13296

По бразильскому сценарию

Главы из книги “Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане”

По бразильскому сценарию

Как в казахстанской столице преступники сделали подкоп под здание банка, чтобы сорвать миллионный куш

Дело с подкопом Цеснабанка вошло в анналы криминальной истории Казахстана как самое гениальное и в то же время самое провальное. Тоннель-то был прорыт очень грамотно, скрытно, по всем законам жанра, и даже было проникновение в само отделение банка. Но вот самого последнего акта - кражи денег - не произошло. Преступник ошибся и прорубил дыру в полу в соседнем от хранилища помещении. А именно в комнате для охраны, где были оружие и боеприпасы секьюрити. В ином случае Цеснабанк мог потерять 422 с лишним миллиона тенге.

История произошла в 2009 году. Двое жителей Астаны - братья Гаврилины, старший Михаил, 1977 года рождения, и Дмитрий, 1984 года рождения, - в один из дней решили украсть деньги в каком-нибудь банке. Обсудили и приметили филиал АО “Цеснабанк” по адресу: ул. Бейбитшилик, дом 43. Потом Михаил расскажет, что еще в 2005 году он увидел в новостях сюжет, как в бразильском городе Сан-Паулу была совершена кража в банке через подкоп. Тогда поймали исполнителей, а заказчики ушли. Вот братья и решили повторить “под­виг” заморских товарищей и сделать так же изящно и незаметно, по максимуму избежав разоблачения.

План был непростым: для начала Михаил летом 2008 года открыл в этом отделении сейфовую ячейку в депозитарии. Тем самым он получил доступ к помещениям в подвале, где отдельно содержатся ящики с ячейками. После он раздобыл подробную схему всех кабинетов. Вычислил помещение, где производилась инкассация всей наличности, к нему-то и стал примеряться, для того чтобы под ним сделать подкоп. Присмотрел гаражи за зданием банка во дворах, купил простой телефон и SIM-карту, развесил на этих же гаражах объявления об аренде одного из них, указав номер телефона. 4 августа 2008 года на него откликнулся жилец из соседнего дома, у которого был в собственности пустой гараж. Хозяин Марсель Булатов заставил Гаврилина заключить с ним официальный договор аренды. Правда, арендатор назвался Виктором Александровичем Перовым и даже показал удостоверение личности. На фото тот был похож на Михаила. Перов - Гаврилин тут же заплатил за четыре месяца вперед 80 000 тенге и забрал ключи у Булатова. С тех пор и начался непростой труд копателей.

Лестница и тоннель, ведущие к зданию банка (фото из уголовного дела).

По рассказу самого Михаила, он сначала продолбил ломом бетон в полу и стал копать яму глубиной в четыре метра, чтобы понять, есть ли в том месте грунтовые воды. Повезло. Воды там не было. Размер квадратной ямы был 90 на 90 сантиметров. Дальше арендатор-копатель позаботился о том, чтобы ему в гараж провели электричество, работать-то приходилось по ночам, чтобы не вызывать подозрений во дворе у соседей и знакомых, не меняя привычного графика своей жизни.

Для вывоза грунта ему нужен был автомобиль. Для этого он и его брат Дмитрий поехали в Алматы и купили там машину-фургон “ниссан сани”, пригнали и все время держали в гараже, а по ночам, складывая грунт в строительные мешки, вывозили и распихивали по два мешка в мусорные контейнеры. Никто ни о чем и не догадывался, потому как в каждом дворе в мусорных контейнерах лежит строительный мусор после ремонта квартир.

Тоннель в сторону банка парни начали рыть с 15 декабря 2008 года. Ширина тоннеля составила 90 сантиметров, высота - 100 сантимет­ров. Определили они и график, по которому каждую ночь должны были проходить по 60 сантиметров грунта. Потолок, стены и пол укрепляли специально закупленными досками. Пол выложили строительным профилем, сделав самодельные рельсы для тележки из толстой фанеры и рамы на колесах. На нее грузили грунт и с помощью лебедки поднимали наверх. В тоннель старатели провели вентиляцию и электрическое освещение.

