2120

Берегите женщин!

      В Казахстане около 500 женщин ежегодно погибают в результате бытового насилия. Об этом на прошедшей вчера в Алматы пресс-конференции, посвященной старту глобальной кампании “16 дней против насилия в отношении женщин”, сообщила президент общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” Маргарита УСКЕМБАЕВА (на снимке).

По данным ООН, по чьей инициативе с 25 ноября по 10 декабря проводится ежегодная акция “16 дней против насилия в отношении женщин”, каждая третья представительница прекрасного пола в мире хотя бы раз в жизни подвергалась физическому или сексуальному насилию. При этом психологи выделяют еще два вида насилия - это психологическое: угрозы, оскорбления, шантаж, тотальный контроль, а также экономическое, когда жертве запрещают работать, жестко контро­лируют ее расходы, выдают деньги на свое усмотрение и т. д. И если доказать физическое и сексуальное насилие в принципе несложно, то психологическое и экономическое насилие практически недоказуемы. Тем не менее, по словам старшего инспектора группы по защите женщин от насилия местной полицейской службы ДП Алматы Акботы АБЫЛКАСЫМОВОЙ, полиция обязана реагировать на каждое обращение. К счастью, сейчас законодательство предусматривает различные механизмы защиты женщин от бытового насилия.

- Благодаря профилактике у нас идет снижение преступлений в отношении женщин, - говорит майор Абылкасымова. - Например, по сравнению с прошлым годом оно снизилось на 10 процентов. Сейчас ситуация не такая, как 20 или даже 10 лет назад. Раньше, когда не было закона “О профилактике бытового насилия”, к нам обращалась женщина, мы насильника забирали и отпускали - ничего не могли сделать. А теперь у нас есть инструменты для защиты женщин от бытового насилия.
Прежде всего полицейские проводят с насильником профилактическую беседу, в ходе которой выясняются обстоятельства конфликта, а также разъясняются последствия подобного поведения. Следующим инструментом по защите от бытового насилия является предписание, вынести которое имеет право любой участковый инс­пектор. Оно представляет собой документ, запрещающий насильнику не только совершать бытовое насилие, но и каким-либо образом контактировать с жертвой без ее согласия: преследовать, писать, звонить и т.д.
Выносится защитное предписание сроком на 30 суток, в течение которых полиция осуществляет профилактический контроль за насильником, которого должны проверять не реже одного раза в неделю. Кроме того, суд вправе установить особые требования к лицу, совершившему бытовое насилие. Сюда относится запрет на какие-либо контакты без согласия жертвы, на приобретение, хранение, ношение и тем более использование любого оружия, употребление алкоголя, наркотиков и психотропных веществ, а в случае если насильник несовершеннолетний - на посещение определенных мест и выезд в другие местности без разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. В исключительных случаях суд также может на срок до 30 суток запретить лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в одной квартире с потерпевшим при наличии у этого лица другого жилья. Помимо этого закон предусматривает такие меры, как административное задержание и административное взыскание по статьям 73 (противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений), 73-1 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и 73-2 (побои) Кодекса РК об административных правонарушениях. Общественники, правда, недовольны декриминализацией преступлений в сфере бытового насилия, однако, по словам полицейских, это дало им возможность действовать оперативно и использовать меры административного воздействия на полную катушку.
Помимо этого есть и другие способы защиты от бытового насилия. Например, во всех крупных городах Казахстана действуют кризисные центры, работают телефоны доверия, с женщинами проводятся различные беседы, тренинги.
- Номер телефона доверия - 150, - говорит главный специалист отдела по работе с медико-социальными учреждениями управления занятости и социальных программ Алматы Магрипа ТОЛЕБАЕВА. - Он работает круглосуточно, бесплатно и анонимно. Также у нас в Алматы есть два кабинета, где оказывают психологические и юридические консультации, по адресу: Сейфуллина, 577, кабинеты 1 и 9.
Но если для женщин предусмотрены различные меры по защите от бытового насилия, то дети часто оказываются полностью беззащитны перед этим явлением. Дело в том, что несовершеннолетние не могут обращаться с заявлением в правоохранительные органы - за них это должны делать родители или законные представители. Из-за этого, говорят полицейские, им часто не удается привлечь к ответственности лиц, совершающих насилие в отношении детей.
- Насилие нередко совершают отчимы, - говорит инспектор по делам несовершеннолетних Гульмира КУРБАНБАЕВА. - Но матери иногда не хотят писать заявления на своих мужей или сожителей. Например, был случай, когда девочка подвергалась насилию со стороны мужа своей матери. Она пострадала при пожаре, у нее был шрам, и она была очень закомплексованной. А отчим воспользовался ее состоянием. Мы год держали это дело, но без разрешения матери мы не смогли ничего сделать. Девочка нам говорит одно, а при матери - другое. Говорит, боюсь маму, она угрожает: если скажешь - попадешь в детдом. У нас было два таких факта, и мы ничего не смогли сделать.
По мнению экспертов, в Казахстане необходимо снизить возрастную планку для обращения в правоохранительные органы и другие учреждения, в том числе медицинские. Ведь до сих пор, например, несовершеннолетняя девочка не может самостоятельно прийти на прием к гинекологу - врач обязан осматривать ее только в присутствии родителей. Отчасти поэтому, считают спикеры, мы сегодня имеем такие факты, когда девочки рожают детей в туалете, а затем выбрасывают их. Так неужели у ребенка нет никакой возможности себя защитить?
- Есть возможность, - говорит Маргарита Ускембаева. - В интересах ребенка может действовать школа. Был случай, когда мне звонили из школы и консультировались, что делать, если ребенок пришел весь в синяках. Я объяснила, как надо действовать, они вы­звали полицию, а полиция вызвала “скорую”. Его увезли в больницу, положили. Выяснилось, что мать алкоголичка, отец женился, и вместе с чужой женщиной бил мальчика. То есть ребенок был никому не нужен. Полиция занялась этим делом, мальчика из больницы перенаправили в Центр адаптации несовершеннолетних. Там ребенок может находиться до шести месяцев, после чего, в случае если родителей лишают родительских прав, его передают в детский дом. Вот такой порядок.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть