2630

Вертушка обстоятельств

Экипаж разбившегося в Кызылординской области вертолета Ми-8 сделал все возможное, чтобы не допустить разрушений на земле и жертв среди сельчан. Об этом вчера на пресс-конференции в столице рассказал главнокомандующий Силами воздушной обороны ВС Казахстана генерал-майор авиации Даурен КОСАНОВ.

Вертушка обстоятельств
Cтопкадр видео с места трагедии.

- Я тогда первым прибыл на место крушения... По первым признакам (разлету частей вертолета) и по словам очевидца, жителя села, который сказал, что “вертолет буквально надо мной пролетел и упал”, видно, что экипаж до конца, до последнего боролся за “живучесть” машины. Уводил вертолет, старался, чтобы не было никаких серьезных последствий на земле, в том числе и порчи крестьянского хозяйства. Я считаю, что наши ребята - герои! Все 13 человек, - подчеркнул Даурен Косанов.

По его словам, у трех членов экипажа были спасательные парашюты, но они не воспользовались ими, потому что у 10 человек личного состава, которых перебрасывали на учения, “парашютов не было, они для них не предусмотрены”.

Даурен КОСАНОВ.

Косанов также сообщил, что вертолет был технически исправен, а морально-психологическое состояние экипажа было в норме.

- Вертолет Ми-8 был произведен в 1988 году, прошел в 2014 году капитальный ремонт на 405-м авиаремонтном заводе города Алматы. Имеет ресурс 2000 часов налета (8 лет). На сегодня вертолет налетал 773 часа, технически машина была исправна, - сказал он.

Причина аварии пока неизвестна, сейчас проводится расследование с участием представителей 405-го авиаремонтного завода, главной военной прокуратуры и других.

Даурен Косанов не исключает ни одну из трех возможных причин катастрофы: отказ техники, человеческий фактор и погодные условия. Но влияние биоритмов на летчиков он категорически отмел.

- Какой-то специалист недавно сообщил, что необходимо биомагнитные исследования каждому летчику проводить. Да, в каком-то году нам пытались это ввести. По его подходам, невозможно будет тогда вообще летать никому, даже ходить! Я на себе апробировал, и в тот день я не должен был вообще из дома выходить. Я командир части, буду все время на эти биоритмы смотреть и лежать дома, что ли? Такие подходы невозможны! А если война будет? Мы что - тоже на биоритмы все будем смотреть?! Надо подходить грамотно! - не скрывал своего негодования генерал-майор перед журналистами.

Даурен Косанов подробно объяснил, почему в разбившемся вертолете находилось больше всего людей по сравнению с тремя остальными вертолетами, летевшими в одной цепочке.

По его словам, в первых двух вертолетах было по три члена летного экипажа, возглавляемых капитанами КИТАРОВЫМ и АНОШКИНЫМ. Оба летчики 3-го класса, которым запрещено перевозить воинские грузы и личный состав в мирное время, только в военное. Поэтому перевозили людей летчики 2-го класса: в разбившемся вертолете майора КОСТЫГОВА было три человека летного экипажа и 10 человек личного состава и в четвертом вертолете подполковника САГИЕВА - три члена экипажа и девять человек личного состава.

- Погибший майор Роман Костыгов имел уровень подготовки в 100 метров нижней границы при видимости 1 км. Перед ним летели два молодых капитана, группу замыкал подполковник Сагиев. Два опытных летчика со вторым классом - Костыгов и Сагиев, поэтому у них (на борту. - Т. Г.) личный состав сидел. Два капитана 3-го класса смогли пролететь. Я сомневаюсь, что летчик 2-го класса, инструктор, заместитель командира авиационной эскадрильи хуже летает, чем два молодых капитана. А они сели спокойно: один в Шымкенте, второго вернули обратно в Кызылорду, - рассказал Косанов. - Насчет метеоусловий: для вертолетов армейской авиации сложными метеоусловия являются при высоте ниже 200 метров. На период перелета высота нижней границы от Кызылорды и до Шымкента была 390-600 метров. Это не является для них сложными метеорологическими условиями.

минувшее воскресенье тела девяти человек из 13 погибших при крушении вертолета похоронили на малой родине. Тела четверых не смогли опознать, поэтому вчера с утра проводилась геномная экспертиза трупов в столичной лаборатории. Вечером их останки отправили двумя самолетами в Ушарал и Талдыкорган, в каждом по “два груза 200”...

Семьям погибших военнослужащих будет выплачена единовременная компенсация - зарплата в размере 5-летнего содержания. Семьи имеют также право на безвозмездную приватизацию служебного жилья. Им возместят все расходы по погребению и выплатят жилищные компенсации в зависимости от числа членов семьи.

егодня в армейской авиации состоят 15 вертолетов Ми-8, полеты на которых приостановлены до конца расследования. Большинство из них - 80-х годов выпуска. Срок эксплуатации составляет 35 лет.

- Я вам приведу пример. Мы эксплуатируем по техническому состоянию американский вертолет UH-1, выпущенный в 50-х годах. По документации - мы смотрели - он пришел с Вьетнамской войны. Мы регулярно проводим плановый кап­ремонт на заводе. Если самолет или вертолет технически дальше непригоден, его никто ремонтировать не будет.

Тут в комментариях многое пишут... Я просил бы у вас помощи довести до широкого читателя: у нас в казахстанской армии проводится плановое обновление, техника и Вооруженные силы боеспособны. Если вы отслеживаете, сейчас наша казахстанская армия стоит на 50-м месте из 136 стран по рейтингу Вооруженных сил! - обратился к СМИ генерал Косанов.

Напомним, 27 марта потерпел крушение военный вертолет Ми-8 в окрестностях поселка Жалагаш Кызылординской области. Вертолет совершал полет по маршруту Актау - Бейнеу - Крайний - Шымкент. В результате авиакатастрофы погибли 13 человек.

Тогжан ГАНИ, фото автора и с сайта nur.kz, Нур-Султан

Комментарий в тему

Ми-8 многое прощает...

Таньяр ШАРИПОВ, полковник запаса, с 1975 по 2012 год служил в военной авиации, имеет более 6500 часов налета на вертолетах класса Ми-8:

- Ми-8 - классический военный летательный аппарат, предназначенный для эксплуатации в любых погодных условиях. А когда он идет на высоте, погодные условия (дождь, ветер) на него критическим образом не влияют. Ведь остальные три вертолета звена, которые совершали перелет, благополучно выполнили поставленные задачи.

Относительно морального и физического устаревания техники: упавший вертолет, по информации Министерства обороны, прошел капитальный ремонт в 2014 году. Это значит, что гарантийный срок его эксплуатации истекает не ранее 2022 года. Кроме того, вертолет не выработал даже половины установленного после кап­ремонта моторесурса.

Учитывая достаточный опыт и квалификацию командира экипажа, человеческий фактор не должен был сыграть решающую роль в катастрофе. А по своему опыту могу сказать, что Ми-8 - очень надежный и простой в управлении вертолет. Он в эксплуатации, как говорят летчики, “многое прощает пилоту”.

В любом случае говорить об истинных причинах крушения вертолета сейчас преждевременно. Только имея на руках обоснованные выводы комиссии, можно предметно говорить о том, что стало причиной данного происшествия.

Поделиться
Класснуть