В мае 2009 года Гаврилины были уже прямо под зданием Цеснабанка. По звукам они поняли, что оказались под депозитарием, но их это не интересовало, и братья начали рыть в противоположную от депозитария сторону вдоль стены здания. Через некоторое время работу прекратили, чтобы по звукам понять, правильно ли двигаются. Затем продолжили копать и через несколько метров решили выйти на поверхность. В ночь с 17 на 18 октября, пробив снизу бетонный пол, землекопы оказались в подсобном помещении. Аккуратно убрав за собой и положив толстый лист фанеры, сверху уложили линолеум в то же положение и стали копать в другую сторону. Во второй раз воры вылезли прямо под оружейной комнатой охраны и, увидев сейфы с оружием и боеприпасами, поняли, что опять ошиблись.

Братья спокойно вернулись назад, убрали за собой. Закрыли гараж, продали машину и стали жить дальше обыкновенной жизнью законопослушных граждан. На свою авантюру Гаврилины потратили больше 500 000 тенге, заработанных в дневное время на рынке “Эталон”, где торговали строительными материалами.

Масштабный снимок выхода.

Ну а в банке второй лаз заметили сразу: на следующий день охрана забила тревогу. Потом будет вызов полиции, возбуждение уголовного дела, соз­дание следственно-оперативной группы, звонки, беспокойство больших людей. Группу сыщиков возглавит Арман ОРАЗАЛИЕВ, в то время работавший первым заместителем начальника ДВД Астаны.

Судя по материалам уголовного дела, сначала установили владельца гаража, он дал показания и предоставил данные на некоего Перова. Нашли настоящего Перова, который рассказал, как потерял свои документы. Потом пробили номер машины, на которой Гаврилины вывозили грунт. Ну а дальше по этой нитке раскрутили дело. Вызвали для беседы Михаила в РОВД, после расспросов предъявили ему обвинение и задержали. Сопротивляться мужчина не стал, дал чистосердечное признание. С явкой с повинной пришел и младший брат Дмитрий. Но, как я понял по материалам следствия и приговору суда, всю вину на себя взял старший брат, да и состава преступления у младшего особо не было. Видимо, простили ему.

Очевидцы рассказывали, как проходил суд. В конце процесса было ощущение, что все участники просто сдружились, даже судья был благосклонен к подсудимому.

Фоторобот преступника (из материалов уголовного дела).

Был такой эпизод на заседании. В суд явилась представительница Цес­набанка Асем Нурпеисова с иском к Михаилу Гаврилину о возмещении ущерба. Без малого 2,6 миллиона тенге, по подсчетам банка, пришлось потратить на латание дыр после несостоявшегося ограбления. На что Гаврилин в недоумении сказал, что сумма чересчур завышена, 800-900 тысяч вполне достаточно. Судья также засомневалась:

- Почему вы включили в стоимость работы по ремонту депозитария, если он туда не проникал? Причем здесь потолок и стены в оружейной комнате - разве он их трогал? А текущий ремонт какое отношение имеет к преступлению? Для получения полных ответов гособвинитель рекомендовал на следующее заседание привести представителя строительных фирм - пусть объяснит расчеты.

В итоге судья Семенова взыскала в доход государства в виде издержек всего 67 200 тенге, а ремонт и исправление своих оплошностей банкиры закрывали за свой счет.

12 апреля 2010 года вынесли приговор: Михаилу Гаврилину, как ранее несудимому, суд отмерил четыре года колонии общего режима. Он не стал обжаловать этот вердикт и поехал отбывать свое наказание. Сейчас-то Гаврилин давно на свободе. Надеюсь, что это стало для него и его младших братьев большим уроком.

Печатается с сокращениями.

Аскар Джалдинов, журналист газеты “Время”

Поделиться
Класснуть