждане стран СНГ. Но эта история привлекла внимание тем, что мошенник из солнечного Узбекистана оказался носителем ВИЧ и нуждается в антиретровирусной терапии (АРТ). Без этой ежедневной медикаментозной поддержки вирус очень скоро убьет иммунную систему сидельца. Дальше беднягу ждет лишь Страшный суд. Осознавая это, арестант принялся отчаянно бороться за свою жизнь и здоровье. Тем более что другие сидельцы с аналогичным диагнозом на его глазах регулярно получают АРТ. Причем бесплатно. Закордонный мошенник написал письма с просьбой о помощи тюремному начальству, в областной СПИД-центр, а также обратился к правозащитникам в ОО “Южноказахстанская ассоциация юристов”. Они его выслушали и признали претензии обоснованными.

- Дополнение в Кодекс РК “О здоровье народа и системе здравоохранения”, вступившее в силу 1 января 2018 года, гласит: “Граж­данам, свобода которых ограничена, а также лицам, отбывающим наказание по приговору суда… медицинская помощь оказывается в порядке, определяемом органами уголовно-исполнительной системы по согласованию с уполномоченным органом”, - комментирует свою позицию руководитель ОО Райхан ХОБДАБЕРГЕНОВА (на снимке). - Согласно кодексу эти лица пользуются всеми правами при получении медпомощи. В Конституции нашей страны прописано, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в республике правами и свободами, установленными для граждан. В Уголовно-исполнительном кодексе РК указано, что эти лица имеют право на охрану здоровья и получение квалифицированной медпомощи в соответствии с казахстанским законодательством в области здравоохранения. Все это является основанием для предоставления ВИЧ-положительному иностранцу, отбывающему наказание в Казахстане, бесплатной АРТ-терапии. Отказ является дискриминацией осужденных, что запрещено законом.
Работая над заявлением узбекистанца, правозащитница нашла в тюрьмах и колониях южного региона еще двух ВИЧ-позитивных иностранцев. Когда стало понятно, что эта проблема носит глобальный характер, Хобдабергенова направила письмо начальнику департамента уголовно-исполнительной системы Южно-Казахстанской области (ДУИС) Адильбеку ДОС­МАГАМБЕТОВУ, в котором предложила незамедлительно начать АРТ-терапию осужденным иностранцам. В ДУИС решили не торопиться и направили запрос в областной СПИД-центр, требуя объяснений. Медики в свою очередь обратили внимание, что согласно последним поправкам в Кодекс о здоровье медпомощь осужденным оказывается в порядке, определяемом органами уголовно-исполнительной сис­темы, а значит, решать вопрос следует не врачам, а полковнику Досмагамбетову, его астанинскому начальству и только потом согласовывать его с Минздравом.
Вместе с тем медики действительно обеспокоены ситуацией. По их данным, в казахстанских тюрьмах, следственных изоляторах и других исправительных учреждениях сегодня находится 1161 ВИЧ-инфицированный человек. Сколько из них иностранцев, шымкентским врачам неизвестно. Ясно лишь, что все арестанты с положительным ВИЧ-статусом нуж­даются в АРТ-терапии, за которую, кстати, платят казахстанские налогоплательщики. В среднем лечение одного ВИЧ-позитивного пациента обходится государству в 600 тысяч тенге в год.

- Кодекс о здоровье и Конституция, а также другие официальные документы говорят, что мы обязаны предоставлять гарантированный объем бесплатной медпомощи, в том числе и антиретровирусную терапию, гражданам нашей страны, оралманам и иностранцам, постоянно проживающим на территории Казахстана, - поясняет главный врач областного СПИД-центра Талгарбек МЕЙРХАНОВ (на снимке). - Осуж­денные, за которых ходатайствует Хобдабергенова, к данным категориям не относятся. У них статус временно пребывающих в РК, и они вправе рассчитывать на бесплатную медпомощь, только если заболеют одним из заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечне Минздрава таких болезней 19, и ВИЧ в нем, к сожалению, нет.
Врачи прекрасно понимают, чем эта ситуация может аукнуться. Последние лет десять им удавалось не допустить внутритюремного заражения ВИЧ. В прошлом году в области был зафиксирован первый случай инфицирования, произошедший в местах заключения. Нет, ни один из иностранных сидельцев в этот раз не был источником заражения. Однако от этого проблема не становится меньше.
- Полагая, что государство, граж­данами которого они являются, попытается облегчить их участь, мы написали письмо послу, - рассказывает Райхан Хобдабергенова. - Предложили либо обеспечить их лекарствами, либо экстрадировать на родину. Но ответа до сих пор не получили.
У правозащитницы есть опасения, что молчанка затянется. Практика показывает, что соседи неохотно забирают земляков, совершивших преступления в Казахстане, для отбывания наказания на родной земле. Что уж говорить о ВИЧ-инфицированных заключенных?
Между тем содержание одного арестанта вне зависимости от его гражданства обходится казахстанской казне около 700 тысяч тенге в год. Если умножить эту цифру на количество иностранцев, обитающих в наших тюрьмах, да еще прибавить суммы, необходимые на их лечение, цифра получится колоссальной.
Однако и это еще не все. Ежегодно в шымкентском СПИД-центре выявляют ВИЧ у двух, а то и у десяти жительниц соседних государств. Опасный вирус обнаруживается в крови иностранок, вышедших замуж в Казахстане и ожидающих рождения малыша, в ходе обязательного обследования беременных. Для многих из них результат теста становится шоком.
- Они рыдают, молят за своих еще не рожденных детей, - рассказывает Талгарбек Мейрханов. - Просят назначить терапию, которая не даст заразить ребенка ВИЧ и позволит ему родиться здоровым. И как мне быть? Де-юре они все еще иностранки, а де-факто казахстанки, а уж их будущие дети тем более казахстанцы. Знаю, что, назначая им терапию, здорово рис­кую, но в конце концов люди же мы!
Отечественные сотрудники СПИД-центров давно поднимают этот вопрос на самом высоком уровне. Сегодня к ним подключились правозащитники. Однако окончательно проблема пока не решена. В прошлом году международная организация “Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией” запросила со всех регионов Казахстана статистику по ВИЧ-позитивным иностранцам, надолго, а может, и навсегда осевшим в Казахстане и не имеющим возможности оплачивать антиретровирусную терапию. На том дело и закончилось.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее